Обзор СМИ и предложений
Почему растерялось Росрыболовство
Беспрецедентный, по сути, случай произошел в Росрыболовство, о чем 01.10.2010 года Федеральное агентство сообщило на своем официальном сайте - руководство агентства не согласно с Поручением Правительства РФ:
«Росрыболовство просит отозвать поручение по «квотам под киль»
В Росрыболовстве обсудили вопросы подготовки проектов поправок в закон о рыболовстве, направленных на стимулирование строительства промыслового флота на отечественных верфях, и Стратегии развития рыболовного судостроения в России.
Открывая совещание, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сразу задал тон дискуссии, обозначив позицию отраслевого ведомства относительно введения механизма наделения «квотами под киль». По его словам, во исполнение поручений Правительства РФ, Федеральное агентство по рыболовству подготовило проект поправок в ФЗ о рыболовстве, направленных на закрепление за вновь построенными на отечественных судостроительных предприятиях рыбопромысловыми судами квот, обеспечивающих их окупаемость в десятилетний период. Однако собственная позиция Росрыболовства неизменна - подобные поправки нецелесообразны, поскольку влекут полное перекраивание действующего законодательства, лишают рыбаков стабильных условий работы и ущемляют их права.
…С учетом этого, Росрыболовством в настоящее время подготовлен проект доклада в Правительство РФ по исполнению указанных поручений, где, в частности, содержится просьба о снятии задачи по разработке данного законопроекта».
Не будем наивными, предполагая, что механизм подготовки правительственных поручений, не проходит соответствующих стадий экспертизы и согласования этих поручений на уровне федеральных органов исполнительной власти, собственно и представляющих Правительство Российской Федерации.
И о «квотах под киль» уже более года говорилось, как об уже решенном вопросе государственного значения в судьбе российского судостроения.-- как об автопроме или самолетостроении.
Но что-то не срослось…
И Росрыболовство явно растеряно.
Почему?
Потому что Председатель Правительства потребовал от штаба рыбацкой отрасли Соломонова решения…
Очевидное и вероятное
Сначала об очевидном. Имена разрушителей государственной экономики Российской Федерации известны всем. Как известен и тот факт, что большинство из этих «реформаторов» по-прежнему контролируют серьезные финансовые потоки, в первую очередь бюджетные.
Когда российская экономика рассыпалась на приватизированные («прихватизированные») куски - возникло бандитско-олигархическое сообщество, главной задачей и целью которого было уже не раскидывать камни бывшей социалистической собственности, а собирать их, делить, драться за них. К счастью, настоящие олигархи на рыбную отрасль не обратили внимания, как не обратили они внимания на все, что не давало им быстрого обогащения и сверхприбылей. Но свои, доморощенные, олигархчики, типа Н.И. Никитенко, президента крупнейшей в СССР Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота или Ю.И. Диденко, президента «Дальморепродукта» «смикитили» быстро и развалили свои предприятия, присвоив или разворовав их движимые и недвижимые активы. Поэтому и рыбную отрасль России, как когда-то удельные княжества на Руси, нежно было собирать по микрочастицам.
Об этом очень хорошо рассказал Г.С. Зверев в статье «Сказка про халяву для российских рыбаков».
На отрасль снова обратили внимание через десять лет, когда она на обломках бывшей империи, начала приносить реальную прибыль: 1998 год - 2 миллиарда рублей, 1999 год - 5,9 миллиардов рублей, 2000 год - 7 миллиардов…
И тогда на отрасль обрушились рыбные аукционы, чтобы собрать «сливки с молочка».
Но блицкриг был еще впереди.
Известно, что одновременно с усилением бандитско-олигархического ядра российского общества усиливался, креп, разрастался государственно-бюрократический аппарат, который, как «ласковое дитя» сосало двух маток сразу - и государство, и народ. Апофеозом сосательных инстинктов стало возникновение государственных корпораций, в которых было много бюджетных денег и не было никакой ответственности. Расцвет корпораций приходится на 2006 - 2008 годы, потом президент Д.А. Медведев усомнился в их необходимости для страны (Госкорпорации не нужны?) .
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) родилась 27 марта 2007 года по Указу Президента РФ В.В. Путина.
