Певек
Певек
После полуторамесячного антракта в заполярной навигации в акватории Чаунской губы вновь появились суда - теплоходы «Иоганн Махмасталь» и «Синегорск», прибывшие из Архангельска в сопровождении ледоколов «Капитан Драницын» и «Адмирал Макаров».
 
Караван не только доставил в Певек грузы, необходимые для продолжения строительства береговых сооружений первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции, но одним лишь фактом своего появления в порту самого северного города России подтвердил возможность судоходства по Севморпути в условиях арктической зимы.
 
Суда, совершающие беспрецедентный для этого времени года переход, ждали в Певеке с 26 декабря. Однако меняющаяся ледовая обстановка внесла коррективы в первоначальные сроки прибытия, продлив их более чем на 10 дней. Лишь в Рождество темноту полярной ночи прорезали лучи мощных прожекторов появившихся на горизонте судов.
 
Экстремальный рейс завершился экстремальной швартовкой
 
Около суток корабли стояли на рейде, так как в самом северном городе России разыгрался «южак» - порывы юго-восточного ветра достигали 38 метров в секунду. И докеры во главе с бригадиром-стивидором Николаем Бушняком ждали благоприятного момента, чтобы пришвартовать судно и начать его обработку. Однако и здесь Арктика показала свой крутой нрав.
 
Когда теплоход «Иоганн Махмасталь» под руководством лоцмана морпорта Певек Владимира Редлера, воспользовавшись установившимся затишьем, начал швартоваться у третьего причала, внезапно поднялся штормовой ветер. Завершалась швартовка уже в экстремальных условиях при ветре со скоростью до 35 метров в секунду.
 
Об этом рассказал главный диспетчер порта Валерий Лысенко, отметивший, что судно пришвартовали удачно и быстро благодаря опытному лоцману и заблаговременной подготовке портовиков, которая велась в период ожидания прибытия судов.
 
- Всё это время мы поддерживали канал с чистой водой, - добавил капитан порта Олег Клюйков. - Наш буксир «Николай Таврат» окалывал лёд, с помощью грейфера и подъёмного крана ледовые глыбы грузили на машину и увозили. Толщина ледового покрова Чаунской губы сейчас небольшая, порядка полуметра, и я считаю, нам очень повезло, что нынешней зимой в Заполярье стоит такая сравнительно тёплая погода.
 
Добавим, что 7 января в Певеке был побит многолетний рекорд положительных температур - почти плюс 2 градуса (предыдущий рекорд был зарегистрирован в этот день в далёком 1970 году).
 
Разгрузка теплохода «Иоганн Махмасталь» началась в ночь на 9 января и завершилась за двое суток. А 10 января вечером к причалу стал теплоход «Синегорск». Так что вполне возможно, что к концу текущей недели караван судов отправится из Певека в обратный путь.
 
Через четыре моря
 
Поднявшись на борт ошвартовавшегося у причала первым теплохода «Иоганн Махмасталь», мы узнали интересные подробности этого уникального ледового похода, который, несомненно, войдёт в историю развития Северного морского пути.
 
С палубы было хорошо видно, как в глубине трюмов кипит работа: докеры стропят 23-метровые трубы диаметром больше метра, огромные биг-беги с сыпучими стройматериалами. Два портальных крана методично достают грузы из трюмов и перемещают их в ожидающий на причале спецтранспорт.
 
Капитана судна Василия Артёменко мы застаём на капитанском мостике, за разговором с машинным отделением, где продолжается техническая подготовка ходовой части судна для обратного перехода. Капитан показывает нам карту маршрута каравана судов и комментирует основные моменты ледового похода.
 
- С 14 декабря мы шли своим ходом практически по чистой воде из Белого моря в Карское, до острова Белый, а затем начался лёгкий лёд, - сообщил Василий Петрович. - Дальше мы двигались уже под проводкой дизель-электрического ледокола Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын» - через пролив Вилькицкого, море Лаптевых. На подходе к этому проливу мы впервые вошли в массив труднопроходимого льда. Временами ледокол протаскивал «на усах» (буксировка вплотную. - Прим. ред.) каждый теплоход через канал, проложенный в ледовой перемычке, по очереди. А 28 декабря в проливе Санникова к нам присоединился более мощный ледокол «Адмирал Макаров». Вместе с крупнейшим в мире атомным ледоколом «50 лет Победы» он участвовал в проводке трёх сухогрузов с востока в морской порт Сабетта на Ямале, а затем возглавил наш караван. Пролив мы прошли неплохо, а вот на входе в Восточно-Сибирское море нас встретили тяжёлые дрейфующие льды, и началось очень сильное сжатие, до трёх баллов.
 
