(Продолжение. Начало 1, 2, 3, 4, 5)
Церковь Святого Воскресения, остров Кадьяк |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Вы не можете себе представить ощущения гордости за своих пращуров после просмотра этого спектакля.
Хлопали мы артистам долго и от души. Отфотографировали весь спектакль. Кричали «браво» и после выступления пожимали руки в знак благодарности знакомым кадьякцам, занятым в некоторых ролях.
После спектакля выступил мэр острова Кадьяк Роберт Броди: «Очень здорово, что на нашем юбилейном, двадцать пятом, спектакле присутствуют русские гости!..»
Празднование открытия Русской Америки у них проводится с 1966 года, и мы были первыми русскими, присутствовавшими на премьере спектакля 25-го сезона в 1991 году. Эти представления продолжались несколько дней. С экипажем яхты «Авача» мы распевали в окружении кадьякцев песни под гитару и балалайку на русском языке. Помогали ремонтировать крышу на декоративных домах сцены-арены природного театра, а потом от души хлопали артистам-энтузиастам, занятым в спектакле.
Удивительно то, что русские песни они учат по своей транскрипции и поют, не понимая слов, зато с искренним наслаждением выводя раздольные и разудалые музыкальные рулады.
Когда их маленький оркестр русских народных инструментов заиграл «Яблочко», я сорвался с места, выскочил на сцену-поляну и стал плясать этот популярный у нас матросский танец. Пляшу я его довольно-таки профессионально, потому что выступал с ним в ранней юности в школе, а потом четыре года в мореходке на всех концертах. Когда перешел к присядке – американцы пришли в неописуемый восторг, а сделанное в заключение полусальто привело их в бурный экстаз. Громкие аплодисменты сопровождались одобрительными выкриками. Американцы, оказывается, очень темпераментные зрители.
А в следующем, 1992, году спектакль показали в последний раз. Я несколько раз спрашивал Георгину, когда она в 1993-м прилетала на Камчатку, почему его перестали ставить, но вразумительного ответа так и не получил. «Автор снял его для переработки, потому что после общения с русскими увидел в нем много недостатков и упущений», – говорила она.
За неделю кадьякских празднеств «Крик дикого барана» посмотрело большое количество русских туристов. После нас сюда, по пути в Ситку, заходили два пассажирских теплохода, набитых советскими делегациями, учебный фрегат «Паллада» и несколько владивостокских яхт. И вы представьте состояние американцев и их властей, когда подвыпившие русские мужики после просмотра спектакля, бия себя в грудь, со слезами на глазах от умиления к увиденному, убежденно вещают: «Ведь это наша земля! Эх! Дураки! Продали Русскую Америку!» А тут еще группа «Любэ» голосом Николая Расторгуева безапелляционно голосит из динамиков круизных теплоходов, обращаясь к Америке: «Отдавай-ка землицу Алясочку!..»
Поневоле задумаешься: пускать ли в следующий раз вот так свободно русских в Америку?
Золотые купола православия
Всего на острове Кадьяк семь русских православных церквей, две из которых – в городке Кадьяк, одна – на островке Спрус-Айленд.
В одну из кадьякских церквей, церковь Святого Воскресения, мы и отправились с Георгиной третьего августа, в последний день нашей стоянки. Отвез нас туда ее муж Чарли. Пока шла служба, мы сели на лавку в стороне от людских глаз, и я стал осматривать помещение. Просторный, хотя и небольшой зал заставлен двумя рядами лавок с высокими резными спинками на манер обстановок католических церквей. На маленьком пространстве перед алтарем, посередине, стоит большой сундук, обитый красным бархатом, в котором покоятся мощи святого Германа. На стенах и иконостасе яркие не русского письма иконы: пресвятая Богородица Троеручица, Иисус Христос, Николай Угодник, святой Василий Великий, святой Тихон – патриарх московский и всея Руси, святой преподобный Серафим Саровский, святой преподобный Ксенофонт, святые Федор, Юлиан и архангел Гавриил. В гладких современных окладах. Все позолочено. Ярко, броско, но смотрится бедновато.
По окончании службы, распрощавшись с прихожанами, к нам подошел настоятель церкви Святого Воскресения отец Иоан Забинко и протянул для приветствия сразу обе руки. Небольшого роста, пухленький, розовощекий улыбающийся мужчина средних лет. Стали с ним разговаривать. Георгина переводит.
В основании этой церкви самое активное участие принял святой преподобный Герман, мощи которого здесь и покоятся. Приплыл он на Кадьяк с первой духовной миссией из Охотска в сентябре 1794 года. Был он послушником Валаамского монастыря, находившегося в те годы на территории русской финляндской колонии, а родился в Серпухове в купеческой семье. Восемь священников-миссионеров прибыли тогда сюда по приглашению Александра Андреевича Баранова. «Убогий Герман», как он сам себя называл, был самым младшим среди них. Он стал незаменимым носителем и пропагандистом православной веры в Америке. Смело заступался и бескорыстно помогал всем униженным и оскорбленным, как аборигенам, так и русским. И еще при жизни стал почитаться святым среди населения Аляски.
Обладая некоторыми гипнотическими и медицинскими способностями, взял на себя обязанности целителя и лечил русских и туземцев от различных болезней. А также обучал при церкви детей аборигенов русскому языку и обращал местные племена в христианскую веру.
О его благодеяниях и сверхъестественных способностях сохранилось много легенд. Вот некоторые из них.
Когда они еще только плыли на Аляску, в Беринговом море разыгрался жестокий шторм. Судно лишилось парусов, а вместе с ними и управления, и несколько дней носилось в пене окатывающих волн. Команда и пассажиры надели чистое нательное белье и приготовились умирать, но молодой тогда еще посланец Валаама Герман пробрался на нос судна и стал усердно молиться Господу о спасении. Молился до тех пор, пока буря не утихла.
По прибытии на Кадьяк, когда они проживали в первом русском поселении в бухте Трех Святителей, на острове произошло сильное землетрясение с последовавшим цунами. Вода стала резко уходить от берега, среди поселенцев и алеутов началась паника. Своим спокойствием и хладнокровием он помог организовать быстрое перемещение людей на более возвышенные места, а сам взял икону Пресвятой Богородицы и пошел с ней на берег. Поставил на песок в некотором отдалении от прибойной полосы и объявил, что вода не зайдет за икону. И точно: волна цунами докатилась до установленной им иконы и, поплескавшись перед ней, стала отступать.
Потом священнослужители переселились в Павловскую гавань, на северо-восток острова, куда Александр Баранов перенес в 1792 году свою резиденцию. Здесь архимандрит Иоасаф, прибывший во главе миссии (в миру Иван Ильич Болотов 1757 г. р., погиб вместе с отцом Стефаном при крушении судна «Феникс» на Аляске в 1799 году) основал церковь Святого Воскресения. Освящена она была в начале 1796 года, и Убогий Герман стал ее настоятелем. А за несколько лет до смерти (умер 13 декабря 1836 года) уединился на небольшом лежащем через проливчик от поселка островке Еловом (Спрус-Айленд), где построил скит, часовню и дом-приют для туземных детей-сирот, которых сам обучал грамоте и молитвам. Это свое поселение он назвал Новым Валаамом. Здесь и отошел тихо, мирно в молениях за великую православную державу и ее покорных рабов.
(Продолжение следует.)
Геннадий Струначев-Отрок
«Рыбак Камчатки», № 49, 07.12.11