(Продолжение. Начало 1, 2, 3, 4)

 

А. Баранов
А. Баранов

И вот как-то зашел к ним корабль из России. Товарищи Баранова побросали местных жен (сыновей и дорогие вещи попрятали в большие сундуки, будто везут домашний скарб) и стали грузиться на судно.

 

Баранов с оставшимися промышленниками и казаками стали отбирать детей и уговаривать друзей не уезжать отсюда. Обещал отослать с этим кораблем петицию царю, чтобы Россия прислала священников для обучения русских переселенцев и их детей грамоте и обращения алеутов в православную веру. В конце концов, ему удалось уговорить большую часть друзей остаться на Кадьяке.

-------------

Через пару лет к ним приплыли священники. Согласно историческим датам, миссия сия прибыла в Павловскую губу 24 сентября 1794 года на новом, выстроенном Шелиховым в Охотске галиоте «Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст». С этой миссией приплыли: архимандрит Иосоаф, иеромонахи Афанасий, Ювеналий, Макарий, иеродиаконы братья Нектарий и Стефан и самый молодой послушник Герман. Увидев их черные рясы, алеуты в страхе разбежались. Сначала было большое пиршество по поводу приезда новоселов, потом – крещение аборигенов и обучение их русскому языку.

 

Священники думали, что едут в обжитые земли, а когда ступили на берег и увидели, что здесь для них не приготовлены ни церкви, ни жилье, – приуныли. Однако делать ничего не оставалось, как вместе с прихожанами браться строить и благоустраивать приходы по всему Кадьяку и далее – по «матерой земле» Аляска.

 

Баранов стал налаживать жизнь на осваивающихся территориях Кадьяка и материковой части Аляски вплоть до залива Принс Вильямс на северо-востоке. Ему пришлось приложить неимоверные душевные и физические усилия, выдержку, чтобы усмирить начавшиеся еще до его приезда распри между алеутами, эскимосами и многочисленными племенами индейцев, а также среди промышленников-старожилов – партий конкурирующих купцов Шелихова и Лебедева. И между теми и другими вместе.

 

Добившись заметных успехов в колонизации завоеванных земель, он в лето 1804 года, следуя заветам данной ему в Охотске инструкции, на небольшом паруснике «Ермак» со 120 русскими (вооруженной командой судна, казаками и промышленниками) и партией из 900 аборигенов на 400 байдарах отправляется на завоевание непокорного гнезда индейцев-тлинкитов (колошей) – острова Ситха. К этому времени сюда подошел и совершавший первое кругосветное плавание под командованием Ю.Ф. Лисянского шлюп «Нева».

 

Видя такую армаду плавсредств и воинства на их бортах, тлинкиты сбежали с оседлого места. Пока Баранов на месте индейского поселения строил будущую столицу Ново-Архангельск, они на другом конце острова соорудили хорошо укрепленную деревянную крепость. И стали готовиться к войне с бледнолицыми, периодически нападая на еще не огороженный острог. Переговоры с воинственными тлинкитами ни к чему не привели. И тогда Баранов отдал распоряжение штурмовать индейскую крепость и сбросить колошей в море.

 

1 октября (по новому стилю) партнеры по военной акции пошли на приступ, как со стороны берега, так и со стороны моря. В боевых действиях принимал участие и шлюп «Нева», поддерживая наступающих огнем судовых батарей, а затем высадив десант под командованием лейтенанта П.П. Арбузова.

 

Шесть дней Баранов с переменным успехом штурмовал крепость, но 7 октября индейцы бежали с острова. В этой осаде погибло 8 русских (в том числе 3 матроса с «Невы»), 10 туземцев-союзников и 16 конягов-кадьякцев. Ранено было более двух десятков русских, в том числе сам Баранов и лейтенант Повалишин, и 6 туземцев. (Эх! Забытые страницы истории! Вот где русские вестерны писать! Получше бы американских были. Но назывались бы «остерны». – Г. С.-О.)

 

Индейцы так и не могли отвоевать Ситху, сколь ни пытались впоследствии это сделать. А в один из дней вождь тлинкитов-ситхинцев привел к Баранову своих детей и говорит: «Земля эта наша, но вы ее завоевали. Теперь нашим детям жить негде. Мы должны их убить». Потом вывели за ворота острога и поубивали.

 

Вождь другого племени колошей привел Баранову свою дочь и предложил в жены. Баранов ответил, что уже имеет жену в России. Однако товарищи уговорили его жениться на индианке, чтобы избежать вражды с местным племенем.

 

От нее, нареченной после крещения Анной, родились сын Антипатр и дочь Ирина. Антипатра потом Баранов отправил с Головиным в Санкт-Петербург на учебу, где тот стал морским офицером.

 

27 лет Баранов успешно управлял Русской Америкой. За это время ему присвоили звание коллежского советника, наградили именной медалью на Владимирской ленте, а за «реконкисту» Ситхи по ходатайству графа Н.Л. Румянцева от императора Александра Первого в 1806 году был вручен орден Святой Анны 2-й степени. Несколько раз Баранов просился в отставку, ссылаясь на то, что стал стар для подвижнических беспокойных дел, но удовлетворили его ходатайства только в 1818 году.

 

В конце июля 1817 года в Ново-Архангельск пришел из Петербурга корабль Русско-Американской кампании «Суворов» под командованием лейтенанта З.И. Понафидина, а 20 ноября – 12-пушечный корабль «Кутузов», возглавляемый капитан-лейтенантом Леонтием Гегемейстером, с товарами и припасами для колонии на полмиллиона рублей. Гегемейстеру было поручено сменить Баранова на посту управляющего Русской Америкой. Но, ознакомившись с положением вещей в этой «дыре», он с тоской представил себе собственное положение и не решался объявить о своем намерении Баранову, хотя тот слезно умолял Гегемейстера забрать его в Россию. Решился он на этот шаг только после того, как произошло сватовство лейтенанта с «Суворова» Семена Яновского к дочери Баранова Ирине. Обрадованный таким стечением обстоятельств, Гегемейстер уговорил Яновского принять на себя после свадьбы хлопоты по управлению этим обширным краем вместо него. Тот дал согласие, и 11 января 1818 года Гегемейстер официально объявил Баранову о смене его на этом посту и предъявил соответствующие документы на свои полномочия.

 

27 ноября 1813 года Баранов на корабле «Кутузов», возглавляемом все тем же Гегемейстером, сдав бразды правления Яновскому, оставил свои колонии.

 

Проводить его пришло все население Ново-Архангельска. Приехал даже некогда враждебный тойон тлинкитов Катлиан в сопровождении своего воинства. Одному из индейских вождей, старому другу (по-видимому, тестю), Баранов подарил свою кольчугу, которую постоянно носил под одеждой.

 

По пути на родину корабль зашел в порт Батавия (Джакарта) на острове Ява и простоял целый месяц. Александр Андреевич тяжело заболел и 18 апреля 1819 года скончался. Для 73-летнего Баранова оказался смертельным экваториальный климат. Тело его по морской традиции и завещанию было предано воде по пути следования в Зондском проливе.

 

На дату окончания правления А.А. Баранова на Аляске и Алеутах проживал 391 человек русского происхождения, 256 креолов и 8 448 туземных жителей.

 

Геннадий Струначев-Отрок

(Продолжение следует.)

«Рыбак Камчатки», №48, 30.11.11

http://www.iks.ru/~rybak/

.