Но аппетиты у чиновничьего аппарата от этого не стали меньшими. Идея явно паразитических корпораций была модернизирована: «голь», как известно, на выдумки хитра. И родились совершенно новые проекты о государственном секторе капиталистической экономики, что, по сути, означает начало национализации российского капитала во имя интересов различных группировок высоких российских чиновников. То есть российский бизнес решено было разорвать на куски под флагом объединяющей государственной идеи. Но в 2008 году убыток ОСК составил 9 млрд рублей, а потом в российских СМИ прошла серия разоблачительных публикаций о паразитической сути государственных корпораций, «сжирающих» бюджетные деньги.
И тогда родилась новая идея - весьма замечательная и примечательная на общем фоне государственной разрухи в экономике страны. Она была рассчитана и на народную ностальгия по великодержавию - это только усиливало идею. Да и ненависть к зажравшимся олигархам, скупающим «Челси», переполняющая чашу народного терпения тоже была взята в расчеты новым устроителям новых МММ-пирамид. И тогда паразиты, размножившиеся в бюрократическо-мафиозной среде, суммировав и используя все эти факторы,попыталось убедить правительство в необходимости развития в России сектора государственного капитализма уже не за счет бюджетным денег (которые ЕСТЬ КОМУ распределять и тратить!), а за счет федеральных ресурсов, государственной (народной!!!) собственности, арендуемой пользователями.
И вот каков (если говорить о рыбной отрасли) пробный шар, запущенный в правительство и народ:
«Два года назад российское правительство решило отказаться от продажи квот и распределить их между рыболовами бесплатно. Ошибкой было то, что тогда не был разработан понятный механизм привязки получения квот к обязательству заказа судна в России и не было никаких понятных планов рыбаков обновлять флоты - одни намерения. В результате в России появился целый класс квотных рантье, которые просто перепродают квоты третьим сторонам. Например, в некоторых компаниях квоты оформлены на генерального директора или на главного бухгалтера. Это очень обеспеченные люди.
Существующий механизм проработает до 2017 года (квоты выданы на десять лет.- «Ъ»), и мы понимаем, что с ним мы уже ничего сделать не сможем. Все, за что мы выступаем,- это внятная, четкая позиция государства насчет того, что с 2017 года, когда квоты будут раздаваться повторно, второго подобного подарка стоимостью $4 млрд не будет (исходя из оценки квот в $400 млн в год.- «Ъ»). У любого уважающего себя государства должны быть понятные и предсказуемые правила игры, (Роман Троценко, президент Объединенной судостроительной корпорации,
Аппетит приходит во время еды
На какую же долю в общем объеме квот для развития отечественного судостроения метит Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)?
«У нас все готово для закладки целой серии судов, но мы не можем обеспечить их квотами. … Проведенные расчеты позволили определиться и с точным объемом - 250 тыс. тонн. (с ссылкой на «Новости рыболовства» на официальном сайте Росрыболовства).
«…Федеральное агентство по рыболовству подготовило проект поправок в ФЗ «О рыболовстве», направленных на закрепление за вновь построенными на отечественных судостроительных предприятиях рыбопромысловыми судами квот, обеспечивающих их окупаемость в десятилетний период». (там же).
Но ведь, по сути, ОСК «стибрила» идею Росрыболовства, которую в свое время озвучил бывший генеральный директор «Нацрыбресурсы» Олег Миронов: для создания частно-государственного сектора в рыбной промышленности РФ и выхода в Мировой океан в целях резкого увеличения объемов вылова рыбы для страны: Росрыболовству тоже нужно было именно 250 тысяч тонн квот на десять условных лет. Почему условных, наверное, понятно - через десять лет, как водится, или ишак сдыхает, либо хан «дуба дает».
У Росрыболовства, как известно, из этой затеи ничего не вышло.
Но есть ребята и покруче…
А чьи уши торчат?
Как растерянно сообщает Росрыболовство: «И все же, как оказалось, у перспективы введения «квот под киль» есть и свои сторонники. Согласно заявлению Александра Линецкого, выступившего на совещании от лица компаний ЗАО «Ролиз», ОАО «НБАМР» и администрации Приморского края, подобный механизм - выгодное решение для тех, кто уже готов приступить к строительству на отечественных верфях: «У нас все готово для закладки целой серии судов, но мы не можем обеспечить их квотами». (с ссылкой на «Новости рыболовства» на официальном сайте Росрыболовства).