Как пояснил Василий Артёменко, третья степень сжатия - самая высшая, это очень опасно. Льды могут повредить корпус, вывести из строя рулевое устройство и винт, из-за чего судно становится неуправляемым.
 
Капитан показал нам личную видеосъёмку, запечатлевшую безграничную мощь арктической стихии: «Иоганн Махмасталь» стоит на месте, так как не может двигаться, а за бортом из морских недр идёт буквально извержение огромных ледяных глыб. Наслоение и торошение достигали такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта на 2-3 метра. Хорошо, что это происходило в нескольких метрах от судна.
 
Ещё один опаснейший участок Севморпути - ледовая перемычка севернее Медвежьих островов.
 
- Когда сменился ветер с северного на южный, ледовая обстановка немного улучшилась, и мы начали двигаться быстрее, дошли до Медвежьих островов и там… застряли, - вспоминает капитан. - Многолетний остаточный лёд толщиной больше метра плотно перекрыл трассовую часть. Небольшую перемычку всего в 3 мили (порядка 5 километров. - Прим. ред.) проходили почти сутки. Сначала ледоколы попытались провести нас обычным способом. Однако при ветре со скоростью 15 метров в секунду и большом сжатии льда канал, пробитый ледоколом, сразу складывался и не давал возможности войти теплоходу. Поэтому решили поступить по-другому: впереди шёл «Адмирал Макаров», за ним «Капитан Драницын» тащил на коротком буксире теплоход до благоприятного места. Затем ледоколы возвращались за вторым теплоходом. Это был один из самых сложных участков Севморпути.
 
На протяжении маршрута на теплоходе несколько раз в день принимали прогнозы погоды, постоянно держали связь с ледоколом «Капитан Драницын», под проводкой которого шёл «Иоганн Махмасталь», связывались с береговыми службами Северного морского пароходства, которому он принадлежит, с морским портом Певек, передавая главному диспетчеру Валерию Лысенко очередную дату планируемого прихода в порт.
 
- Всё было под контролем, - заключил наш разговор капитан теплохода. - Последним препятствием на пути в Певек стал Айонский ледяной массив, припай в Чаунской бухте, но и с ними мы справились. Надо сказать, что теплоход «Иоганн Махмасталь» приходит в Певекский порт уже третий раз. Конечно, в более благоприятных условиях мы преодолевали этот путь за 11 дней, теперь понадобилось 25. Но, как показывает наш новый опыт, доставка грузов по Севморпути может быть круглогодичной, под проводкой современных ледоколов. Всегда испытываешь удовлетворение от хорошо выполненной работы, а в этот раз нас переполняет особое чувство гордости за то, что даже в сложнейших условиях арктического мореплавания мы решаем поставленные задачи по грузоперевозкам, тем самым способствуя реализации важных государственных программ.
 
Кстати
В обратный путь на запад теплоходы также отправятся гружёными: они примут на борт технику ООО «Гидропромстрой», отработавшую на реконструкции Певекской плотины, а также контейнеры.
 
Из первых рук
Губернатор Чукотского АО Роман Копин:
- Есть как минимум два важных фактора, делающих это событие знаковым. Во-первых, это позволит продолжить работу над крайне важным проектом - обустройством береговых сооружений для будущей установки  ПАТЭС. Во-вторых, использование Северного морского пути в середине зимы раскрывает перед регионом большие перспективы. Это яркий пример того, что Чукотка готова к круглогодичному обслуживанию Арктической магистрали. Возможно даже, что в дальнейшем мы перестанем зависеть от навигационного периода.
 
Раиса Синькевич,
«Крайний Север»,
Певек (Чукотка).
http://www.ks87.ru/163/6290.html