Команда, потрясшая мир
Команда, потрясшая мир
К Валерию Чкалову особое почтение у гагаринцев, работников компании «Сухой», строящих в Комсомольске самолеты, о которых только мечтало поколение сталинских асов. Зато в начале нынешнего столетия лучшие пилоты ВКС России посвящают чкаловцам беспрецедентные воздушные акции от индустриального центра ДФО до Калининграда. Впрочем, историческую причастность к событию мирового масштаба убедительно демонстрирует сегодня всё Приамурье.
 
Вираж над заливом Счастья
 
Размеры острова, отделяющего лагунный залив Счастья от Охотского моря, едва превышают 17 километров по длине и тысячу метров по ширине. Но именно в этой точке, отмеченной на административной карте Хабаровского края в нескольких милях от материка, завершился перелет легендарной команды, преодолевшей на самолете АНТ-25 без посадок 9374 километра через 56 часов 20 минут после взлёта.
 
В честь командира Чкалова, посадившего вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым машину в сумерках и тумане, переименован бывший остров Удд, увековечивший эпохальную дату - 22 июля 1936 года. 13 августа 1936 года Политбюро приняло решение о переименовании соседних островов Лангр и Кевос в острова Байдуков и Беляков. Всем членам экипажа присвоено звание Героев Советского Союза.
 
- На небольшом куске суши в 1986 году был установлен скромный, но очень значимый памятник, - говорит поисковик из Приморья Иван Нестеров. -  Причалить к острову Чкалова на яхте или моторном катамаране реально только в штиль. Прошлым летом с метеоусловиями нам повезло, но мы не встретили там никого, не видели свежих следов человека. Хотя, как известно из официальных источников, чкаловцы совершили вынужденную жесткую посадку и ночевали в жилище аборигенов. У полосы прибоя можно представить природную посадочную полосу по длине до полукилометра. Её 8 десятилетий назад экипажу, как известно, пришлось готовить для взлета.
 
К легендарному архипелагу устремлены новые поколения покорителей неба. К примеру, в честь 70-летия полёта Чкалова, Су-30 под управлением российского аса-Героя России Анатолия Квочура вновь промчался с аэродрома в Жуковском по следам чкаловцев, выполнив проход над устьем Амура и два виража над заливом Счастья. Круг над страной занял 15 часов вместе с дозаправкой в воздухе. В 2011 году маршрут Москва - остров Чкалова за 28 дней покорили также Александр Щербаков и Андрей Борисевский на двух сверхлёгких дельталётах.
 
Событие мирового масштаба, судя по сайтам авиаторов США, не обходят сегодня вниманием и заокеанские СМИ. Действительно, в первой половине ХХ века завоевать рекорд дальности стремились самые развитые страны - Франция, Англия, США, Италия и Германия. Но молодая советская страна уверенно превзошла капиталистических соперников. В конце 1931-го к проектированию самолета, способного преодолевать большие расстояния, приступило бюро А.Н.Туполева, конструкторской бригадой руководил П.О.Сухой. Уже в 1933 году был построен первый образец АНТ-25.
 
Праздник вместе с Чкаловым
 
Не случайно целый ряд мероприятий приурочен к 80-летию перелета чкаловцев властями Николаевска-на-Амуре. Тем более, что эта дата сопряжена с другим актуальным событием, значимым для всего населения нижнего Амура - районному центру присвоено почётное звание «Город трудовой славы». Среди приглашенных к яркому празднику, намеченному на 29 июля, и губернатор Хабаровского края, и визитеры из Москвы.
 
- В центре мероприятий, как планируем, окажутся прямые потомки В.П. Чкалова, А.В. Белякова, Г.Ф. Байдукова, проживающие в центре России. - К знаменательным событиям приурочены спортивные и творческие состязания, конкурс видеосюжетов о городе трудовой славы,- информирует глава района А.М. Леонов. - Никого не оставит равнодушным театрализованный митинг с возложением цветов к памятному знаку, установленному в честь 45-летия знаменитого перелёта на улице Чкаловской.
 
Маршрут, который дал мощный импульс покорению мирового воздушного пространства
Маршрут, который дал мощный импульс покорению мирового воздушного пространства

 
В перечне праздничных акций - открытие памятного знака «Город трудовой славы». Проект реализован благодаря программе поддержки местных инициатив Хабаровского края и прямому содействию регионального правительства. Один из уличных участков за стелой переименован в переулок Трудовой славы.
 
