«МД» продолжает отслеживать разбирательство по аварии военного ЗИЛа 30 сентября на сергеевской трассе, в результате чего пострадало 16 солдат-срочников, один из которых - камчатский парень Павел Саламатов - до сих пор в реанимации 301-го госпиталя с переломом позвоночника
ы уже писали о том, с какой тщательностью военные скрывают обстоятельства самой аварии и главное - от кого же именно («МД», № 43, 25 октября - 1 ноября, «На картошку - указание свыше») исходил приказ о командировании в тот день, 30 сентября, солдат-срочников на картошку? Просто военная тайна: для прессы, для комитета солдатских матерей, для мамы Павла Саламатова Натальи Васильевны ноль информации. Ответ один: «Идет следствие…»
Правда, командиры из в/ч 34091, куда призывник Саламатов сотоварищи попал для прохождения учебки, сказали матери Павла: «К нам поступило распоряжение свыше, мы его выполнили». Кто конкретно сказал, мы уже упоминали: комбат Горин и замкомандира части по воспитательной работе подполковник Мостипака.
Но все-таки кто же автор того распоряжения свыше? И до какой степени это «свыше»? И с какой, опять же интересно, оно было спущено мотивацией? Ведь, как известно, министр обороны РФ Сергей Борисович Иванов регулярно отчитывается перед президентом о наведении порядка в войсках и в частности по тому моменту, как же конкретно воспринимается в низах его недавний категорический запрет о привлечении бойцов на работы, не связанные с исполнением военной службы?
Сегодня кое-что уже прояснилось - мы располагаем официальным ответом, поступившим в адрес краевого правозащитного центра и краевого комитета солдатских матерей от военного прокурора Анастасьевского гарнизона полковника юстиции А. Д. Реца. Сознательно приводим его полностью, чтобы и вам стала понятна позиция военного командования и военного надзора:
«Военной прокуратурой Анастасьевского гарнизона проведена проверка по факту привлечения военнослужащих в/ч 34091 для уборки картофеля 30 сентября 2006 года. Установлено, что решение о выделении личного состава для производства сельскохозяйственных работ было принято начальником штаба тыла - первым заместителем начальника тыла ДВО генерал-майором Лазаренко Ю. А.
Указанное решение было обусловлено тем, что в ФГУСП «Рощино» из-за отсутствия необходимого количества рабочих возникли проблемы с уборкой урожая картофеля. Лазаренко Ю. А. отдал распоряжение о выделении личного состава в количестве 100 человек для производства погрузочных работ в ФГУСП «Рощино» с целью оказания помощи в обеспечении войск округа продовольствием.
Руководство тыла ДВО исходило из того, что выделение личного состава было обусловлено выполнением обязательств военной службы, так как заготовка картофеля производилась для войск округа на сельскохозяйственном предприятии ДВО в рамках выполнения государственного оборонного заказа. Кроме того, как пояснил начальник отдела сельского хозяйства ДВО Харченко С. С., привлечение личного состава для производства сельскохозяйственных работ 30 сентября 2006 года повлекло удешевление стоимости картофеля при поставках в войска округа.
С 30 сентября 2006 года, после вмешательства военной прокуратуры, личный состав войсковых частей, поднадзорных прокуратуре Анастасьевского гарнизона, для производства сельскохозяйственных работ, в том числе и в интересах сельхозпредприятий ДВО, в рамках выполнения государственного оборонного заказа не выделяется.
Сообщаю также, что по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 30 сентября 2006 года, возбуждено и расследуется уголовное дело № 05/03/0084-06. В ходе предварительного следствия будут установлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, в адрес правомочного командования будет внесено представление».
Комментарий председателя краевого комитета солдатских матерей В. В. РЕШЕТКИНОЙ:
- Ответ просто замечательный. Я его перечитала несколько раз в разных настроениях - от первоначального возмущения до некоторой оторопи, ведь как все преподнесено?! И как красиво подано: тут вам не банальная картошка как отъявленный пример солдатского рабства, а выполнение государственного оборонного заказа!..
Да тут не расследовать это ЧП нужно, не докладывать министру Иванову, как прислушиваются к его приказам на местах, а представлять к поощрению всю группу офицеров, начиная от генерал-майора Лазаренко. Ведь они в деле спасения совхоза «Рощино» не просто проявили свою смекалку и находчивость, но и реально сработали на удешевление продукции! И верно, при чем тут Анастасьевская прокуратура? Она целиком на их позиции. Подумаешь, один воин инвалидом до конца дней своих может остаться, и еще ряд бойцов с травмами, но это ведь шофер не туда вырулил. Ему и отвечать.
Я лично понимаю так. Если у военного совхоза «Рощино» возникли проблемы «из-за отсутствия необходимого количества рабочих», то этот прискорбный для данного хозяйства факт ни коим образом не должен заботить рядовой состав наших подразделений. Их разве призывали в армию для этих целей? Копать, грузить, сортировать?..
Если кому-то кажется, что да, советую освежить память и поднять призывные документы хотя бы на тех 100 солдат, которых по указу генерал-майора Лазаренко подрядили спасать положение. Вряд ли в их документации обнаружится такая воинская «учебка», как это ФГУСП «Рощино».
Конечно, радение службы тыла ДВО за обеспеченностью воинских подразделений свежими овощами - вещь похвальная. Скажу точнее: это их прямая обязанность. В связи с чем еще одно несогласие. Как многие из нас помнят, особенно после целой череды убийств начпродов округа, судебных разбирательств по поводу поставок продовольствия войскам, была введена в ДВО практика тендеров. Что ж помешало выдержать это правило на этот раз?
А зачем думать, искать варианты, когда дармовая рабсила под руками. Вот и все объяснение.
В связи с вышеизложенным хочу сказать, что об этом безобразии наш КСМ и краевой правозащитный центр уже поставил в известность Союз комитетов солдатских матерей и Минобороны. Мы намерены представлять в суде интересы не только рядового Павла Саламатина, но и тех военнослужащих срочного призыва, кто вместе с ним пострадал в том ДТП. В том числе, кстати, и сержанта-водителя, поскольку наблюдается понятное стремление сделать его одного козлом отпущения, выведя из-под удара вышестоящих офицеров.
Если понадобится, то выйдем с этим делом и на Страсбургский суд по правам человека.
 
Подготовила Ирина Полникова,
«Молодой дальневосточник», № 46, 15-22 ноября 2006