Айсен ДОЙДУ, «ЯКУТИЯ», 08.07.2006
Суорун Омоллоон стал единственным из писателей и работников культуры Якутии, кто за свои литературные труды и создание целого ряда музеев был удостоен высшей награды государства - Золотой звезды Героя Социалистического Труда. Но мало кто знает о том, что большая часть его работ написана в местечке Дойдунускай, что в Мегино-Кангаласском улусе.
Суорун Омоллоон |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Муза
Этот уникальный по своей красоте уголок - Дойдунускай - находится в пятидесяти километрах от Якутска. Сюда Омоллоон приезжал каждое лето вместе с семьей и работал особенно вдохновенно. Словно богатырь олонхо, он черпал силы у матушки-природы: в Дойдунускае прекрасные поля и леса, близость реки Лены, чистейшие ключевая вода и воздух, богатые охота и рыбалка, неповторимые по красоте закаты и восходы...
Впрочем, Дмитрий Кононович бывал здесь не только летом, но и весной, и осенью, ибо по натуре был страстным охотником и рыбаком, любителем побродить по лесам и озерам, коих здесь великое множество - чистых и богатых дичью и рыбой.
Дойдунускай - родина первой жены Дмитрия Кононовича Марии Иннокентьевны Кычкиной. Ее могила находится на пригорке ("пантеоне") буквально в пятидесяти метрах от "творческого домика" писателя в распадке Хардан. Он очень любил её, свою "красивую и добрую Маню". Она спасала его в "черные дни преследований", была для него живой музой. Мария Иннокентьевна умерла молодой, оставив ему двоих детей - сына и дочь. Дмитрий Кононович иногда говорил, что хочет быть похоронен в Дойдунускае, рядом с любимой. И возможно, что это божественное сочетание - любовь к Марии Иннокентьевне и природе, ставшая частью души писателя, и было его вечным творческим стимулом...
Он очень любил Дойдунускай... Теперь порою кажется, что Дмитрий Кононович там и есть: вышел из дома побродить у озера Хорбут или поднялся на гору, откуда открывается великолепная панорама на Лену...
Дойду Бахсыта
"Дойдуунское барахсан" - так называют эту местность якуты. А в старину наслег назывался Дойду Бахсыта и прослыл родиной талантливых, одаренных людей - певцов, кузнецов, олонхосутов, косторезов, шаманов...
Кстати, отсюда родом народные артисты В.В.Местников, А.П.Петров, заслуженные артисты Я.П.Кычкин и П.М.Решетников, первый авиатор из якутов К.И.Свинобоев, первый из якутов ученый-педагог С.Ф.Попов, первооткрыватель якутского газа П.П.Попов, заслуженный тренер Н.Н.Кычкин, воспитавший чемпионов Якутии по русским шашкам, известные государственные деятели, профессора, академики, доктора...
Творческий домик
Еще при жизни писателя в Дойдунускай частенько заглядывали туристы и дети из летних лагерей, посещая так называемый творческий домик Омоллоона. Он стоит в распадке Хардан, в буйных зарослях шиповника, красной и черной смородины - Дмитрий Кононович высаживал кусты сам. "Сад Омоллоона", - говорят местные жители. А у него действительно сад: здесь растут береза, ель, лиственница, сосна, ольха, рябина, боярышник и даже редкий можжевельник. Он постоянно ухаживал за ягодными кустами, поливал их водой из ручья, косил и уничтожал сорную траву.
Свой уютный домик в распадке он строил сам в 1955 году. Сейчас стены этой обители украшают нарисованные маслом портреты Дмитрия Кононовича и Марии Иннокентьевны. У широкого окна стоит письменный стол, около входной двери висит старый плащ пятидесятых годов, в углу - старые стоптанные ботинки. Весь пол в домике устлан скошенной в саду травой - так любил делать хозяин. Запах сена будит воспоминания прошлых лет...
Большой дом Кунаха
До того, как появился творческий домик в распадке Хардан, Омоллоон жил и писал в большом доме деда своей супруги И.Ф.Харитонова-Кунаха. Этот дом дед строил в конце ХIХ века в стиле якутских купеческих домов. Высокий, добротный, он был поставлен из толстых лиственничных бревен местными мастерами, - подобные дома стоят еще в Заложной части Якутска.
В большом доме Кунаха - старинные двухстворчатые двери, высокие окна с наличниками и ставнями, пол и потолок выложены хорошо обструганными, плотно пригнанными друг к другу досками... Сюда, в большой дом Кунаха, приезжали погостить известные и уважаемые люди: по осени появлялся П.А.Ойунский - поохотиться на зайцев. Он был близким другом и однокашником отца Марии Иннокентьевны - учителя И.Г.Кычкина. Дойдунускай хранит память и о том, что у местных жителей Алексея и Дарьи Поповых какое-то время воспитывалась дочь А.Е.Кулаковского Лариса -он был их близким другом...