Да, ларчик, действительно, открывается легко и просто.
Помимо ОСК идеологами проекта «квоты под киль» выступают и приморские рыбопромышленники, приближенные к главе региона, соучредители компаний, которыми когда-то владел лично Сергей Дарькин.
Давайте еще раз вспомним, что осталось от могущественного некогда рыбопромыслового и рыбообрабатывающего флота Приморского края и крупнейших (даже по меркам великодержавного СССР) рыбопромышленных предприятий? Одна шелуха.
Вспомним прежнюю и сегодняшнюю долю рыбацкого Приморья в общедальневосточном и общероссийском вылове рыбы.
А вот информация пресс-службы администрации Камчатского края: «Рыбопромышленный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальнего Востока - более 30%, России - более 22%). Лидирующую роль рыбохозяйственный комплекс играет и в экономике региона - на его долю приходится более 50% объемов промышленного производства и 90% экспортного потенциала края, при численности занятых в отрасли более 17 тысяч человек. Рыбопромышленные предприятия обеспечивают около 20% всех поступлений Камчатского края в бюджетную систему Российской Федерации».
Как сообщают нам эксперты приморские пользователи долей океанического рыболовства все больше и больше стали продавать свои квоты камчатцам, превращаясь в «рыбных рантье».
Почему? Да потому что только на Камчатке сохранены крупные рыбопромышленные компании, владеющие большим отрядом рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов: ОАО «Океанрыбфлот», рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина, ЗАО «Акрос», которые, соответственно, являются пользователями наиболее крупных долей океанического и прибрежного рыболовства и, соответственно, долей на добычу самых высокоценных видов рыб - прежде всего, минтая и трески.
Прогноз на будущее
Прогноз развития рыбной отрасли России равноценен прогнозу погоды при глобальных климатических изменениях.
За что не схватись.
Такой же и разброс мнений по сути проблем.
Вот мнение Эксперта-Онлайн: «Пока же ситуация остается плачевной. По данным общественной организации «Сельская Россия», около 90% судов рыбопромыслового флота - физически и морально устаревшие, построенные по проектам 60-х - 80-х годов прошлого века. Капиталовложения в отрасль ежегодно составляют всего 5% от стоимости ее основных фондов, а это 0,1% капиталовложений в экономику страны. Вылов рыбы на сегодня - 3 млн тонн при потенциальной сырьевой базе 9 млн тонн. Более чем в два раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих - втрое. Свыше 90% выпуска товарной продукции в море приходится на рыбную продукцию с низкой степенью переработки. Затраты топлива на вылов 1 тонны рыбы у российских компаний вдвое больше, чем у иностранных. Суда, работающие в зоне России, имеют годовой вылов 30 − 60% от уровня 1980 года». (
«Независимая газета»: «Работа рыбной отрасли радует даже в кризис, а за последние пять лет объем вылова морепродуктов российскими рыбаками увеличился почти на 800 тыс. тонн (27%. - «НГ»). Финансовый результат отрасли за пятилетку улучшился в 18 раз и составил по итогам 2009 года 9,9 млрд. руб. …Резкое падение добычи водных биологических ресурсов (ВБР) происходило в 1997 и 2001 годах, когда неожиданно менялись правила наделения пользователей квотами. После введения долгосрочных квот, предоставляемых по «историческому принципу», объем добычи водных биоресурсов возрос на 28% (810 тыс. тонн), сальдированный финансовый результат отрасли увеличился в 13 раз - с 0,7 млрд. руб. до 9,4 млрд. руб. (
Герман Зверев, Ассоциация добытчиков минтая: «Квота под киль» усугубит … главную болезнь российского рыболовства - распыленность бизнеса и низкую капитализацию отрасли. На Дальнем Востоке работает около 1200 рыболовных судов, у них 686 судовладельцев. Причем 540 судовладельцев имеют по 1-2 судна. Тот принцип наделения долями, который сейчас прописан в законе, дает вектор для постепенного укрупнения и консолидации отрасли. «Квота под киль» все отбрасывает назад».
