Лет десять назад кто-то из местных мудрецов сделал открытие: имидж в Хабаровском крае - главное слагающее успеха. С тех пор с открытием стали носиться как с писаной торбой. А между тем…
Ассамблеи больших городов
В Хабаровске 2 сентября прошла ассамблея начальников железных дорог России, на которой немало было уделено внимания перспективам БАМа, связанным с развитием портов Ванино и Советская Гавань. В работе ассамблеи приняли участие президент ОАО «РЖД» и полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Дальневосточный полпред Виктор Ишаев (слева) убедительно обосновал главе РЖД Владимиру Якунину (первый справа) и губернатору Вячеславу Шпорту необходимость субсидирования перевозок в регион и из него/ Фото: Евгений Переверзев/ Коммерсантъ / |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Между тем, участники совещания – представители стивидорных компаний, администраций Ванинского и Совгаванского портов и муниципалитетов, после двух часов словесной перепалки, сделали для себя совсем не радостный вывод: «в ближайшие годы грузоотправителям не следует ожидать существенного роста пропускной способности участка Комсомольск-на-Амуре – Ванино, а местным стивидорам вряд ли удастся полностью загрузить имеющиеся портовые мощности». Что подкреплялось простыми подсчетами суммарной мощности объявленных портовых проектов по Ванино-Советско-Гаванскому транспортно-промышленному узлу (ВСГПТУ).
Выслушивая претензии со стороны стивидорных компаний, один из представителей ДВЖД, не выдержав, вдруг воскликнул: «Я с ужасом жду выхода в газете материала о том, что здесь говорят!».
И он прав - ужасаться, действительно, было чему, когда звучали отнюдь не профессиональные и не мирного времени термины - блокада и голодный паек…
Маленькие станции России
На построенный в Ванино угольный терминал в Хабаровском крае молились как на икону. Еще бы, если ничем особенным похвастаться давно уже не могли.
А потому, на долгожданных радостях, отрапортовав о введении в строй современного объекта, видимо, не особенно задумались, вытянет ли однопутка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань обрушившийся на нее грузопоток, и что должно застраховать местные предприятия и население от непредвиденных случайностей?
На минувшей ассамблее про увеличение грузопотока президент ОАО «РЖД» расскажет с гордостью! Кто же на столь торжественном мероприятии заявит, что малоприбыльные пассажирские поезда помеха высокоприбыльному грузовому движению. А ведь именно об этом впервые не сообщили, а буквально прокричали краевые СМИ почти год назад.
В царское время по приходу поезда люди сверяли часы. С чем же в 21-м веке столкнулись жители Ванинского и Совгаванского районов – развивающегося транспортно-промышленного узла?
Сбои в направлении ВСГТПУ впервые серьезно дали себя знать, когда был отменен почтово-багажный поезд Хабаровск - Совгавань-сортировочная. «Руководство ДВЖД объяснило «исчезновение» поезда убытками и «оптимизацией» - писали газеты. А население ощутило эту таинственную «оптимизацию» на себе.
В магазинах таежных поселков резко уменьшился ассортимент товаров. Местные предприниматели расплачивались за изменения в работе железной дороги не только нервотрепкой, поскольку за короткое время стоянки пассажирского (и теперь единственного) поезда не успевали выгружать из вагонов товар, и он уезжал дальше. «Ловили» путешествующий груз, когда состав двигался уже в обратном направлении. Сначала теряли драгоценное время в поисках вагона, потом чуть ли не на ходу скидывали под откос мешки с мукой, сахаром, крупой… Ведь на длинные составы не были рассчитаны и перроны: ни освещения на них, ни подъездных путей.
Изменения в расписании и задержка поездов внесли напряжение в работу поселковых почтовиков, медиков, добавили проблем при перевозке школьников….
