Уважаемые коллеги!

Уважаемые депутаты Законодательной Думы Хабаровского края,

Хабаровской городской Думы!

Уважаемые лидеры профсоюзных организаций учреждений здравоохранения края, представители медицинской общественности

и средств массовой информации!  


 

 

А. Витько
А. Витько

В апреле текущего года, выступая с отчетом в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин, заявил о широкомасштабной реформе системы здравоохранения, рассчитанной на ближайшие два года.

 

Обязательным условием получения средств из федерального бюджета является принятие регионами собственных программ модернизации здравоохранения, которые должны быть разработаны с учетом индивидуальных особенностей каждой территории, эпидемиологии заболеваемости, структуры смертности, софинансирования из региональных бюджетов.

 

До 01 октября 2010 года все субъекты федерации должны представить свои региональные программы модернизации в Минздравсоцразвития для согласования.

 

Министерство здравоохранения края завершает работу над проектом программы модернизации здравоохранения Хабаровского края и сегодня готово представить вам основные ее направления и мероприятия.

 

Готовы в ходе публичного обсуждения выслушать конструктивную критику, конкретные предложения, ответить на интересующие вас вопросы.

 

По итогам нашей дискуссии проект краевой программы модернизации в кратчайшие сроки будет доработан и представлен на рассмотрение Губернатору края.

 

В начале своего доклада считаю необходимым остановиться на основных предпосылках и идеологии предстоящей коренной реформы нашей отрасли, заложенной в проектах новых федеральных законов.

 

За последние пять лет охрана здоровья населения стала приоритетом государственной социальной политики. Этот период отмечен многими новациями, которые непосредственно затронули сферу здравоохранения.

 

С 2005 года реализуется национальный проект «Здоровье».

На первом его этапе приоритетным направлением являлось развитие первичной медико-санитарной помощи, которое включало оснащение учреждений диагностическим оборудованием, обновление скорой медицинской помощи, подготовка и закрепление кадров.

 

За прошедший период объем централизованных поставок оборудования в лечебные учреждения края за счет национального проекта составил 9 тысяч единиц на общую сумму 463 млн. рублей, что позволило значительно улучшить техническую оснащенность первичного звена отрасли.

 

В настоящее время 2866 человек работников участковой службы, скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских пунктов получают дополнительные денежные выплаты, ежемесячный размер которых составляет от 4 до 20 тысяч рублей.

 

Национальный проект включает также масштабную программу профилактики заболеваний, в том числе вакцинацию и диспансеризацию населения, борьбу с инфекционными заболеваниями, внедрение новых программ медицинского обследования новорожденных, значительное увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи.

 

Начиная с 2007 года, краевые государственные учреждения здравоохранения выполняют государственное задание на оказание высокотехнологичной помощи по профилям нейрохирургия,  онкология, педиатрия, абдоминальная хирургия, травматология и ортопедия. Количество квот, выделяемых краю за счет федерального бюджета , выросло с 200 в 2007 году до 1379 в 2010 году, что позволило повысить удовлетворенность населения края в данном  виде медицинской помощи и получить дополнительный источник финансирования заработной платы для специалистов, непосредственно участвующих в ее оказании.

 

С 2008 года национальный проект перешел на более содержательные направления - сосудистую, онкологическую, дорожную и другие. Таким образом, задачи расширились - не только улучшить материально-техническую базу, но и выстроить систему оказания помощи непосредственно тем категориям пациентов, которые чаще всего умирают от инсультов, инфарктов, онкологических заболеваний и дорожно-транспортных происшествий. Это первостепенные причины смертности в Российской Федерации.

 

С 2010 года в нацпроект «Здоровье» включен еще ряд мероприятий направленных на борьбу с туберкулезом: обследование населения, лечение больных и проведение профилактических мероприятий. Несмотря на то, что уже существует подпрограмма «Туберкулез» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями».

 

Единая идеология для всех новых направлений национального проекта заключается в следующем.

 

Федеральный бюджет выделяет деньги на приобретение дорогостоящего  высокотехнологичного оборудования, а регионы обязаны подготовить помещения, кадры и организовать оказание медицинской помощи таким образом, чтобы обеспечить улучшение одного из самых важных демографических показателей, каким является уровень смертности населения.

 

Правительство Хабаровского края использует каждую возможность, предоставляемую субъектам федерации для укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения за счет средств федерального бюджета. Мы участвуем во всех новых направлениях национального проекта, кроме сосудистой программы, участие в которой мы планируем в 2012 году.

 

В целом национальный проект «Здоровье» позволяет краю ежегодно привлекать из федерального бюджета более 1,0 млрд. рублей.

 

Наряду с федеральными, в крае приняты и успешно реализуются краевые целевые программы «Здоровое поколение», «Демографическое развитие Хабаровского края», «Предупреждение и борьба социально-значимыми заболеваниями», «Комплексные меры противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков», «Пожарная безопасность»,  «Информатизация отрасли здравоохранения», предусматривающие бюджетные инвестиции в сферу здравоохранения. Общий бюджет краевых целевых программ на 2010 год составляет 84,1 млн. рублей.

