Валерий Мозолевский, генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой». Один из наиболее грамотных специалистов строительной области ДФО, который заслужил уважение не только у коллег из Дальневосточных СРО, но – даже у некоторых скрытых и явных оппонентов, которые не могут не признавать его гражданскую позицию. А позиция проста: не врать, не воровать и двигаться в направлении оздоровления строительной отрасли.
Минувшим летом на Мозолевского было совершено нападение после того, как он обнародовал факты «темных делишек» на ниве аукционного освоения бюджетных средств. При этом, заметьте, он не поддался эмоциональной составляющей, спокойно проанализировал документы и факты, и по прошествии времени – выступает на страницах журнала «Архитектура и строительство Дальнего Востока» со своим аналитическим материалом.
«...Противоречия неизбежны
В настоящее время конкретных требований к квалификации специалистов служб государственных и муниципальных заказчиков, требований по повышению их квалификации, нет. Считаю, что в такой ситуации, противоречия между СРО и заказчиками будут только нарастать.
Во многих случаях, в настоящее время, государственных и муниципальных заказчиков ничего не интересует, кроме освоения выделенных средств. Любыми путями. Других задач часто у них нет. К сожалению, про качество объектов и их безопасность вспоминают только, если что-то случится. Практически часто заказчики работают «на авось», им сейчас почему-то не до качества: хоть «как-нибудь» да «быть бы живу...». Почему мы всегда крестимся лишь после того, как грянет гром?
На этом «переломе интересов» вынуждено развиваться саморегулирование в строительстве. Законные интересы СРО в строгом соблюдении требований Градостроительного Кодекса РФ заказчиками зачастую встречают активное сопротивление чиновников строительного комплекса в регионах и муниципалитетах, недовольство подрядчиков, которые привыкли работать «при заказчиках», не утруждаясь ответами в части качества и безопасности работ. Таким образом, для выполнения законных требований к СРО относительно повышения качества работ и с целью предупреждения возможности нанесения ущерба третьим лицам ненадлежащим выполнением работ, руководители и специалисты (контролеры) СРО вынуждены предъявлять претензии к заказчикам относительно качества проектной документации, помогать своим членам оспаривать результаты торгов (аукционов), работать с региональными УФАС и прокурорами субъектов РФ и районов, участвовать в судебных процессах.
Грамотное СРО – лучший контроллер
Мы отслеживаем выполнение строительных работ на многих объектах Сахалинской области, особенно, если победитель аукциона снизил начальную цену более чем на 25%, а если снижение начальной цены более 40% – все эти объекты автоматически ставятся на контроль качества работ. Мы уверены, что при снижении цены более чем на 15%, если есть проектная документация и стоимость определена на основании сметы, выполнить строительные работы без ущерба качеству и безопасности объекта и без нарушения трудового и налогового законодательства, невозможно. При снижении начальной аукционной цены более чем на 25%, выполнить контракт возможно только или при сговоре с заказчиком, или при уверенности в безграмотности, в абсолютной халатности заказчика, – применяя контрафактные и несоответствующие требованиям технических регламентов строительные материалы, конструкции, технологии. В большинстве таких привлеченная рабочая сила из ближнего и дальнего зарубежья. Почему на это, зачастую, не обращают внимания контрольные и надзорные органы?
Относительно покушения на меня в конце июня 2010 года в Южно-Сахалинске могу сказать – лично я считаю, что причину покушения я практически описал выше, в этом объяснении положении дел в строительстве. Руководители СРО, которые хотят защитить членов СРО от выполнения работ при отсутствии качественной проектной документации, что существует практически повсеместно при капитальном ремонте объектов, включая работы по монтажу навесных вентилируемых фасадов, замене (реконструкции) плоских кровель на скатные крыши, реконструкции проезжей части городских улиц и подобных, без качественного строительного контроля со стороны заказчиков и без сопровождении объектов Госстройнадзором, вынуждены честно выполнять свою работу под страхом возможных нападок и со стороны безответственных или безграмотных чиновников, и со стороны безответственно и безграмотно работающих руководителей организаций, особенно которые по неизвестным причинам получили Свидетельства о допуске к работам максимум за пять дней при подаче заявления за пределы региона.
«Не лезьте в наши объекты!»
Уже сейчас, например, мне, после покушения, в грубой форме одним из чиновников было сказано, что нам нечего вникать в строительные работы на объектах. Мы, мол, мешаем осваивать капвложения. Было сказано, что мы должны более активно заниматься качеством работ, но «в сами объекты не лезьте». Заметили? Позиция такова. «Вы отвечаете, но не мешайте». Когда я сказал, что на одном из объектов необходимо остановить работы, так как они не соответствуют аукционной документации и резко понижают пожарную безопасность этого объекта, что подтверждено независимой экспертизой государственной организации из Москвы, мне ответили: «Что ты себе позволяешь, ты что, хочешь сорвать работы, а кто и когда освоит выделенные средства?».
