1. Был я вчера на выездном мероприятии краевого министерства образования, прямого отношения к демографии не имевшем, но где однако прозвучал показавшийся мне весьма любопытным доклад заведующей отделом социального развития и факторных рынков Института экономических исследований ДВО РАН Екатерины Леонидовны Мотрич. Назывался он «Анализ демографической ситуации в Дальневосточном регионе» и, признаюсь, доклад добавил мне изрядную порцию пессимизма, хотя я общем и целом отдаю себе отчет в происходящем на Дальнем Востоке.
Данных и графиков было немало, но не стану приводить их все, лучше сформулирую, так сказать, сухой остаток.
2. По данным ДВО РАН, сейчас Дальневосточный федеральный округ, площадь которого составляет 36,4% от всей территории страны (более трети!) населяют только 6,4 млн человек. Это лишь 4,5% от численности всех россиян. Такой же показатель был у региона в достаточно далеком 1975 году, но тогда иной являлась динамика. Своего пика численность дальневосточников достигла в 1991 году – около 8,1 млн человек – и с тех пор она неуклонно снижается. Менее чем за два десятка лет мы потеряли более полутора миллионов – каждого пятого.
Есть лишь два фактора уменьшения населения – естественная убыль и миграционный отток. В целом по Дальнему Востоку преобладает вторая причина – аж 87%! На долю первой – превышения смертности над рождаемостью – приходится только 13%.
Хабаровский край тут выглядит своеобразной аномалией – он теряет свое население в основном из-за естественной убыли, доля миграции сравнительно невелика. Также миграция не играет главную скрипку в Приморском крае и ЕАО, хотя там она в процентном соотношении выше, чем в Хабаровском крае. На прочих же территориях Дальнего Востока со значительным отрывом преобладает миграция. В общем-то это довольно легко объясняется более суровым климатом – жители северных районов предпочитают перебраться если и не за границу и не на запад страны, то хотя бы на юг федерального округа. Кстати, 37% дальневосточников убывают в ЦФО, ЮФО и СЗФО.
3. Упоминался в замечательной книге братьев Стругацких «Обитаемый остров» фантастический термин – демографическое давление. Мне кажется, его вполне можно ввести для Дальнего Востока – за близкой границей в не столь уж обширном Северо-Восточном Китае проживает как минимум столько же людей, сколько во всей огромной России. Их куда больше ста миллионов против шести с хвостиком миллионов дальневосточников. И это вторая угроза безопасности государства в свете сокращения численности населения региона. Первая – катастрофическое уменьшение доли трудоспособного населения. Это и понятно – уезжают в основном квалифицированные специалисты, часто с детьми. Даже многие из тех, кто состоялись на Дальнем Востоке, не видят для своих детей здесь будущего, предпочитая отправлять тех учиться за границу с тем, чтобы они там в итоге и остались.
Рождаемость, кстати, тоже не радует. Если в 1986 году на Дальнем Востоке появились 146 902 ребенка, то в 1999-м – только 65 тысяч. Сейчас ситуация чуть лучше, но только за счет взросления поколения бэби-бума 80-х. И если для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на сто семей приходилось 215 детей, то в наше время этот показатель составляет около 160. В сельской местности ситуация с рождаемостью становится близкой к городской.
Продолжительность жизни на Дальнем Востоке отстает от общероссийского показателя на 2,8 года и составляет для женщин 71 год, а для мужчин – 59 лет. И если в среднем по стране данные показатели в последние годы стали потихоньку расти, то на востоке страны они продолжают неуклонно снижаться. Кстати, на рубеже 1980-х и 90-х годов разница в продолжительности жизни дальневосточников и жителей средней полосы России составляла 1,8 года.
По прогнозу ДВО РАН, при неизменности нынешних тенденций, к 2050 году население ДФО снизится до 3,9 млн человек. При этом, понятно, численность трудоспособного населения будет сокращаться быстрее общего числа дальневосточников.
Такие вот грустные результаты исследований. Веет от них безнадежностью...
dkphoto,
dосужие фотозарисовkи, 29.09.10