Новый экскаватор, отданный Чубиным в залог, за долги Хабаровского района. Фото автора
Новый экскаватор, отданный Чубиным в залог, за долги Хабаровского района. Фото автора
13 января, аккурат в День российской печати, редакция портала «Дебри-ДВ» опубликовала ответ пресс-службы администрации Хабаровского муниципального района сразу на две наших публикации под заголовками «Как изощренно убивают малый бизнес в Хабаровском районе» и «Зачем разрушать то, что еще работает?»
 
Возмутителем спокойствия и главным фигурантом материалов был директор ООО «Коммунальные сети Ракитенские» (КСР) Сергей Алексеевич Чубин. Поскольку реакция районных властей в лице почему-то анонимной пресс-службы была довольно острой и создавала видимость, что директор чуть ли не последний негодяй и аферист, мы, естественно, отправились к Сергею Чубину вновь – извините за парафраз, за комментариями по поводу чиновных комментариев.
 
Сразу скажем, что наш собеседник не стал комментировать вещи, которые ничем иным, как чиновничьими отписками не назовёшь, но по существу вопросов все-таки постарался ответить, а еще высказался, что совершенно не видит смысла вступать в бесполезную перепалку с чиновниками Хабаровского района, и ждёт-не дождётся 31 мая 2017 года. Эта дата, когда его предприятие прекращает договор на обслуживание котельной и теплотрасс, поскольку работать с чиновниками Хабаровского района у него уже не осталось никакого желания.
 
О пресловутой недособираемости тарифа
 
Процитируем часть ответа администрации Хабаровского района:
 
«Информация, изложенная в статье, о проведении капитальных ремонтов за счет собственных средств директора ООО «КСР» Чубина С.А. посредством инвестиций не соответствует действительности. Текущие ремонты объектов теплоснабжения проводились ООО «КСР» за счет средств, предусмотренных на данные цели тарифом на теплоснабжение.»
 
- В котельную на Ильинке мы вложили 11 лет назад 2,5 млн руб., - поясняет Сергей Чубин. - Это связано с тем, что тариф не покрывает всех расходов на ремонт. Эти деньги мы изыскали за счёт других видов нашей деятельности, например, заработали на промывке, на опрессовке и т.д. то есть, провели по статье «прочие услуги» - эта наша, так сказать, хозрасчётная деятельность.
 
По словам Чубина, например, за 2015 год населению начислено 14 млн 606 тыс. руб., а оплачено населением 12 млн 361 тыс. руб. и соответственно предприниматель недополучил 2 млн 245 тыс. руб.
 
- Ну, как можно ещё объяснить этим людям, которые сидят в районе и отвечают за ЖКХ? – продолжает директор ООО «КСР». - Какие ещё можно приводить примеры и доводы? А это самые что ни на есть капитальные вложения, которые невозможно внести в тариф, вернее, нет никакого желания со стороны района нам их компенсировать. По тарифу за указанный период мы собрали на 84%, а 16% - это недособираемость от тарифа. Спрашивается, причём здесь тариф, на который ссылаются чиновники в своем ответе? Да мы просто свои кровно заработанные деньги вкладываем для поддержания жизнедеятельности предприятия. Это и есть самые настоящие инвестиции, тем более мы властям постоянно предоставляем отчёты, неужели не видно, что цифры не сходятся? И каждый год мы, занимаясь другими видами деятельности, покрываем эти убытки Как у них только язык поворачивается называть это некапитальными вложениями? А ведь эти деньги я просто мог пустить на зарплаты и премии сотрудникам, вот тогда бы это не являлось капитальными вложениями.
 
Как поясняет Чубин, то, что закладывается в тариф, это не выполнимо в полном объёме. Можно сказать, что эти недополученные 2 млн 245 тыс. руб. это и есть все ремонты, которые КСР производило за свой счёт ежегодно! В тарифе ведь в основном что закладывается - зарплата, налоги, аренда и совсем небольшой процент остаётся на ремонт. Понятно, если предприятие ежегодно недобирает 10-20%, то средств на ремонт в тарифе попросту не остается. Это же простая арифметика.
 
Любопытный факт, связанный с методами работы администрации Хабаровского района, привели нам на предприятии. На 2017-й год РЭК (региональная энергетическая комиссия) в целях снижения затрат населения исключила из тарифа на горячее водоснабжение арендную плату за котельные. То есть, в отопительный период с января по 31 мая 2017 года ООО «КСР» не должно платить аренду за использование этого объекта Хабаровскому району, потому что в тарифе нет арендной платы.
 