 

Как результат - отмечается положительная динамика отдельных демографических показателей.

 

За период 2005-2009 годы смертность населения в крае снизилась на 16% и составила в 2009 году 13,6  на 1000 населения, что лучше среднероссийского показателя, который составил 14,2.

 

Показатель младенческой смертности  снизился  на 21,5% с 13 до 10,2 промиле на 1000 родившихся живыми.

 

Наметилась положительная тенденция снижения показателя смертности от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований. Увеличилась до 66,2 лет продолжительность жизни населения.

 

Вместе с тем, особую озабоченность вызывает высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. Удельный вес умерших в возрасте 15-59 лет в 2009 году составил 38,7%.

 

Высокой остается смертность населения от неестественных причин, таких как несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе полученные при дорожно-транспортных происшествиях.

 

В самой сфере здравоохранения решены далеко не все проблемы. Перечислю основные их них:

 

- материально-техническая база здравоохранения, особенно муниципального звена, изношена. Почти половина зданий и сооружений лечебных учреждений требуют капитального ремонта или реконструкции. Значительная часть медицинского оборудования эксплуатируется более 10 лет;

- величина тарифов за оказываемые медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования не покрывает всех затрат на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами, что не позволяет обеспечить необходимое качество лечения и равнодоступность;

-  уровень заработной платы медицинских работников, особенно врачебного персонала, является недостаточным;

- действующий механизм финансирования учреждений здравоохранения, являясь затратным, не создает стимулов к сокращению издержек, экономии бюджетных средств, повышению качества предоставляемых услуг.

 

Рост заболеваемости, старение населения закономерно ведут к увеличению потребности населения в медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных видов. Вместе с тем, в силу перечисленных проблем доступность и качество медицинской помощи не соответствуют современным требованиям.

 

В связи с недостаточностью профилактической направленности здравоохранения растет доля обращений к врачу по поводу хронических заболеваний. Сегодня 70 процентов средств здравоохранения тратится на дорогостоящую стационарную помощь по сравнению с 30 - 35 процентами в западных странах; 75 – 80% врачей в России работают в больницах, в то время как на западе менее 50 процентов; средняя продолжительность пребывания пациента в стационаре - 17 дней, в странах Запада - 10 дней.

 

Большинство участковых и районных больниц сегодня не соответствуют своему предназначению, не укомплектованы врачебными кадрами, до 50 процентов больничных коек отдаются так называемым «социальным» пациентам, компенсируя недостатки системы социальной защиты.

 

Все это потребовало пересмотра на высшем государственном уровне стратегических подходов и планов по дальнейшему развитию здравоохранения в России.

 

Основой планируемой модернизации станет изменение законодательства об обязательном медицинском страховании и основах охраны здоровья граждан.

 

В соответствии с проектом Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» каждый гражданин будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования.

 

Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.

 

Информация об учреждениях здравоохранения и страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, будет доступна для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сети Интернет.

 

Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 

Проект Закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

 

В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями.

 

В действующих условиях тариф на медицинскую помощь по базовой программе обязательного медицинского страхования включает лишь расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и мягкого инвентаря, и является неполным, что ограничивает участие частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования.

 

В целях повышения доступности медицинской помощи за счет включения в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, законопроект предусматривает переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. То есть оплата медицинской помощи будет осуществляться по тарифу, включающему все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу.

 

Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь - с 2015 года.

 

Второй не менее значимый для нас Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также предусматривает ряд коренных преобразований в организации здравоохранения.

 

Фактически данный законопроект предусматривает переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

 

Он вводит понятия и определения, которые до настоящего времени не имели однозначного толкования. Это такие понятия, как: «здоровье», «диагностика», «профилактика», «лечение», «реабилитация», «пациент», «заболевание» и другие.

 

Кардинальным является перераспределение полномочий в сфере здравоохранения, в частности - возложение обязанностей по организации оказания медицинской помощи гражданам в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и по развитию сети медицинских организаций на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Вследствие этого ранее возложенные на органы местного самоуправления полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи передаются Правительству Хабаровского края.

 

Что касается органов местного самоуправления, то они наделяются полномочиями по обеспечению организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения только в случае делегирования им в установленном порядке соответствующих полномочий.

 

Проектом федерального закона предусматриваются  существенные изменения в институте медицинской помощи.

 

Так, при сохранении прежней классификации медицинской помощи по видам: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, и скорая медицинская помощь установлены новые критерии для их идентификации.

 

Кроме того, в характеристику медицинской помощи включены форма (плановая, экстренная, неотложная) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно).

 

Так, первичная медико-санитарная помощь определяется, как первый уровень контакта граждан с системой здравоохранения и первый этап непрерывного процесса охраны здоровья.

 

Она подразделяется в свою очередь на первичную доврачебную и первичную врачебную в зависимости от уровня подготовки медицинского персонала, участвующего в оказании медицинской помощи.

