Спасение жизни 24-летнего ефрейтора Андрея Руденко, призванного из Комсомольска-на-Амуре,  послужило началом громкого расследования преступной деятельности командования железнодорожной воинской части и нескольких читинских предпринимателей. Как  установила военная прокуратура, полковник Насим Назаров не только продал подчиненного в рабство, как уже сообщали СМИ, но и неоднократно совершал деяния, предусмотренные статьями УК РФ «Мошенничество» и «Превышение должностными полномочиями».  

 

У юристов пока  нет однозначного мнения по поводу того, кто и чем смог почти смертельно ранить здорового парня на дороге у площадки, где он по приказу командира трудился на благо коммерческой организации, откапывая из-под земли металлические трубы. Вместо возвращения в родной поселок под Комсомольском-на-Амуре, солдат после удара по голове частично утерял память и за несколько недель до «дембеля» оказался в центре внимания докторов центрального военного госпиталя имени Бурденко.

Пока московские врачи готовят к очередной операции солдата, пострадавшего в круговерти  военно-штатских торгов, громкое уголовное дело в отношении старшего офицера  железнодорожных войск пополняется очередными,  уже не «редкими» для военных округов Сибири и Дальнего Востока статьями УК РФ - «Торговля людьми» и «Использование рабского труда».  Причем адвокат солдата Ирина Хрунова собирается привлечь по ним к ответственности не только командира-продавца, но и покупателя - успешного читинского бизнесмена. Память постепенно возвращается к солдату после двухнедельной комы и он, вспоминая последние часы рабства,   может давать показания.

Ознакомиться с последними официальными  подробностями резонансного инцидента помогли руководство Межрегиональной Ассоциации адвокатов «Агора», военные юристы из Забайкалья, а также родители Руденко, проживающие в окрестности Комсомольска-на-Амуре.  Главная военная прокуратура и сразу несколько опытных правозащитников держат на контроле следственные действия местных военных дознавателей. Практически в бесперебойном режиме поддерживают телефонную связь  с Москвой и Читой родители Руденко из поселка авиаторов Хурбы - одного из крупнейших аэропортов Хабаровского края. Трап  самолета - рядом с домом, но средств и времени для полетов в столицу нет.

 


Все для семьи!

Отец и мать вынуждены вести за свой счет переговоры с «Бурденко» по мобильнику не только из-за «постельного режима» сына. Следить за состоянием здоровья  Андрея помогают семье  сразу  несколько  московских врачей, так как восстанавливать многие важнейшие органы, травмированные в последний день рабства Андрея,  приходится целому столичному консилиуму. Ведь согласно справке, выданной военно-врачебной комиссией окружного госпиталя, служба  ефрейтора Руденко завершилась не только ампутацией ноги и потерей зрения на один глаз, но и  «… черепно-мозговой травмой, ушибом головного мозга, переломом … челюстей с экстракцией зубов, закрытой травмой живота с разрывом печени, контузией …артерий и  тяжелым посттравматическим шоком…».

Лечение Руденко полностью оплачивается за счет Министерства Обороны. Этот же счет, как установлено следствием,  «неоднократно и изощренно использовал в корыстных целях» прямой начальник  пострадавшего солдата – Насим Назаров. Согласно фактам,  выявленным офицером юстиции Звягиным, возникла необходимость предъявить бывшему командиру части новое обвинение. Бывший полковник, предъявив начальнику финансовой части  фиктивный договор о поднайме жилого помещения, получал компенсацию, как «бесквартирный семьянин»,  причиняя ежемесячный ущерб государству.

Кроме того, вплоть до предъявления обвинения в октябре 2006 года,  Назаров в полной мере использовал «семейный ресурс», назначив на должность начальника  несуществующего склада НЗ свою жену, а затем «освободив» ее от исполнения обязанностей, предоставив женщине возможность заниматься исключительно домашним хозяйством. Более года супруге командира начислялось денежное довольствие, в то время как виртуальный старший прапорщик Назарова не появлялась на службе. Эта семейная привилегия оценена прокуратурой в виде материального ущерба более 175 тысяч рублей.

Уверившись в своей безнаказанности, летом 2006 года Насим Пирназарович, нарушил практически все пункты и одного из самых «свежих» и актуальных приказов Министра Обороны РФ «О  запрещении привлечения военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных к исполнению обязанностей воинской службы». По сговору с двумя управленцами строительной фирмы, командир части дал указание передать в распоряжение предпринимателей штатный бульдозер вместе с бульдозеристом Руденко, узаконив тем самым нахождение военнослужащего по призыву вне части.

 

«Самоволка» по приказу

 

Предоставленные редакции материалы следствия умалчивают о том, где,  как и с кем в период с 10 июля по 18 августа жил, питался и общался классный  мастер по обслуживанию спецтехники.  В документе прокуратуры отмечено лишь, что предприниматели заплатили  командиру за машину и человека 65 тысяч рублей, большей частью которых полковник распорядился по своему усмотрению.  Впрочем, это был не первый опыт взаимовыгодного содействия Назарова коммерческим организациям Забайкалья. Военная прокуратура установила, что в 2006 году командир части, действуя из корыстных побуждений в интересах коммерсантов,  снял  с длительного хранения (неприкосновенный запас)  спецтехнику, «…поставив под угрозу выполнение боевых задач при объявлении сигналов мобилизационной готовности…».  Все средства НЗ были срочно возвращены на свое место после доставки в реанимацию ефрейтора Руденко.