Меня удивляет ситуация, когда бракодел, руководитель, занимающийся подлогом документов на применяемые материалы, применяющий контрафактные материалы, который абсолютно не понимает и не знает требования к выполнению работ по контракту, что создает реальную угрозу жизни населения… А заказчик и Госстройнадзор области заняты одной проблемой, как оправдать работу этой организации и как доказать, что они все нормально делают, хотя сами подписали акт при проверке областной прокуратурой, что проектной документации на работы нет, и что документы на материалы не соответствуют реально примененным материалам при выполнении работ…
…Tакая практика существует, например, при выполнении работ на устройстве вентилируемых фасадов на жилых домах и на корпусах, в том числе областной больницы. Притом, что в 2009 году УФАС области выиграло во всех трех судебных инстанциях иск к муниципальному заказчику города Южно-Сахалинска о недопущении проведения аукционов на выполнение подобных работ на ряде жилых домов без разработки проектной документации и без разрешения на строительство. Кроме того, в 2009 году и начальник департамента строительства и вице-губернатор, курирующий строительство области и минрегионразвития РФ письменно подтвердили, что работы по устройству навесных вентилируемых фасадов затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности, надежности объектов капитального строительства, и выполнять их без разрешения на строительство и без Госстройнадзора невозможно.
Прокуратура области в 2009 году разослала предостережение всем заказчикам о недопущении нарушения требований Градостроительного Кодекса РФ при выполнении этих работ. Департамент строительства тоже разослал письма об этом всем муниципальным и областным заказчикам.
При этом и на этом фоне, муниципальные и областные заказчики проводят аукционы без проектной документации и начинают работы без разрешения на строительство и практически не осуществляют стройконтроль, чем провоцируют дальнейшую деквалификацию работ и специалистов и повсеместно снижают пожарную и механическую безопасность жилых домов и важных социальных объектов.
Безответственность, халатность, сговор, безграмотность или что-то другое понуждает заказчиков и Госстройнадзор не исполнять поручения и предписания сегодня уже заместителя председателя правительства Сахалинской области, минрегионразвития РФ и министра строительства области. Может быть эти письма – это игра? А как тогда быть с предостережением прокурора области? Или «некоторые» все так же уверены, что решат все вопросы и с прокуратурой? Интересная ситуация!
Получается, что высокое начальство реагирует, с себя ответственность снимает, а их прямые подчиненные демонстративно не исполняют служебные обязанности и предписания. Это что-то новое в строительной отрасли. Или они сами не уважают мнение своих руководителей различного ранга? Мне трудно об этом судить.
На что все упомянутые «ответственные работники» надеются? На «авось»? На то, что их в очередной раз «пронесет»?
Нет, господа. Достанет рок вас в самый неподходящий момент. Это закон. Бог видит все, хотя многие из вас «прилежно» крестятся, особенно когда вас снимают на ТВ. Каждому воздастся. Очнитесь. Вспомните о качестве вашей работы, качестве объектов капитального строительства, о безопасности людей.
Все должны знать и помнить, что строительство и иная связанная с ним деятельность является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Это записано в п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ. И это, как и СНиПы, ГОСТы написано кровью потерпевших людей. Эти требования надо уважать и выполнять. Или уходить с работы, чтобы не позорить высокое звание строителей.
Или другой пример, когда в 2009 году в одном из районов Сахалинской области на аукционе отдали предпочтение организации без лицензии и без Свидетельства о допуске от СРО. Срок окончания работ по достройке корпуса школы по контракту – 25 декабря 2009 года. Конечно же, эта организация не выполнила контракт. Госстройнадзор, вместо того что бы потребовать от заказчика разорвать контракт, остановить работы и оштрафовать подрядчика, так как работы выполнялись без лицензии и без Свидетельства СРО, незаконно дал время этому подрядчику получить Свидетельство до конца 2009 года.
Конечно подрядчик не получил Свидетельство о допуске, потому что он не имел специалистов для этого. Опять же противозаконно с этим подрядчиком был продлен контракт на продолжение работ в средине февраля 2010 года. Только 15 марта эта организация купила Свидетельство о допуске сразу на практически всевозможные работы
в одной, известной своей деятельностью московской СРО. Однако и до настоящего времени школьный корпус не сдан, а подрядчиком и заказчиком занимаются следственные органы. На этом фоне нападки могут дойти и до покушений.
Разделение функций приведет к повышению качества
Я считаю, что основная причина в криминальной ситуации в строительстве, как раз в этом. Требовать качественного и безопасного выполнения работ на объектах государственного и муниципального заказа в первую очередь должны надлежащие лица из областных и муниципальных структур.