 

Скорая медицинская помощь, характеризуется как оказываемая экстренно и вне медицинской организации и включает в себя мероприятия по медицинской эвакуации.

 

Проектом федерального закона впервые дается характеристика таким понятиям как «порядок оказания медицинской помощи» и «стандарт медицинской помощи».

 

Существенно усиливаются требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью. Такое право будут иметь физические лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Кроме того, начиная с 2015 года претенденты на занятие медицинской и  фармацевтической деятельностью должны будут иметь свидетельство об аккредитации, которое будет выдаваться в результате прохождения процедуры  определения соответствия готовности специалиста  к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

      

Вводятся нормы, устанавливающие ограничения для медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. В частности,  медицинские работники и руководители медицинских организаций, не вправе принимать подарки, денежные средства, оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий.

 

Проектом федерального закона устанавливаются права и обязанности медицинских организаций, деятельность которых должна будет осуществляться в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

 

Вводится обязанность медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами.

 

Впервые в проекте федерального закона четко определены условия оказания платных медицинских услуг гражданам, соблюдение которых позволит разграничить их предоставление с бесплатной медицинской помощью, оказываемой в рамках территориальных программ государственных гарантий.

 

В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, что не подлежат оплате:

 

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения и т.п.), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

-  размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-  пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-  медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии  возможности  их проведения  медицинской и иной организацией,  оказывающей медицинскую помощь пациенту;

- оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям.

 

На период 2011- 2012 года предусмотрены следующие особенности реализации нового закона об обязательном медицинском страховании.

 

Средства, полученные в связи с увеличением ставки тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, будут направлены на следующие цели:

 

300 млрд. рублей – на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений, приобретение медицинского оборудования в соответствии с современными требованиями;

 

24 млрд. рублей – на внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

 

136 млрд. рублей на повышение уровня обеспеченности стандартов предоставления медицинских услуг по таким статьям затрат, как заработная плата медицинского персонала, лекарства, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование. За счет указанных средств будет также осуществляться софинансирование оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим пенсионерам.

 

Проект краевой программы модернизации здравоохранения предусматривает участие Хабаровского края по всем ее направлениям.  

 

Первое из них - «Укрепление материально-технической базы медицинских учреждении»  предусматривает мероприятия по реструктуризация коечного фонда больниц с учетом потребности населения в видах и объемах медицинской помощи, создание межрайонных специализированных центров, приближение медицинской помощи к жителям сельской местности путем организации практик семейного врача, врачей общей практики, развития стационарозамещающих технологий.

 

Сеть лечебно-профилактических учреждений Хабаровского края на 01 января 2010 года включает в себя 105 больниц, 219 амбулаторно-поликлинических учреждений и отделений, 198 фельдшерско-акушерских пунктов, 45 станций и отделений скорой медицинской помощи.

 

Для целей программы модернизации введена новая классификация учреждений здравоохранения по уровням оказания медицинской помощи.

 

Обеспеченность коечным фондом в крае в настоящее время составляет 84,7 на 1 тыс. населения при среднем показателе по России 90,1, занятость койки составляет 327 дней в году и соответствует федеральному показателю. Однако в крае имеет место несбалансированность коечного фонда  по профилям, есть избыток коек хирургического профиля – ЛОР, офтальмология и дефицит терапевтического профиля. Как пример в 2010 году количество коек неврологического профиля составило только  434, при нормативе 614 и занятости койки 352, что свидетельствует о значительном дефиците коек данного профиля.

 

В связи с этим уже в 2010 году в соответствии с федеральным нормативом объема на стационарную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения края было перепрофилировано 550 коек круглосуточного пребывания.

 

Увеличено число коек кардиологического, ревматологического и травматологического профиля.

 

В рамках программы планируется увеличить число коек кардиологического профиля  с 481  до 512. В это число войдут койки для восстановительной терапии и реабилитации после плановых кардиохирургических операций, выполняемых в Федеральном кардиохирургическом центре.

 

Кроме того, планируется создание 4 межмуниципальных отделений.

 

На базе Краевой клинической больницы № 2, имеющей в своем составе  структурные отделения неврологического, нейрохирургического, кардиологического профиля запланирована организация регионального сосудистого центра на 90 коек. Здесь, будут получать  медицинскую помощь более 590 тысяч населения города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и района имени Лазо. Кроме того региональный центр будет оказывать медицинскую помощь, по показаниям, населению других районов края.

 

Первичные сосудистые отделения должны быть созданы в следующих учреждениях:

 

- МУЗ «Городская больница № 7» (60 коек)  для обслуживания населения г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Солнечного, Амурского муниципальных районов;

- ГУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени проф. С.И. Сергеева» (60 коек) с зоной обслуживания Нанайского, Верхнебуреинского, Советско-Гаванского,  Ванинского, Охотского, Вяземского, Бикинского, Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, Николаевского, Ульчского, имени П.Осипенко муниципальных районов. Доставка пациентов будет осуществляться линейными и специализированными бригадами скорой медицинской помощи,  санавиацией.