«В Канаде реализация принципа «квота под киль» обошлась государственному бюджету в 4 млрд. долларов и привела к исчезновению запасов трески (с 400 тыс. тонн в середине 80-х годов до 2,7 тыс. тонн в середине 90-х».
Личные интересы
Вопрос Роману Троценко, президенту ОСК: «
- Как вы оцениваете спрос на рынке рыболовных судов и на какую долю этого рынка рассчитываете?
- Да это не наш рынок. Я говорю, что наше - все, что связано с Арктикой, шельфом, сложными судами,- крупные вещи. Инициатива по квотам - тот случай, когда мы, как государственные люди, думаем не столько об интересах корпорации, сколько о развитии судостроения в целом. В России порядка 200 предприятий, которые могут работать на рыбаков. Мы просто физически не способны объемно и компетентно взяться за этот рынок. Все, в чем мы уверены, дарить квоты рыбакам, которые половину своей добычи экспортируют, экспортных пошлин не платят, квоты перепродают и при этом вылавливают наши природные ресурсы,- это значит давать им растратить национальное богатство, не прося в замен даже простого обновления их собственного флота. Это подход временщиков, если так пойдет, рыбопромысловой отрасли просто не будет лет через десять. Будем вынуждены приглашать зарубежный флот, как Мавритания. Государство должно стимулировать ответственное поведение хозяйствующих субъектов. Детям же алкоголь в магазине не продают».
(
Мнение президента Ассоциации добытчиков минтая Г.С. Зверева: «Идеологи «квот под киль» хотят весь инвестиционный риск рыболовного судостроения переложить на государство и рыбаков. Рыбакам придется переплачивать вдвое-втрое за рыболовное судно, в стоимость которого «утопят» отраслевые издержки. Рыбаки заплатят оброк, уступив часть честно приобретенной на аукционах и подтвержденной промысловой историей квоты».
В СМИ уже сообщается о том, что в российском судостроении, в Объединенной судостроительной корпорации, только в 2010 году «утопили» 14,3 миллиарда рублей. Где же можно будет потом отыскать рыбацкие деньги за «квоты под киль»?
Галицын В.М., министр рыбного хозяйства Камчатского края: «Для нас сейчас самое главное - сохранить выстроенный стержень и не менять существующую схему закрепления долей, повинуясь сиюминутной выгоде. Давайте оставим личные интересы на потом и переключимся на вопросы перспективного строительства - на Стратегию развития рыболовного судостроения».
И все же, почему Росрыболовство пребывает в растерянности?
Задачи, поставленные Правительством РФ перед Федеральным агентством по рыболовству, на ближайшую перспективу весьма и весьма конкретны: увеличить объемы вылова рыбы и морепродуктов почти вдвое - до шести с половинной миллионов тонн, удвоить объемы поставок рыбопродукции на внутренний рынок (с двух с половиной миллионов до пяти миллионов тонн), возродить и нарастить береговую обработку.
Как заявляет председатель координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов: «Наделить судостроителей квотами - значит допустить передел не только ресурсной базы морского рыболовства, но и самого рыбопромыслового флота России. Результат не заставит себя ждать. Объемы вылова российского рыбопромыслового флота упадут с нынешних 3,7 млн тонн до 2 млн. тонн в лучшем случае».
При этом, как пишет газета «Владивосток»: «Объективно сейчас не меньше половины плавсостава региона списана или (половина промыслового флота - С.В.) продана на «гвозди», - рассуждает заведующий кафедрой промышленного рыболовства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Виктор Чернецов. - Нынешние квоты розданы под все суда, в том числе и стоящие. Но большинству рыбацких предприятий их мало для окупаемости, и то что дано, перераспределяется со стоящих судов на работающие, и таким образом компенсируются потери. Но при этом складывается двоякая ситуация: с одной стороны, тормозится обновление флота, а с другой - у рыбаков и денег нет на модернизацию плавсостава».
«Парламентская газета», интервью с генеральным директором ООО «Магаданрыба» Р. Н. Теленковым.
- Когда в минувшем году проблема обновления рыболовного флота была обозначена как безотлагательно требующая своего решения, тут же возник вопрос: где строить новые суда? Своих специализированных верфей нет. Может быть, наши бывшие партнеры по странам экономического содружества - Польша, Германия - могли бы взяться за строительство серий типовых траулеров с тем, чтобы это было дешевле, чем строят в Норвегии? Обсуждался ли этот вопрос на совещании?