Они имеют или должны иметь знания, имеют или должны иметь специалистов строительного надзора, специалистов строительного контроля, нанятых проектировщиков и изыскателей. Они должны держать высокую планку качества и безопасности на объектах социальной сферы и социального жилья!
Только тогда ситуация оздоровится и все строители займутся безопасным и качественным выполнением работ. ...Поэтому я считаю, что покушение на меня не имеет под собой причин разборок внутри строительного сообщества между СРО.
Считаю основной причиной этого преступления – неурегулированность ответственности заказчиков за безопасность и качество объектов капитального строительства, зачастую, отсутствие надлежащих специалистов у заказчиков по строительному контролю и отсутствие программ и планов их переподготовки, отсутствие квалифицированных специалистов в службе Госстройнадзора, по количеству и по специальностям, в соответствии с переданными им функциями государством.
Также считаю причиной криминализации отрасли – отсутствие четкой и продуманной системы планирования и управления выполнением программ развития строительного комплекса в области, планирования на перспективу, выделения и оформления земельных участков, планирования и выделения средств на задел изыскательских и проектных работ по развитию инфраструктурных объектов населенных пунктов, то же – по организации задела изыскательских и проектных работ для строительства социальных объектов за счет бюджетов разных уровней, планирования и планового выделения средств на обследование объектов и подготовку ПД на объекты капитального ремонта в муниципалитетах и в областном подчинении. Такую работу наскоком нельзя сделать. Это как раз и есть работа на авось.
Также всем имеющим отношение к строительству (руководящим, контролирующим и надзирающим лицам), по моему убеждению, надо постоянно учиться, особенно сейчас, когда ситуация и законодательство в строительстве меняются стремительно. Градостроительный Кодекс РФ, технические регламенты, СНиПы и ГОСТы, связанные со строительством, должны стать настольными книгами (материалами) у всех, кто считает себя причастными к строительству.
...По нашему мнению, то, что министерство строительства Сахалинской области наряду с функциями регулирования строительной деятельности, контроля и управления выполняет функции государственного заказчика и проводит торги на подрядные работы – не помогает наведению порядка в строительной отрасли Сахалинской области, так как министерствo поневоле вынуждено находить оправдания незаконной деятельности заказчиков по размещению заказов без наличия оформленных в установленном порядке земельных участков, без наличия качественных результатов инженерных изысканий и полной и оформленной проектной документации, получившей положительную оценку Госстройэкспертизы. Как результат этого – неучастие Госстройнадзора области в строительном процессе (особенно при реконструкции и капремонте объектов).
Это как раз способствует снижению качества строительства и снижению безопасности объектов капитального строительства, что входит в противоречие с основными целями саморегулирования в строительстве и нарушает основополагающие требования Федерального закона Технический регламент О безопасности зданий и сооружений надо постоянно учиться, особенно сейчас, когда ситуация и законодательство в строительстве меняются стремительно. Градостроительный Кодекс РФ, технические регламенты, СН иПы и ГОСТы, связанные со строительством, должны стать настольными книгами (материалами) у всех, кто считает себя причастными к строительству.
Необходимо знать, что Российская Федерация или субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за причинение вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства наряду с лицами, в том числе саморегулируемыми организациями строителей, если вред причинен в результате не соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации, и имеет при этом положительное заключение органа Государственного строительного надзора.
То есть, при отсутствии сопровождения строительства, реконструкции или капитального ремонта Государственным строительным надзором и, как следствие, отсутствии положительного заключения Госстройнадзора по работам и объекту в целом, государство или субъект государства не участвует субсидиарно (50% на 50%) со СРО при возмещении ущерба из средств компенсационного фонда СРО.
Поэтому, не исполняя Градостроительный Кодекс РФ при организации строительства, реконструкции и капремонта, заказчик преднамеренно или по халатности ставит под угрозу целостность компенсационного фонда СРО проектировщиков и строителей. Мы «против» этого, мы «за» повышение качества строительных объектов будем бороться всеми доступными законными способами! Мы вынуждены будем обратиться за помощью к Национальному объединению CPO строителей и Национальному объединению СРО проектировщиков для защиты интересов нашего СРО и всех СРО, в которых получили Свидетельства о допусках строительные организации Сахалинской области.
Мы требуем защиты от продолжающихся незаконных действий муниципальных и государственных заказчиков, особенно в части проведения аукционов на строительные работы без наличия оформленного в установленном порядке земельного участка, или при подготовке к передаче объекта капитального строительства для капитального ремонта без предоставления в составе аукционной документации полного комплекта материалов инженерных изысканий (или обследований объектов капстроительства), полного комплекта проектной документации, положительных заключений Государственной экспертизы, материалов инженерных изысканий (обследований объектов при их подготовке к капитальному ремонту) и проектной документации и без получения, при заключении контрактов, разрешения на строительство...»
«Архитектура и строительство Дальнего Востока», № 8-9, 2010.
(в сокращении)