Словом, в погоне за тоннами, железнодорожники словно забыли о людях. Функции почтово-багажного и пассажирского поездов совместили в одном, а запасные пути забивали товарняками так, что пассажиры вынуждены были, добираясь до станции, либо лезть под вагоны, либо на ощупь, с багажом, по колено в снегу, обходить составы в кромешной темноте…
Глядя на этот хаос, невольно возникал вопрос - почему руководство ДВЖД, прежде чем дать ход увеличению грузопотока, не подумало о тех, для кого вообще, по большому счету, должен развиваться транспортно-промышленный узел? Лишь спустя время, после многочисленных жалоб, газетных публикаций, телесъемок и показа происходящего по центральным каналам, транспортники увеличили время стоянок…
А новый 2010-й год принес новые проблемы – к Ванино с трудом теперь «прорывались» даже социальные грузы. В администрации Ванинского района констатируют как факт, что зимой были случаи, когда счет шел буквально на дни, из-за длительных задержек цистерн с топливом, могли остановиться котельные. В таком напряженном режиме работали в эту зиму.
Летний день год кормит
Это еще об одной «беде» - северном завозе, о котором, похоже, при распределении - кому вперед ехать, а кому подождать, тоже забыли.
Даже во времена так называемого советского «застоя» на предприятиях прекрасно знали, чем оборачиваются простои грузов – они влетали «в копеечку». Сегодня бесконечные заторы на железной дороге в направлении порта Ванино стали причиной резкого роста просрочки доставки не только экспортно-импортных грузов, но и социально-значимых грузов в рамках северного завоза.
По данным коммерческой дирекции ОАО «Порт Ванино», в июле текущего года с нарушением сроков на станцию Ванино прибыло 48 процентов всех грузов прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения для получателей в портах Магадан и Петропавловск-Камчатский. В августе этот показатель ухудшился до 73 процентов.
По отдельным позициям просрочка составляет более месяца. Это означает, что грузы со дня отправки и до момента прибытия в порт, находятся на сети дорог по 1,5-2 месяца. А ведь еще предстоит перевозка морем.
Неудивительно, что грузоотправители вынуждены искать альтернативные маршруты, а морские перевозчики - владельцы контейнерных линий ограничивать количество судозаходов в Ванино, ориентируя грузопотоки в другие дальневосточные порты. В частности, ОАО «Сахалинское морское пароходство» закрыло в 2009 году контейнерную линию Пусан-Ванино и сократило количество судозаходов по линии Ванино-Магадан…
Ради чего и для кого?
Что же изменилось спустя неделю после совещания? «Пока ничего, - говорит глава Ванинского района Н.С. Ожаровский. - Что может железная дорога? Сейчас, в связи с реконструкцией и строительством разъездов железнодорожники наоборот усложнили ситуацию, потому что вынуждены приостанавливать движение подвижного состава на так называемые «окна». А что касается социальных грузов, нас внимательно выслушали и дали нам координаты, к кому обращаться, чтобы социальный груз проходил без задержек. Но, думаю, это не гарантия, что именно наш груз пройдет первым и придет в срок. Ведь социальные грузы есть и у соседей. И всем для таких грузов нужен «зеленый коридор». А для всех, он, как известно, слишком узкий.
По окончании года мы посмотрим, каким будет результат. Но несомненно, что необходимо квотирование объемов грузопотока. Кроме того, нельзя забывать, что порт – это та реальность, с которой нужно считаться. Порт был и остается основным хребтом экономики Ванинского района, им и останется. Почему? Потому что здесь находятся многопрофильные предприятия, которые не только занимаются погрузкой и выгрузкой. Кроме того, на территории порта работают десятки различных компаний, в них большое количество людей, которые заняты морским бизнесом. И опасное заблуждение, что достаточно в районе одного нового современного предприятия, а старые можно и закрыть. Тогда уже нужно будет говорить не об экономических последствиях, а о социальных и политических – Ванино-Совгаванский транспортный узел превратится в территорию социальной напряженности. Потому что оставшимся без работы людям нечем будет заниматься. Невозможно будет уйти и на другие предприятия, так как все будет зависеть от пропускной способности железной дороги.
Никто не пытается чьи-то достоинства умалять, чьи-то интересы нарушать, просто надо подойти к вопросу в комплексе и сохранить социальную стабильность в районе. Да, может быть, чьи-то амбиции мы немножко урежем, но это на благо всего населения. А иначе нельзя, так как закончиться всё может очень неожиданно – появится еще один терминал, который будет еще современнее, и поглотит все предприятия, оставив население без работы. Тогда нам только останется людей вывезти за пределы района, поскольку они здесь будут не нужны. В таком случае, ради чего и для кого, мы вообще на Дальнем Востоке, в том числе и в Ванинском районе, задумали и ведем такое грандиозное строительство?»