Парадокс, но и сегодня актуально Постановление Совета Народных Комиссаров «Об увековечении памяти В.П. Чкалова», утвержденное после гибели Валерия Павловича при испытании истребителя 15 декабря 1938 года. В городской средней школе, носящей имя легендарного летчика, состоится открытие мемориальной доски в память о человеке, на которого равняется новое поколение нижнеамурцев.
 
Молодежь Николаевска инициировала соревнования по запуску воздушных змеев, старт велогонщиков, открытие семейного аттракциона с яркой иллюминацией и музыкальным сопровождением. Цепочная карусель стала подарком от рыбопромышленных компаний «Ухта-пром», «Восточное», «Босантур-2». К празднику также приурочено открытие нового перерабатывающего завода в посёлке Чныррах.
 
Торжественное собрание в районном Доме культуры сопроводят награждения нижнеамурцев за многолетний труд и личный вклад в развитие Николаевска-на-Амуре. Подарком станут и выступления творческих коллективов района, ансамбля «Берега России» из краевой столицы. Вечером на городской набережной состоится шоу с участием хабаровских файермэнов, а к ночи сполохи фейерверка подытожат праздник на Амуре.
 
Те временем всеобщему обозрению представлены уникальные экспозиции, подготовленные работниками муниципального архива и краеведческого музея им. В.Е. Розова. Свидетельства и раритеты напомнят о подвиге города в 1941-1945 годах, доблестном труде его жителей в периоды наиболее бурного развития Николаевского района.
 
Маршал Салмонд признал…
 
На 30 июля региональные и районные власти особо тщательно согласовывают со всеми службами посещение острова Чкалова. Если погода не подведет, в следующие выходные там будет установлен географический указатель направлений, связанных с удивительной биографией В.П. Чкалова. Действительно, всем нам, а заодно и зарубежным антисоветчикам, предстоит еще многое переосмыслить в реальной истории великой державы.
 
Напомним, пилот Георгий Байдуков, твёрдо веря в надежность самолета АНТ-25, увлек идеей перелета через Северный полюс в США летчика-истребителя В.П.Чкалова. Весной 1936 года сформированный экипаж обратился к Г.К.Орджоникидзе с просьбой разрешить  перелет  из столицы Родины через полюс в Америку. Но Правительство утвердила иной маршрут: Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-Камчатский - остров Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с конечной посадкой в Хабаровске или Чите.
 
Экипаж, как свидетельствуют архивные документы, первоначально взял курс на Северный полюс до 82-го градуса северной широты. Миновав арктические просторы и Якутию, экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас топлива позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне воздушное судно подверглось сильному обледенению. Чкалов сумел посадить самолет вблизи Николаевска-на-Амуре - на клочке земли, значительно меньшем, чем требовали нормативы приземления одномоторного АНТ-25.
 
Полет Чкалова над Ледовитым океаном буквально поразил мир. Английский маршал авиации Джон Салмонд тогда официально заявил: «…Грандиозный перелет  был совершен советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащенность Советской страны». Нас были вынуждены уважать даже самые ярые политические оппоненты.
 
Через год состоялся знаменитый перелет чкаловцев через Северный полюс в США. Американцы смотрели на них, как на небожителей, но облаченных не в скафандры, а в обычные кухлянки, свитера, фуражки и рукавицы. По сей день мемориальный музей В.П.Чкалова, одна из самых популярных туристических точек Поволжья. Он открыт 7 июля 1940 года в доме, где 2 февраля 1904 года родился и рос будущий Герой.
 
Многие авиастроители и военные летчики из Комсомольска-на-Амуре уже побывали в городе Чкаловске. Ведь центральное место в музейном павильоне-ангаре отведено именно АНТ-25 - «памятнику науки и техники I ранга». Истребители 1930-х годов напоминают посетителям и ежедневной работе летчика-испытателя Чкалова. Доведенный им до совершенства И-16 принял на себя первые удары фашистских стервятников, а экспериментальный И-17 вызвал в 1936 году особый интерес экспертов на Всемирной авиационной выставке в Париже.
 
На выставке, открытой в Николаевске-на-Амуре, конечно, нет таких колоссальных экспонатов, как в городе Чкаловске. Но и там представлены уникальные документы, удивительные фотофакты из жизнедеятельности чкаловцев на Нижнеамурской земле.
 
Как убеждены ученые историки, это далеко не окончательный итог изучения довоенных свершений СССР в мировом воздушном пространстве. Вместе с тем организаторы акции, приуроченной к июльским событиям 1936 года, отмечают главное: эстафета воздушных Героев Советского Союза - в надежных руках российских летчиков.
 
Юрий Ковалев.