- На совещании мы обсуждали только строительство судов на российских верфях. Имеется в виду, что нужно создать российское судостроение.
- Но это же еще займет как минимум лет пять. А флот нуждается в обновлении.
- Наверное, тут лучше оценивать ситуацию с разных сторон. С одной стороны - согласен, разворачивать отечественное судостроение и дольше, и тяжелее, чем размещать заказы за границей. Потому что такого судостроения у нас нет. А то, что предлагает нам сегодня Объединенная судостроительная корпорация, - очень дорого. И непонятно, где предлагает. Потому как на территории России крупнотоннажный флот вообще никогда не строили.
Но давайте все же посмотрим на ситуацию с точки зрения государственной. Руководство страны желает что-то создать и развить, а мы все этому почему-то упорно сопротивляемся. И я прекрасно понимаю Председателя правительства В.В. Путина, который готов что угодно и у кого угодно отобрать, лишь бы хоть какое-то производство у нас вновь нормально заработало. Давайте все-таки рассуждать здраво: если мы можем строить на своих верфях военные корабли, если строим атомные субмарины, то почему не можем построить крупнотоннажный рыболовный траулер? Ведь не космический корабль, хотя и их мы делаем. Пусть сейчас наши военные судостроительные заводы перегружены заказами, пусть им не до рыболовного флота. Но специалисты-то по судостроению у нас все равно есть. Есть школа отечественного судостроения. До сих пор строим маломерные суда. Думаю, и крупнотоннажный траулер при желании построить сможем. Нужно просто захотеть этого добиться. Тогда все станет решаемым. И начинать возрождение производства, на мой взгляд, следует с судоремонта. Я постоянно привожу в пример Славянский судоремонтный завод - мы там часто ремонтируем суда. Но положение сейчас на всех заводах одинаковое. Есть производственные мощности, есть какие-то станки, есть доки - хороший доковый комплекс. Нет людей. Очень низкая зарплата у специалистов. Никто не хочет работать на судоремонте. Если мы говорим о том, что нужно строить флот, то давайте решим, где же этот флот ремонтировать?..
Видимо, и в Росрыболовство не видят выхода из этой патовой (тупиковой), убийственной для отрасли ситуации, связанной с возрождением отечественного судостроения по схеме «квоты под киль».
А есть ли выход? Есть - «киль под квоты»!
«Вячеслав Зиланов привел слова премьер-министра Владимира Путина на апрельском совещании в Мурманске о необходимости поддержки отечественного судостроения, но не за счет рыбаков. «Мы поддерживаем такой подход и предлагаем начать строительство на российских верфях малотоннажного рыбодобывающего флота. Крупнотоннажный флот нашим верфям строить на тех условиях, которые предлагают иностранные верфи, сегодня не по силам. Поэтому нужны не «квоты под киль», а «киль под квоты». Другими словами, имеющие квоты рыбодобывающие компании должны сами решать, где им обновлять свой флот, используя квоты в качестве залогового ресурса». (
И эту идею поддерживают рыбаки во всех регионах России.
Сергей Вахрин,
«Рыба Камчатского края», 11.10.10
-----------------
Росрыболовство просит отозвать поручение по «квотам под киль»
В Росрыболовстве обсудили вопросы подготовки проектов поправок в Закон о рыболовстве, направленных на стимулирование строительства промыслового флота на отечественных верфях, и cтратегии развития рыболовного судостроения в России.
Открывая совещание, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сразу задал тон дискуссии, обозначив позицию отраслевого ведомства относительно введения механизма наделения «квотами под киль». По его словам, во исполнение поручений правительства РФ, Федеральное агентство по рыболовству подготовило проект поправок в ФЗ о рыболовстве, направленных на закрепление за вновь построенными на отечественных судостроительных предприятиях рыбопромысловыми судами квот, обеспечивающих их окупаемость в десятилетний период. Однако собственная позиция Росрыболовства неизменна: подобные поправки нецелесообразны, поскольку влекут полное перекраивание действующего законодательства, лишают рыбаков стабильных условий работы и ущемляют их права.