- В свою очередь мы написали председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района Эдуарду Кононову письмо, что с нас район не должен взимать аренду, - поясняет Чубин. – А чиновник нам ответил, что вы всё равно должны платить. Это как понимать? Мы должны платить арендную плату району, а с населения эти расходы мы не можем взимать? Прям какая-то благотворительность выходит. Я уже не хочу ни с кем спорить, ругаться, надоело, да и бесполезно это всё.
 
Приносим извинения за счетчики
 
Далее в ответе администрации района читаем:
 
«По информации, представленной главным инженером ООО «Управляющая компания» (организация, управляющая многоквартирными домами в селе Ракитное) Шильниковым А.В., ООО «КСР» не осуществляло безвозмездной установки индивидуальных приборов учета холодной воды в квартирах многоквартирных домов. Данные приборы учета были установлены в течение 2015-2016 годов и в текущем году ООО «КСР» выставило через ООО «Сбытовая компания» всем собственникам квартир в домах, где такие приборы учета установлены, квитанции на внесение единоразового платежа за установленный прибор учета (пропорционально доле каждого собственника в праве собственности на общедомовое имущество).»
 
В этом случае наша редакция должна принести извинения за неточность. Действительно, индивидуальные приборы учёта ООО «КСР» устанавливало не на безвозмездной основе, но общедомовые приборы учёта устанавливались исключительно за собственные средства предприятия и тарифом это не компенсировалось. Другой вопрос, что Сергей Чубин своим подходом к делу показывал и доказывал, что пришёл работать не на один день, а надолго, и потому вкладывал собственные средства в развитие инфраструктуры.
 
А нельзя ли было по-человечески?
 
Еще несколько абзацев в официальном ответе администрации района касается помещений:
 
«В адрес администрации Хабаровского муниципального района были направлены обращения от Ракитненского сельского поселения, КГБУЗ «Хабаровская районная больница», министерства здравоохранения Хабаровского края о необходимости предоставления дополнительных площадей для организации амбулатории в с. Ракитное.
 
Единственным помещение на территории села Ракитное, подходящим по своим параметрам для организации амбулатории, являлось помещение, занимаемое под офис ООО «КСР» расположенном по адресу: с. Ракитное, ул. Центральная, 32. Администрацией района было предложено ООО «КСР» освободить занимаемые помещения.
 
Хабаровский муниципальный район испытывает острый дефицит свободных помещений, предназначенных для размещения офисов организаций. Тем не менее, руководству ООО «КСР» были предложены варианты размещения офисных служб в помещениях административного здания, расположенного в с. Калинка. Данное здание оснащено отоплением, водоснабжением и водоотведением, в котором располагаются отделение почты, магазины, парикмахерская, организация ЖКХ.
 
В отношении помещения, ранее занимаемом ООО «КСР»: в настоящий момент идет оформление документов по переходу права собственности из казны района в государственную собственность Хабаровского края. После оформления документов перехода права собственности, в 2017 году запланирован капитальный ремонт и оснащение медицинским оборудованием.»
 
- Первое, что хотелось бы сказать по этому так называемому ответу, - возмущается Сергей Чубин. - Вы представляете себе, где находится Калинка, а где Ракитное? Между ними 25 километров! Как я оттуда буду обслуживать свои объекты? Да просто какая-то элементарная неисправность, и что получится, слесарь потратит минимум полдня, дабы съездить в оба конца? А почему не предложили, например, в Новокуровке (смеется)? Это же ещё хватило кому-то совести дать такой ответ?
 
И второе, как считает Чубин, чиновникам можно было бы по-человечески решить вопрос. Мало того, что предприятие вынудили разорвать договор, который был заключен на 25 лет, так дали менее месяца на сборы, и КСР этот быстрый переезд встал в 600 тыс. руб. Можно ведь было и не торопиться с переездом. Ведь районная власть сама пишет, что «…в настоящий момент идет оформление документов по переходу права собственности из казны района в государственную собственность Хабаровского края. После оформления документов перехода права собственности, в 2017 году запланирован капитальный ремонт и оснащение медицинским оборудованием.»
 
Разве нельзя было отработать хотя бы 2016 год, и не торопиться, помещение ведь совсем не используется. Более того, можно было бы и подождать до мая (до окончания отопительного сезона и завершения всех договорных отношений с Чубиным).  Но чиновники решили по-иному отнестись к малому бизнесу.
 
Ссылка на УФАС неуместна?
 
Нельзя не коснуться и реакции администрации Хабаровского района, касающейся условий аренды:
 
«По вопросу продления договоров аренды недвижимого имущества с ООО «КСР»: организация арендует объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в с. Ракитное, с. Гаровка-1, с. Ильинка. В отношении таких объектов действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей, касающихся передачи их во владение и (или) в пользование.
 