Почему молчит полпред?
Как известно, рыба гниет с головы. Поэтому, хотя и хозяйничал в Хабаровском крае 20 лет один руководитель, виноваты другие …Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев.
И кивать в сторону центра принято до сих пор: «Столько лет на нас не обращали внимания…» - сегодня академик В.И. Ишаев (бывший губернатор Хабаровского края, ныне полпред), в свойственной ему манере, как и много лет подряд, говорит о том, что качество жизни дальневосточников должно быть лучше. Никто и не спорит, а терпеливо надеется, что наступит время, когда слова перестанут расходиться с делами. Тем более, в минувший выходной вновь забрезжила надежда на прекрасное далеко: с телеэкранов полпред молвил, что пока идет подготовка к саммиту и к нам такое пристальное внимание, этим коротким отрезком времени надо пользоваться…
Вторит ему и ванинский районный глава, правда, называя вещи своими именами: «Ситуация критическая, о ней надо говорить во весь голос, иначе она приведет или к социальному напряжению на территории, или инвесторы просто от нас отвернутся. Если ОАО «РЖД» не в состоянии само решить проблему, надо обращаться к правительству Российской Федерации о срочном существенном увеличении финансирования в нашем направлении. Эти средства необходимы для того, чтобы упредить ситуацию. Прокукарекали всему миру о развивающемся транспортном узле и особой портовой экономической зоне, а когда инвесторы придут и осуществят свои проекты, им скажут, что из-за низкой пропускной способности грузы доставить нет возможности».
Свое майское интервью «Известиям» с дифирамбами развивающемуся ВСГТПУ (в котором о проблемах ни слова), глава объясняет тем, что надеялся на обещания железнодорожников.
Но, обещания обещаниями, а когда стали пустеть причалы градообразующего предприятия, докеры всё чаще ходить «на выход» и в лавине коммерческого грузопотока задерживаться даже социальные грузы, молчание грозит обернуться отнюдь не золотом.
Кто же, отрапортовав о достигнутых успехах, обнадежил одних и поставил в затруднительное положение других? Ответ на этот вопрос мы уже не получим. Хотя, три года назад, на выездном совещании Рабочей группы по проектам экономического развития ВСГТПУ говорилось, что инвест-программа РЖД не соответствует возрастающим объемам перевозок в направлении Ванино. Но...
И прошедшая ассамблея, несмотря на заявленную «беспрецедентность» цифр в истории, тоже не порадовала тем, что инвестиций будет больше: «На Дальневосточной железной дороге в прошлом году введено в строй объектов на 23 миллиарда рублей, в этом запланировано инвестировать 17, 5 миллиарда рублей». А ведь еще – строить и строить.
Есть надежда на включение мероприятий «Стратегической программы развития БАМа на период до 2020 года» в «Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», что даст возможность, якобы, решить вопрос финансирования программы и приступить к ее реализации. Пока же, пропускная и провозная способность на порты Ванино и Советская Гавань, как известно, прежняя. Вот только почему?
Ведь, несмотря на кризис, в России сегодня известны и положительные примеры комплексного подхода к развитию транспортной инфраструктуры. Например, в направлении портов Краснодарского и Приморского краев, где темпы строительства железнодорожных путей согласованы с темпами ввода в эксплуатацию и перспективным развитием морских терминалов.
По какой же причине иначе у нас?
P.S. Что касается имиджа и писаной торбы? Если вы хотя бы раз видели индюка, смысл поговорки вам тут же станет ясен. Когда индюк бегает по двору, его мясистый нарост под клювом прыгает из стороны в сторону, как подвешенная цветная сумочка. Вот и вся премудрость. А когда говорят, что кто-то носится с чем-то, как дурень с писаной торбой, то это совсем не обязательно оскорбление (толкование из словаря).
Татьяна Седых.
п. Ванино
«Мое побережье», 08.09.10
.