Уместно добавить, что у Кунаха имелась пристройка, в которой работала косторезная мастерская. Это была, пожалуй, самая первая артельная мастерская в Якутии. Так что он разбогател не за счет многочисленного скота, а благодаря своему таланту - таланту костореза. Кунах вырезал шкатулки, гребни, украшения, шахматы и продавал их в городе.
Большой дом Кунаха должен быть сохранен как исторический раритет и образец архитектуры второй половины ХIХ века.
Дача Омоллоона
В 1963 году на пригорке Тэхтир, за ручьем, писатель построил себе новый дом, который ныне называют дачей Омоллоона. Взяв в руки топор и пилу, он с одним стариком за лето срубил это большое летнее жилище с верандой, а во дворе поставил кухню с сарайчиком. Сделал и сэргэ. Кстати, всего в Дойдунускае шесть объектов, отстроенные самим Омоллооном, включая кухню во дворе "большого дома".
На даче мы сейчас можем увидеть его хорошо сохранившиеся личные вещи: постель, одежду и обувь, предметы охоты и рыбалки, инструменты, книги и прочее. В комнате писателя большой старый письменный стол 20-х годов, железная узкая кровать, венские стулья... Здесь все осталось по-прежнему. Именно отсюда, с Дойдунской дачи, Дмитрий Кононович отправлялся в Сото, чтобы создать там музей под открытым небом. Шел он пешком, ибо не любил ждать и тянуть. Задумал, встал, пошел. Такой вот был человек.
Сюда, в "летнюю резиденцию Омоллоона", приезжали по делам и в гости многие известные люди, коллеги-писатели и иностранцы, желающие побеседовать с "якутским патриархом". Здесь останавливались композитор Герман Комраков, художник Афанасий Осипов, поэт Семен Данилов, артист Петр Решетников, режиссер Андрей Борисов, архитектор А.В.Ополовников, ученые, врачи, народные мастера. И все восторгались необыкновенно сказочной природой Дойдунуская, вдохновлялись ею, писали музыку, рисовали, сочиняли стихи...
Дача Шамшурина
В усадьбу Суоруна Омоллоона как самостоятельный историко-литературный мемориальный комплекс можно включить и дом-дачу известного в Якутии русского писателя Юрия Шамшурина, нашего земляка. Его дом в 1968 году также построил Дмитрий Кононович.
Омоллоон очень ценил и уважал Юрия Ивановича. Тот тогда сильно хворал. Став соседом Дмитрия Кононовича, Шамшурин воспрял духом, стал много работать. Здесь он написал, пожалуй, все свои последние книги. На мой взгляд, лучшие произведения. В Дойдунускае Юрий Иванович жил до первых снегов, очень любил осень. В его доме сохранилась обстановка 60-70-х лет: железная печурка, самовар, керосиновая лампа, покрывала, картины на стене и другое.
Дом-музей Местникова
Летом 1999 года в Дойдунускае был открыт дом-музей народного артиста СССР В.В.Местникова. Это пятый по счету и очень значительный на территории комплекса "Усадьба Суоруна Омоллоона".
Писателя и режиссера объединяла не только крепкая давняя дружба, но и многолетняя творческая работа. Например, над постановкой оперы "Ньургун Боотур" они работали много лет, и в 1957 году в Москве добились большого успеха, за что, собственно, Местников и получил высокое звание народного артиста СССР. Национальная опера "Ньургун Боотур" очень понравилась американцам, но на гастроли в Америку якутским артистам поехать не удалось.
Другие памятные места
Кроме вышеназванных пяти объектов, в мемориальный комплекс можно включить братскую могилу белоповстанцев, старинное кладбище Дойдунского наслега и священное дерево Ытык мас.
В братской могиле похоронены около тридцати человек, павших в сражении с отрядами "красных" весной 1922 года в известном Тулагино-Кильдямском сражении. И на горе, на самой вершине распадка Хардан, до сих пор лежит огромный деревянный крест. На этом печальном месте нужно поставить памятник, ведь люди, кто бы они ни были по убеждениям и идеологическим позициям, всегда остаются людьми, гражданами одной страны, одной большой Родины.
На кладбище, где сохранились старинные кресты, деревянные и каменные надгробия трех последних веков, похоронены первая жена Омоллоона и родственники, здесь же находятся могилы народного артиста СССР В.В.Местникова и его жены - заслуженной артистки ЯАССР М.Н.Белолюбской, кандидата педагогических наук К.Ф.Федорова, костореза И.Ф.Харитонова-Кунаха и других известных личностей Дойдунского наслега.
А священному дереву Ытык мас, высокому и могучему, сказывают, около пятисот лет. По поверью, здесь живет дух Дойдунуская, потому подле него прохожие и гости возлагают дары и развешивают на ветвях лоскутки материи - салама...
И Омоллоон тоже считал это место священным, богоизбранным...
Остается добавить, что пока это проект. Если мемориальный комплекс будет создан, все перечисленные объекты "Усадьбы Омоллоона" будут включены в туристической маршрут Соттинцы - Дойдунский - Маандай - Нижний Бестях. Тогда большее количество людей получит возможность наглядно и лучше понять личную жизнь, творчество и богатый духовный мир Суоруна Омоллоона.