Изменение условий договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе продления срока действия, подлежат согласованию с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю. Согласие УФАС по Хабаровскому краю было получено на заключение договора аренды только на объекты теплоснабжения, на основании данного согласования администрация района заключила договор аренды с ООО «Коммунальные сети Ракитненское» сроком действия до 31.05.2017.
 
В части оформления в 2017 году договорных отношений с ООО «КСР» на объекты водоснабжения и водоотведения от УФАС по Хабаровскому краю получен отказ, в результате чего организация не имеет права эксплуатировать данные муниципальные объекты с 01.01.2017 (срок окончания договора аренды).»
 
- Если бы администрация Хабаровского района подала документы по объектам водоснабжения и водоотведения полгода назад вместе с документами на объекты теплоснабжения в УФАС, то проблем бы не возникло, - парирует директор КСР. - И тогда бы антимонопольная служба, скорее всего, дала бы разрешение на право их использования как минимум до мая 2017 года. А так как документы по водоснабжению и водоотведению были поданы Хабаровским районом в УФАС аж в конце 2016 года, то, естественно, там не разрешили заключать с нами договор. Не знаю, сделано это специально или по безалаберности, но факт на лицо – с 1 января 2017 года функции по водоснабжению и водоотведению в районе осуществляет МУП «Осиновореченское», это при том, что они к этому просто не готовы. Даже машин по подвозу холодной воды в частный сектор у них не было, а у меня были. Я даже пошёл на уступки и продал эти водовозки им в рассрочку, хотя мог бы этого не делать, но не страдать же от этого простым людям.
 
Лазейка не по духу, а по букве закона
 
Продолжаем читать полуанонимный документ пресс-службы администрации Хабаровского района:
 
«Передача с 01.01.2017 объектов водоснабжения и водоотведения в хозяйственное ведение МУП «Осиновореченское» является вынужденной мерой, принятой для предоставления жителям населенного пункта бесперебойных услуг водоснабжения и водоотведения. Весь технический персонал ООО «КСР», осуществляющий обслуживание систем водоснабжения и водоотведения, принимается с 01.01.2017 на работу по трудовым договорам в МУП «Осиновореченское».»
 
Заметим, что в интервью журналу «Дальневосточный энергопотребитель» начальник управления инвестиционной политики и развития коммунальной инфраструктуры министерства ЖКХ Хабаровского края Татьяна Власкина говорила следующее:
 
«…Согласно закону с 1 января 2015 года в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса (по концессии прим. ред.), превышает пять лет …, передача права владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению. …»
 
Из комментария краевой чиновницы следует, что если коммунальные объекты до 1 января 2015 года находились в управлении частных организаций и если срок аренды по этим объектам заканчивается за границей 1 января 2015 года, то по истечению действия такого договора передать эти объекты в управление частной компании можно только по договору концессии.
 
Но в этом ворохе чиновных бумаг есть лазейка, которая образовалась не по духу закона, а по его букве. Оказывается, можно такие объекты передать в МУПы. Скорее всего, как предполагают предприниматели, в спешке и было поручено бывшему директору Андрею Василенко организовать такой МУП «Осиновореченский». Он как раз был создан после 1 января 2015 года.
 
Стоит предположить, что этот механизм является, скорее, исключением, нежели повсеместным руководством к действию, так как по «духу закона» инвестиции в сферу ЖКХ должны «проистекать» именно через частных инвесторов, а МУПы просто не справятся с этой задачей.
 
У вас на порядок все лучше, чем у остальных
 
Да, надо признать, формально администрация района не имела права без разрешения УФАС продлевать срок аренды по договорам на объекты водоснабжения и водоотведения. Но насчёт «вынужденной» меры по передаче этих объектов в недавно созданный МУП «Осиновореченский» возникает большой вопрос.
 
На самом деле администрация Хабаровского района зная, что большинство договоров с частными компаниями-арендаторами подходят к концу, должна была позаботиться о проведении конкурсов в которых бы, участвовали частные инвесторы. И главное большая часть из них была бы из числа ранее эксплуатирующих частных организаций. Но этого чиновниками сделано не было. Они решили, что малый бизнес все стерпит? Или мы ошибаемся?
 