- в структуре Ванинской больницы ФГУ «Дальневосточный окружной медицинский центр ФМБА России» предлагается организовать кардиологическое межрайонное отделение для оказания специализированной помощи населению Советско-Гаванского и Ванинского муниципальных районах.

 

В крае наблюдается превышение норматива  коек травматологического профиля (538 при нормативе 451). Значительная часть травматологических коек развернуто внутри хирургических отделений учреждений.

 

В 2010 году в рамках совершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортным происшествиях созданы  4 травмоцентра в Вяземском, Бикинском и районе им. Лазо, второй краевой клинической больнице.

 

К 2013 году планируется довести число коек до нормативного показателя за счет создания профильных травматологических отделений во второй краевой клинической больнице и Амурском центре организации специализированных видов медицинской помощи.

 

В  рамках программы модернизации запланировано  создание  межрайонных центров амбулаторного диализа:

 

- первый из них на базе ГУЗ «Вяземский центр организации специализированных видов медицинской помощи» на 5 диализных мест для жителей Вяземского, Бикинского и им. Лазо муниципальных районов;

-  второй центр будет создан в МУЗ «Городская больница № 3» г. Комсомольска-на-Амуре на 25 диализных мест.

 

В  городах Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Амурск будут организованы межрайонные отделения для оказания дерматовенерологической помощи  населению близлежащих районов.

 

МУЗ «Кожно-венерологический диспансер» в городе Комсомольске-на-Амуре в статусе межрайонного будет оказывать амбулаторно-поликлиническую  и стационарную помощь населению города и Комсомольского района, стационарную помощь жителям Солнечного и имени П. Осипенко районов.

 

Учитывая дефицит специализированных психиатрических и наркологических коек, в городе Комсомольске-на-Амуре предусмотрена организация на базе МУЗ «Психиатрическая больница» и МУЗ «Наркологический диспансер» межрайонных стационаров.

 

К 2013 году, после проведения ремонта в МУЗ «Наркологический диспансер» г. Комсомольска-на-Амуре  число коек будет увеличено на 34, организовано межрайонное отделение стационарной реабилитации наркозависимых лиц мощностью 25 коек для населения г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, им. П. Осипенко и Солнечного  районов,  что позволит снизить дефицит наркологических коек.

 

В Николаевском и Советско-Гаванском  муниципальных районах предусмотрена реорганизация МУЗ «Психоневрологическая больница в психоневрологическое отделение центральных районных больниц.

 

В целях покрытия дефицита психиатрических коек  планируется проектирование современного типового корпуса для ГУЗ «Краевая психиатрическая больница» на 740 коек.  

 

Учитывая неблагополучную эпидемическую ситуацию по туберкулезу разработана проектная документация на строительство современного палатного корпуса для ГУЗ «Противотуберкулезный диспансер», начало строительства планируется в 2011 году.

 

Кроме того, в Николаевской ЦРБ планируется создание на функциональной основе межмуниципального центра оказания экстренной медицинской помощи для жителей северных районов.

 

Мероприятия по реструктуризации сети также предусматривают реорганизацию 14 маломощных участковых больниц в амбулатории и 8 офисов врача общей практики. Дополнительно 10 офисов врача общей практики будут созданы на базе имеющихся амбулаторий и одной участковой больницы. С учетом 6, ранее созданных офисов врача общей практики, в крае будет обеспечена возможность получения врачебной первичной медико-санитарной помощи в оптимальные сроки.

 

По вопросу организации медицинской помощи беременным женщинам более детально выступит заместитель главного врача Перинатального центра Владимирова Наталья Юрьевна, доктор медицинских наук, на этом разделе я останавливаться не буду.

 

Приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения края в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи будет осуществляться за счет:

 

-  завершение строительства  начатых ранее объектов, проведение  капитального и текущего  ремонтов;

- оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием.

 

Сегодня в отрасли эксплуатируется 727 зданий и сооружений, из которых 48 нуждаются в реконструкции и 245 в капитальном ремонте.

 

При формировании заявок на ремонты учитывались сроки исполнения предписаний надзорных органов, сроки лицензирования, приведение в надлежащее состояние зданий и сооружений.

 

Заявки поступили от 13 государственных учреждений здравоохранения и всех городских округов и муниципальных районов края, за исключением Аяно-Майского и Комсомольского муниципальных районов.  

 

В проект программы включены 80 учреждений здравоохранения, 550 объектов строительства и ремонта.

 

Общий объем средств, заявленных для реализации Программы в части строительства и ремонтов составляет 4,3 млрд. рублей, из них:

 

завершение строительства ранее начатых объектов – 1,8 млрд. рублей;

на капитальный ремонт - 1,8 млрд. рублей;

на текущие ремонты - 677,3 млн. рублей.