Кроме того, подобную позицию разделяет Федеральная антимонопольная служба. Продолжают поступать в ФАР и негативные мнения в отношении этой поправки от юридических лиц – пользователей водными биоресурсами и отраслевых ассоциаций.
С учетом этого Росрыболовство в настоящее время подготовило проект доклада в правительство РФ по исполнению указанных поручений, где, в частности, содержится просьба о снятии задачи по разработке данного законопроекта.
В то же время позиция минпромторга, заложенная в вариант поправок, подготовленных специалистами министерства, остается неизменной: с 2019 г. необходимо ограничить доступ судов иностранной постройки к промышленному и прибрежному рыболовству в российской зоне. При этом, по мнению разработчиков, не потребуется строительство того же числа судов, поскольку новые проекты будут более современными и мощными, что позволит сократить количество флота и повысить эффективность освоения ВБР.
На вопрос о соответствии возможностей отечественного судостроя требованиям рыбопромышленников производители подтвердили готовность реализовать поставленные задачи. Единственным условием для них является решение основного вопроса – финансирования: «Нам все равно, как вы будете распределять квоты. Для нас важно, чтобы заказчик мог подкрепить свою заявку финансами», – подытожили они.
Правда, уверенность отечественных судостроителей в своих силах, как оказалось, не воодушевляет не только рыбаков. По объективной оценке представителя минэкономразвития, также присутствовавшего на совещании, российские верфи не могут предложить конкурентоспособную продукцию для рыбопромыслового флота – она слишком дорогая. Однако при желании производителей министерство всегда готово пойти навстречу и подыскать пути снижения себестоимости строительства. Вот только возникнет ли этот интерес – большой вопрос. Особенно когда есть более выгодные заказы государства для нужд обороны либо более платежеспособные заказчики из нефтяной отрасли.
Прозвучали на совещании и мнения рыбацкой общественности в отношении предлагаемых поправок. Представители отраслевых объединений – от Дальнего Востока до Запада – едины в своей оценке: оба законопроекта недоработаны, не состыкуются с действующим законодательством и программными документами, имеют серьезные недостатки концептуального характера и в целом являются неприемлемыми в нынешнем виде.
В частности, как отметил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, вместо мер государственной поддержки одной из отраслей разработчики законопроекта, предлагаемого минпромторгом, фактически намереваются ввести запрет для ведения бизнеса другой отрасли. «Не предлагая набора мер государственной поддержки для судостроения, вы взамен хотите запретить отечественный бизнес на территории РФ. Подобной подмены понятий нельзя допускать», – обратился он к представителям министерства. В то же время, по его словам, проект поправок от Росрыболовства имеет усеченную юридическую конструкцию. В действительности предлагаемые разработчиками шаги потребуют изменения всего действующего в отрасли законодательства.
И все же, как оказалось, у перспективы введения «квот под киль» есть и свои сторонники. Согласно заявлению Александра Линецкого, выступившего на совещании от лица компаний ЗАО «Ролиз», ОАО «НБАМР» и администрации Приморского края, подобный механизм – выгодное решение для тех, кто уже готов приступить к строительству на отечественных верфях: «У нас все готово для закладки целой серии судов, но мы не можем обеспечить их квотами». Проведенные расчеты позволили определиться и с точным объемом – 250 тыс. тонн. И главное, по его словам, ни у кого отбирать их не придется, все решается в «щадящем режиме» – путем перераспределения долей квот…
Правда, подобная возможность положиться на принцип «кто успел, тот и съел» не нашла поддержки среди присутствовавших. «Для нас сейчас самое главное – сохранить выстроенный стержень и не менять существующую схему закрепления долей, повинуясь сиюминутной выгоде, – выразил уверенность министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. – Давайте оставим личные интересы на потом и переключимся на вопросы перспективного строительства – на стратегию развития рыболовного судостроения».
Тем более что проработанный вариант этого документа Росрыболовство будет готово представить в правительство уже в ноябре. Как было заявлено на совещании, к участию в доработке нынешней, более полной версии стратегии, подготовленной под руководством Василия Соколова, планируется привлечь и рыбаков, и другие заинтересованные ведомства.
РИА Fishnews.ru
для «РК».
«Рыбак Камчатки», № 41, 06.10.10.