- Председатель комитета по обеспечению жизнедеятельности администрации Хабаровского района Олег Басов в присутствии всех говорил в отношении ООО «КСР», дескать, Сергей Алексеевич, у вас на порядок всё лучше, чем у остальных, - припоминает директор Сергей Чубин. -  Весной 2016 года Басов пообещал заключить со мной концессионное соглашение. Дал контакт своего зама Евгения Терлеева и сказал, что тот от меня запросит необходимую для концессии документацию. Со своей стороны, изрядно потратив время, мы предоставили всё, что от нас истребовали. После этого на совещаниях с руководителями коммунальных предприятий Басов не раз приводил коммунальщикам пример, мол, ООО «КСР» уже подало документы на концессию, не отставайте и вы…. А в сентябре 2016 года администрация района резко меняет риторику: будет два МУПа, один по холодной воде и канализации, другой по котельным и по транспортировке горячей воды, а частникам места в этой схеме нет!
 
Где деньги, Зин?
 
Ответ за подписью и.о. министра Е.Г. Костенко
Ответ за подписью и.о. министра Е.Г. Костенко
Разбираемся дальше с ответом администрации Хабаровского района:
 
«В отношении информации, содержащейся в статье, относительно размера задолженности по арендным платежам и пени в бюджет района необходимо отметить следующее:
 
Хабаровский муниципальный район не является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность с целью получения дохода. Арендные платежи являются одним из значимых собственных доходных источников бюджета района. В данном случае речь идет о плановом исполнении доходной части бюджета. Поэтому размер пени, предусмотренный в договорах аренды, направлен на предупреждение нарушения сроков внесения арендных платежей. Гражданским кодексом предусмотрено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Согласно условиям договора аренды земельного участка, заключаемого с уполномоченным органом администрации Хабаровского муниципального района, предусмотрена неустойка в виде пени в размере 0,5%, что не противоречит действующему законодательству РФ и допускается принципом свободы договора. Арендатор вправе при подписании договора выразить свое несогласие с условиями путем направления протокола разногласий в адрес другой стороны, иначе условия договора считаются принятыми. Так же, ст. 333 Гражданского кодекса РФ предоставляет суду право на снижение размера неустойки, согласно которой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе такую неустойку уменьшить. Стоит отметить, что если бы ООО «КСР» соблюдались сроки внесения арендных платежей, то и размер пени по договору аренды потерял бы свою значимость.»
 
- Я уже устал повторять, что район нам недоплатил 2 млн 245 тыс. руб. и именно по этой причине мы не можем вовремя оплатить арендные платежи району за коммунальное имущество, - продолжает директор Чубин. -  Допустим, на 1 января 2017 года Хабаровский район мне уже должен 3 млн 350 тыс. руб. за возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию с начала отопительного периода.
 
А если рассматривать ситуацию на 17 января этого года, то, по словам Чубина, ему должны в районе уже около 4 млн руб.
 
- Почему власти так поступают? – задается вопросом Чубин. - Почему с предпринимателя можно требовать арендные платежи и накручивать пеню, а свои обязательства по оплате поставленных услуг не выполнять? Ну какой инвестор с таким подходом сюда придёт? У меня только за уголь долг сейчас что около двух миллионов рублей, по налогам задолженность выросла, в ПФР перестал платить, но районных чиновников это нисколько не волнует. И таких коммунальных предприятий по району десятки, просто большинство по разным причинам стараются об этом не говорить.
 
Уточним, что 9 декабря 2016 года по вопросу образовавшейся в отношении ООО «КСР» директор Чубин написал претензию в министерство ЖКХ Хабаровского края и в администрацию Хабаровского района. Из краевого минжилкомхоза пришёл ответ за подписью и.о. министра Е.Г. Костенко, где чётко говорится, что согласно действующему законодательству (цитируем письмо):
 
«…расчёт и возмещение убытков ресурсоснабжающим организациям осуществляет администрация Хабаровского муниципального района.» И далее, «По вопросу выплаты субвенции на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, на 2016 год необходимо обратиться в администрацию Хабаровского муниципального района»
 
То есть, и.о. министра ЖКХ в этом письме указывает на то, что чубинские целевые субвенции уже пришли в район. Остаётся лишь задать риторический вопрос к району: «Где деньги, Зин?»
 
Сейчас Сергей Чубин все же готовит исковое заявление в суд к администрации Хабаровского района, хотя это лишние расходы и головная боль.  Но деваться директору некуда. Его бизнес, похоже, обложили такими чиновными красными флажками, что в глазах рябит. Любопытно, кто все-таки и зачем их расставляет в районе? А, может, не в районе, а где-то повыше?
 
- Я даже, не могу взять ссуду в банке, чтобы погасить задолженность перед своими поставщиками, они же знают, что я работаю по май 2017 года, - завершает разговор директор ООО «КСР» Сергей Чубин. -  За уголь я уже отдал в залог за полцены свой новенький экскаватор и, соответственно, если на него завтра найдётся покупатель, то я его лишусь, и уголь на котельные будет нечем подавать. Как вам такой расклад?
 
Алексей Петров