 

Назову наиболее крупные объекты. В части капитального строительства и реконструкции - это: пристройка к главному корпусу МУЗ «Детская инфекционная клиническая больница» имени А.К. Пиотровича администрации города Хабаровска, Операционный блок ГУЗ «Краевая клиническая больница № 2», Акушерский корпус ГУЗ «Перинатальный центр».

 

Объекты капитального ремонта: главный корпус ГУЗ «Краевая клиническая больница №1», главный корпус ГУЗ «Амурский центр организации специализированных видов медицинской помощи»; муниципальные учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница имени В.М. Истомина», «Городская больница № 2» им. Д.Н. Матвеева, городские клинические больницы № 10 и 11, родильные дома № 1 и 2 администрации города Хабаровска; муниципальные учреждения здравоохранения  городские больницы № 2, 3, 4 и 7, родильный дом № 2 администрации города Комсомольска-на-Амуре.

 

Заявляемый объем инвестиций подтвержден проектными разработками и сметными расчетами, прошедшими соответствующие стоимостные экспертизы.

 

Необходимо отметить, что за короткий период формирования заявок, руководители органов и учреждений здравоохранения в основном смогли подготовить документацию на ремонт объектов.

 

В полном объеме расчетную документацию представили: городские округа Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, Бикинский, Ванинский, Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Хабаровский, им. Лазо и П. Осипенко муниципальные районы.

 

Из общей суммы заявки по этому мероприятию 3,9 млрд. рублей планируется привлечь из федерального фонда обязательного медицинского страхования, 384,3 млн. рублей составляет потребность в средствах краевого бюджета.

 

Потребность в оснащении медицинским оборудованием формировалась на основе разработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ порядков оказания медицинской помощи, в которых прописаны стандарты оснащения и требования к медицинскому оборудованию и имеющейся потребности в замене морально и физически устаревших аппаратов.

 

В перечень на оснащение медицинским оборудованием включены 113 лечебных учреждений, общая сумма заявки - 5,6 млрд. рублей.

 

Планируется приобрести рентгенологическое и томографическое оборудование, в том числе:

 

- 3 магнитно-резонансных томографа;

- 7 компьютерных томографов;

- 2 ангиографических комплекса;

- 13 цифровых рентгеновских аппаратов на 3 рабочих места, 15 рентгеновских аппаратов;

-оборудования функциональной диагностики на общую сумму 775,0 млн. рублей, в том числе:

- 13 ультразвуковых диагностических аппаратов экспертного класса,

- 41 ультразвуковой диагностический аппарат высокого класса и другое медицинское оборудование.  

 

По источникам финансирования 5,4 млрд. рублей планируется привлечь из федерального фонда обязательного медицинского страхования, 243,0 млн. рублей составляет потребность в средствах краевого бюджета.

 

Второе направление нашей программы «Внедрение современных информационных технологий».

 

За последние годы в крае существенно повысился уровень распространения информационно-коммуникационных технологий. Информатизация охватила практически все сферы социально-экономической жизни общества. Повышается уровень компьютерной грамотности населения, интенсивными темпами растет число пользователей сети Интернет, последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства, формируется единая краевая многоуровневая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации.

 

Учреждения здравоохранения края оснащены современной компьютерной техникой с установленным лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет. Вводимые в строй новые или капитально отремонтированные учреждения здравоохранения обеспечены локальными сетями, многие подключены к высокоскоростным каналам связи.

 

В 2008 – 2009 годах на информатизацию государственных учреждений здравоохранения было направлено более 160 млн. рублей.

 

В крае активно развивается телекоммуникационная инфраструктура Единой дежурно-диспетчерской службы Хабаровского края и единая мультисервисная телекоммуникационная сеть г. Хабаровска, реализуются проекты по комплексной информатизации ряда специализированных краевых учреждений министерства здравоохранения края, ведется проектирование медицинских информационно-коммуникационных систем.

 

Постановлением Правительства края от 10 августа 2010 года  № 203-пр была утверждена краевая целевая программа  «Информатизация отрасли здравоохранение на 2011-2017 годы», с общим объемом финансирования 446,2 млн. рублей.

 

В рамках создания информационной системы в здравоохранении Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации планирует до конца 2010 года  разработать типовые программно-технические решения системы, включающие три основных модуля:

 

- электронная медицинская карта гражданина;

- электронный паспорт лечебно-профилактического учреждения;

регистр медицинских работников.

 

Кроме того, планируется создание и развитие   таких информационных систем, как электронная  медицинская библиотека, портал главных внештатных специалистов и социальной сети медицинских работников,  технологий персонального мониторинга здоровья, система поддержки принятия врачебных решений.

 

Разработка типового программного обеспечения будет осуществляться централизованно за счет средств федерального бюджета. Медицинские организации смогут бесплатно брать и внедрять программные продукты, размещенные в фонде алгоритмов и программ Минздравсоцразвития России, либо, в случае необходимости, дорабатывать уже используемые программные продукты с учетом требований.