Но еще до того, как громкое дело попало на контроль в Генеральную прокуратуру  РФ,  командование железнодорожной части объявило перед строем совсем иную версию «трагедии ефрейтора». Весь личный состав после доставки их сослуживца в реанимацию, узнал со слов помощника командира части информацию о том, что «…экскаваторщик Руденко  пострадал, находясь в самовольной отлучке». Цинизм этих официальных заявлений военачальника перед строем, по убеждению межрегиональной  правозащитной организации, нуждается   в отдельной правовой оценке.  

Немаловажен, по мнению забайкальских юристов, и другой роковой факт в воинской биографии Руденко. Службу комсомольчанин начинал проходить в Хабаровске, где обслуживал служебную «Волгу» военачальника  из дальневосточного управления соединения железнодорожных войск. Генерал-майор Радченко и ефрейтор Руденко не сошлись в принципиальных взглядах на Устав. В результате воин был отправлен в Забайкалье, где переквалифицировался из шофера лимузина в экскаваторщика.

Когда Андрей уже работал на коммерсантов, читинскую часть как раз и прибыла проверять комиссия во главе с тем самым генерал-майором Радченко. Тщательная проверка хабаровского начальства не выявила нарушений в читинских подразделениях, где из парка улетучилась неприкосновенная спецтехника, «виртуальный» старший прапорщик возглавил несуществующий склад, а командир разворовывал кассу. Зато после трагедии представитель железнодорожных войск стал оспаривать показание вышедшего из комы Руденко о том, что причиной его прежнего конфликта с генералом стал отказ подносить  с рынка сумки супруге начальника.

- У Руденко в служебной карточке есть взыскания, - поясняет СМИ помощник командующего Железнодорожными войсками по информационному обеспечению Владимир Карпенко.  – Генерал, и это в его компетенции, принял решение о переводе ефрейтора в другую часть. Есть такая практика – сменить обстановку, коллектив.  

 

До и после ДТП…

 

Однако, если судить по служебной характеристике водителя, предоставленной командирами подразделения в прокуратуру, Руденко был образцом выполнения воинского долга.  А решение вышестоящего командования о «смене обстановки и коллектива», по мнению читинских правозащитников, и привело образцового военнослужащего  на площадку рабского труда. Отец искалеченного солдата, прослуживший в Вооруженных Силах более 20 лет, уверен: есть все основания для проведения дополнительного расследования.

- Согласно первоначальному заключению гарнизонной прокуратуры, Андрей был искалечен в результате дорожно-транспортного происшествия. - говорит пенсионер МО Владимир Руденко. – Но вместе с милицией и командирами я побывал на месте столкновения машин. Никто пока не ответил, как мой сын оказался  в десятках метрах от аварии, где его в  бессознательном состоянии ночью обнаружил наряд ГИБДД. Рядом с Андрюшей находился и окровавленный целлофан, в котором  тело сына кто-то  оттаскивал подальше от трассы. Эксперты не обнаружили на одежде солдата никаких следов автокраски. Водитель иномарки с места происшествия скрылся. При осмотре иномарки,  якобы сбившей солдата, характерных вмятин не обнаружено. Лишь  на внутренней стороне лобового стекла – два следа от  ударов головами водителя и пассажира.

Мать и отец, получив страшную телеграмму, срочно выехали из Комсомольска-на-Амуре  в Читу. За жизнь Руденко, находившегося  в коме 13 дней, первоначально боролись гражданские медики. Именно опытные врачи городской больницы, повидавшие на своем профессиональном веку немало искалеченных, первыми констатировали: «Один удар машины не может причинить подобную «сочетанную политравму». Это больше похоже на жестокое избиение, завершившееся переездом авто».  

Если новая судебно-медицинская  экспертиза, на которой настаивают адвокаты и родители Руденко,  подтвердит версию об умышленном нанесении вреда здоровью экскаваторщику и фальсификации его участия в ДТП, отягчающие обстоятельства грозят продавцам и покупателям дополнительными формулировками в обвинительном заключении. Впрочем, представитель службы информации и общественных связей  железнодорожных войск Владимир Карпенко еще до появления в деле очередных шокирующих подробностей заявил: «…командир понесет заслуженное наказание, и довольно серьезное. Я думаю, даже с лишением свободы».

 

Егор Львов

Чита – Комсомольск-на-Амуре

 

На снимке: родители Руденко, пережив трагедию, решили бороться с рабовладельцами до  конца.  

----------------

Кстати

… на Дальнем Востоке в ходе операции «Дезертир» задержаны  48 военнослужащих, числившихся в розыске. Во всех гарнизонных прокуратурах округа организован прием уклонившихся от военной службы. С октября по декабрь добровольно явились 63 человека. В отношении 39 воинов возбуждены уголовные дела.