 

Общий объем средств федерального бюджета, заявленных на реализацию  первоочередных мероприятий  информатизации отрасли, составит 365,2 млн. рублей, в том числе:

 

на проектирование и монтаж локальных сетей, оснащение рабочих мест персональными компьютерами, закупку коммутационного и серверного оборудования  для ведения персонифицированного учета оказания медицинских услуг и  электронной медицинской карты планируется направить 338,7 млн. рублей;

 

на разработку информационной системы «Запись на прием к врачу в электронном виде» -3,8 млн. рублей;  

 

на  закупку оборудования и устройство подключения  к сетям для  Обмена  теле-медицинскими данными и  внедрение систем электронного документооборота- 22,7 млн. рублей.

 

Результатом производимых мероприятий должно стать создание регионального сегмента информационной системы, содержащей данные об оказанной медицинской помощи и ресурсном обеспечении здравоохранения, наполнение которого осуществляется медицинскими организациями на основании первичных данных.

 

Третье направление краевой программы модернизации - внедрение  стандартов оказания медицинской помощи

 

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в настоящее время утверждено 633 стандарта медицинской помощи. Стандарты формируются по каждому профилю заболевания. В стандарте указывается, какие процедуры и с какой частотой должен совершать врач, какие медикаменты использовать. Каждый стандарт просчитывается экономически - это позволит нам четко понимать, какой объем ресурсов мы должны потратить на внедрение и совершенствование стандартов. С другой стороны, стандарт - это защита для врача. Если он провел лечение по стандарту, то по качеству оказанной медицинской помощи к нему не будет вопросов. Если же он нарушил стандарт и это нанесло ущерб здоровью пациентов, то это уже нарушение закона.

 

Перечень стандартов медицинской помощи, выбранных для внедрения в учреждениях здравоохранения Хабаровского края, определялся с учетом структуры заболеваемости, смертности, инвалидности в крае.

 

Это заболевания сердечно-сосудистой системы – инсульты и инфаркты, злокачественные новообразования, а также травмы и несчастные случаи. Особую, социальную окраску имеет материнская и младенческая смертность, показатель которой в Хабаровском крае выше, чем по России.

 

Для включения в краевую программу модернизации были выбраны 11 стандартов, реализация которых в учреждениях здравоохранения, поможет повлиять на смертность и инвалидность от вышеперечисленных причин.

 

Расчет стоимости проводился по методике, предусматривающей затраты в части заработной платы, медикаментов и расходных материалов.

 

Наибольшую стоимость из числа планируемых к внерению станартов составили  стандарты оказания помощи недоношенным детям и помощь при термических ожогах - около 500 тысяч рублей, 250-260 тысяч рублей обойдется один пациент, получающий лечение при инфаркте миокарда и раке молочной железы. В настоящее время средне профильный тариф по аналогичным заболеваниям в пределах 25 – 30 тысяч рублей.

 

Выбор учреждений здравоохранения для внедрения стандартов медицинской помощи осуществлялся, исходя из их готовности к выполнению стандартов (обеспеченность кадрами, оборудованием).

 

Внедрение стандартов медицинской помощи в 2011 году потребует 132,8 млн. рублей, в 2012 году -  978,9  млн. рублей, которые планируется привлечь из федерального бюджета.

 

Оплата оказанной медицинской помощи в соответствии с медико-экономическими стандартами позволит повысить уровень заработной платы работников здравоохранения (а 80% тарифа – это заработная плата), увеличить наполняемость по статье медикаменты.

 

Следующее мероприятие - поэтапный переход к одноканальному финансированию к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС расходов, оплачиваемых в настоящее время за счет средств бюджетов разного уровня.

 

В рамках перехода с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы ОМС, в крае планируется включение  с 2012 года в тариф на оплату медицинской помощи за счет ОМС следующих расходов: оплата услуг связи, транспортных и прочих услуг, приобретение (изготовление) материальных запасов. Общая сумма названных расходов составит 808,0 млн. рублей и будет передана из краевого бюджета в бюджет краевого фонда обязательного  медицинского страхования как платеж на неработающее население.

 

Мероприятия по повышению доступности и качества медицинской помощи неработающим пенсионерам предусматривают получение дополнительных финансовых средств в размере 1 тыс. рублей учреждениями здравоохранения за оказанную стационарную медицинскую помощь данной категории пациентов, и мы расцениваем это направление как своеобразный соплатеж населения за оказанную медицинскую помощь.

 

Одним  из самых значимых мероприятий нашей Программы является обеспечение потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи территориальной программы  госгарантий.

 

В настоящее время с учетом выполняемых объемов медицинской помощи  в рамках программы государственных гарантий имеются существенный дисбаланс в кадровом обеспечении врачебным  персоналом.

 

Так, численность врачей  (физических лиц) необходимых для оказания стационарной медицинской помощи по основным специальностям в целом по краю превышает на 528 человек (30% от расчетной потребности) по 20 профилям, в том числе терапия и педиатрия в 2 раза, акушерство и гинекология, хирургия  и неврология более чем на 80%.  В тоже время, в стационарах не хватает врачей - ревматологов, гастроэнтерологов, пульмонологов, фтизиатров, дефицит обеспеченности врачебными кадрами в амбулаторной сети составляет 22% (793 чел.) по 21 специальности, в том числе врачей-терапевтов участковых – 162 чел.,  педиатров участковых – около 100 человек,  в женских консультациях требуются 90 акушеров-гинекологов, более 50 хирургов, столько же кардиологов и неврологов.

 

Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы  предусматривает выравнивание структурных диспропорций в кадровом обеспечении учреждений здравоохранения Хабаровского края в зависимости от:

 

- уровня оказания медицинской помощи (амбулаторная, стационарная, скорая медицинская помощь) и типов медицинских организаций;

- объемов оказания медицинской помощи ;

- основных специальностей по профилям коечной сети.

Планирование потребности в медицинском персонале по каждому  учреждению будет осуществляться на основании баланса двух составляющих:

-  расчетной штатной численности в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по каждому профилю;

- реальной потребности в физических лицах исходя из объемов медицинской помощи, обоснованных норм нагрузки и действующего трудового законодательства.

 

В целях оптимизации структуры медицинских кадров планируется осуществлять планомерное и постепенное!!! выравнивание соотношения численности за счет переобучения высвобождающегося персонала в результате реструктуризации для укомплектования нужных должностей (профессиональная переподготовка в объеме свыше 500 часов) и мы сегодня готовы организовать это процесс с учетом интеллектуальных возможностей образовательных учреждений, в том числе имеющихся в крае.

 

При проведении оптимизации кадрового обеспечения будет учитываться:

 

- естественное движение персонала (выход на пенсию, инвалидность и другие причины прекращения медицинской деятельности).

- система переобучения высвобождающихся специалистов в результате реструктуризации персонала для укомплектования необходимых должностей.

- оптимизация структуры медицинского персонала с увеличением сложившегося соотношения «средний медицинский персонал – врач».

 

В заключение хочу подчеркнуть следующее.

 

Все мероприятия программы модернизации направлены в первую очередь  на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению, а проведение внутрисистемных мероприятий, в том числе реформирование сети, только вторично.

 

Критериями эффективности реализации программы будет являться ряд индикаторов, таких как демографические показатели, показатели заболеваемости населения, особенно социально значимыми болезнями. Основные  показатели результативности реализации Программы представлены на слайде.

 

Всех присутствующих в зале медицинских работников интересует вопрос о том, как в рамках программы модернизации планируется решать вопрос повышения оплаты труда.

 

В своем последнем интервью наш федеральный министр Татьяна Алексеевна Голикова на вопрос: «Повлияет ли внедрение новых  законов на повышение зарплат отечественных врачей?», - ответила следующим образом:

 

«Да повлияет, за счет совершенствования стандартов оказания медицинской помощи и создания системы управления качеством. Это не прямая норма, а создание условий путем повышения конкуренции на рынке медуслуг и расширения полномочий руководителей учреждений.

 

Деньги должны идти за пациентом, и если вы хотите, чтобы у вас росло количество потребителей медицинских услуг, то нужно работать над качеством, а без квалифицированных врачей это невозможно. А квалифицированная работа предполагает и соответствующую достойную оплату» - конец цитаты.

 

Если говорить о ближайшей перспективе, то информирую вас о том, Губернатором края Вячеславом Ивановичем Шпортом 24 сентября 2010 года подписано постановление Правительства края № 266-пр об увеличении с 01 октября 2010 года фондов оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений на 10% и рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов края принять аналогичные решения в отношении муниципальных учреждений.

 

К 2012 году рост заработной платы работников системы здравоохранения в крае  планируется в размере 15% и составит в среднем для врача 33,2 тысячи рублей, среднего медицинского работника свыше 20,0 тыс. рублей.

 

Уважаемые участники совещания!

 

С 01 января 2011 года функционирование системы здравоохранения в Хабаровском крае, как и по всей России, будет осуществляться в совершенно новых экономических условиях.   Российское здравоохранение выходит на качественно новый уровень государственного финансирования. Но вопрос не столько в деньгах, сколько в том, как их использовать для решения действительно важных вопросов, от которых зависит социальное, а в конечном итоге и экономическое благополучие страны. Хочу подчеркнуть, что программа составлена в строгом соответствии с предложениями муниципальных образований, общая сумма средств необходимая для реализации краевой программы составляет  более 12,2 млрд. рублей.

 

Нам предстоит сложный этап ее защиты  в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и после этого согласование и утверждение в Правительстве Хабаровского края в установленном порядке.

 

И в заключении, здравоохранение, наверное, единственная отрасль, которая находится рядом с человеком от рождения до смерти. Поэтому на нас с вами лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

 

Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить все поставленные задачи.

 

Спасибо за внимание.

Доклад окончен.

 

Министр здравоохранения Хабаровского края

Александр Витько

http://www.zdrav.khv.ru/node/231

01.10.10

 

Дополнение:

 

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит:

 

Реализация всех перечисленных мероприятий позволит к  2013 году

 

Снизить показатели

 

Младенческой смертность – с 10,1 в 2009 году  до 9,8  на 1 тыс. родившихся живыми.

 

Смертность населения в трудоспособном возрасте –  с 729,2 до 720,0 на 100 тыс. населения, в том числе:  

от болезней системы кровообращения–с 251,4 до 240,0 на 100 тыс.населения

от злокачественных новообразований –   с 80,5 до 80,0 на 100 тыс. населения

от травм  с 240,0 до 235,0 на 100 тыс. населения

  

Обеспечат  рост

 

Среднегодовой занятости койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения –  до  дней.

 

Фондовооруженности учреждений здравоохранения – руб. на одного врача.

 

Фондооснащенности учреждений здравоохранения – руб. на один квадратный метр площади зданий и сооружений.

количества пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты – %.

 

Количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения – %.

 

Количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией,  от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - %.

 

Количество неработающих пенсионеров, в отношении которых осуществлен соплатеж на медицинскую помощь за счет средств, предоставленных на финансирование дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам – %.

 

По истечению двухлетнего переходного периода весь ресурс (2% страховых взносов) должен уйти на полное обеспечение системы ОМС уже без инвестиционной составляющей. А это в свою очередь позволит осуществить переход к оказанию медицинской помощи по федеральным стандартам независимо от места проживания гражданина и экономического потенциала субъекта Российской Федерации.

 

По статистическим данным за 2009 год среднемесячная заработная плата работников здравоохранения края составила 17412 рублей, что выше уровня 2008 года на 10%.

 

По категориям персонала уровень сложившейся среднемесячной заработной платы выглядит следующим образом:

 

врачи - 28220 рублей, рост на 12,7%;

средний медицинский персонал - 17097 рублей, рост 13,4%;

младший медицинский персонал - 13198 рублей, рост 22,4 %.

 

Оценивая эти показатели, необходимо помнить, что коэффициент совместительства в отрасли составляет:

 

у  врачей - 1,6;

у среднего медицинского персонала -1,5.

 

А в отдаленных северных районах, таких как, Тугуро - Чумиканский, Охотский, Николаевский и Аяно-Майский, совместительство у врачей составляет до двух и более ставок.

 

В итоге новая система оплаты труда в здравоохранении позволила обеспечить существенную прибавку в заработной плате младшего и среднего медицинского персонала, но не увеличила размер реальной заработной платы работников, в первую очередь врачей, за счет выплат стимулирующего характера. Это явилось причиной определенной социальной напряженности в трудовых коллективах, которая продолжает сохраняться в настоящее время.

 

Также необходимо отметить. Большая часть учреждений здравоохранения (более 80%) работает в системе обязательного медицинского страхования. Финансирование их деятельности (в том числе расходов на оплату труда) осуществляется из расчета объемов оказанной медицинской помощи и утвержденных тарифов.

 

В соответствии с разграничением полномочий новая система оплаты труда в муниципальных учреждениях здравоохранения вводилась в разные сроки, в зависимости  от возможностей муниципальных бюджетов. Решения по данному вопросу принимали органы местного самоуправления самостоятельно.

 

Впервые руководителям бюджетных учреждений даны столь широкие полномочия по использованию кадров и фонда заработной платы. Задача руководителя - правильно оценить труд каждого работника.

 

Главным риском при этом является попытка воспроизвести ранее действовавшую единую тарифную сетку. Это может произойти, если оплата труда каждого работника не будет взаимоувязана с конечным результатом его деятельности.  К сожалению, так и случилось в большей части учреждений,  о чем свидетельствуют жалобы медицинских работников, поступающие во все уровни власти, вплоть до Президента Российской Федерации.

 

По расчетам Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, для установления размера стимулирующих выплат в учреждениях здравоохранения в полном объеме на утвержденную штатную численность необходимо дополнительно 343,7 млн. рублей, что составляет 6,8% от общей суммы средств, предусмотренных в тарифах  на заработную плату.

 

Правительством России объявлена широкомасштабная реформа системы здравоохранения с 2011 года.

 

В преддверии реформы принято решение об увеличении фондов оплаты труда работников  бюджетных учреждений края  на 10% .

 

Одновременно реализуются меры по повышению экономической мотивации:

 

повышение оплаты труда медицинских работников до среднего уровня по экономике;

усиление дифференциации оплаты труда, повышение доли ее стимулирующей части (не менее 25-30%), внедрение в медицинских организациях систем экономического стимулирования на основе учета реальных объемов услуг и показателей конечного результата лечебно-профилактической деятельности отдельных подразделений и работников;

расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений путем преобразования 70-80% бюджетных учреждений в организационно-правовую форму автономных учреждений и 5-10% – в форму государственных, муниципальных автономных некоммерческих организаций;

использование методов оплаты ПМСП, ориентирующих работников на повышение ответственности за состояние здоровья населения, включая систему «поликлиника-фондодержатель», а также финансирование на основе подушевого норматива в сочетании с дополнительной оплатой за достижение установленных показателей деятельности.