Дед Матвей Журавлев исполняет джазовую композицию «Я встретил вас..» с сестрами Катей и Ксюшей Толщиными. |
|
Деньги на стелу собирали буквально по рублю. Неутомимые хабаровские общественники Валентина Кудряшова и Максим Поличка инициировали в соцсетях сбор ста тысяч рублей на обелиск. Откликнулись некоторые неравнодушные горожане и родственники Матвея Павловича. Но самый весомый вклад внесла руководитель арт-подвальчика и краевого фонда культуры Светлана Черепанова.
Как говорится, честь и хвала этой пожилой женщине, у которой вряд ли имелись большие денежные сбережения. Этим и ценятся подобные инициативы, когда простые люди складываются, что называется, всем миром. Дед Матвей это заслужил буквально единственным своим произведением.
Над Амура белым парусом, высятся дома Хабаровска. Эту незатейливую без наворотов песню пели везде и при жизни Матвея Журавлева и сейчас поют. Ее даже называют гимном Хабаровска.
Мелодия у музыканта родилась более полувека назад. Однажды услышал ее поэт Аркадий Федотов, и написал текст. Так появилась песня в 1968 году, аккурат к 110-летию города.
Хабаровский музыкант Виталий Набережнев помнит, как иногда, уже в перестроечные годы Дед Матвей приходил домой и падал от голода. Музыканты собирали по рублю, чтобы покормить его.
- Это было еще до того, как выпустили темное пиво «Дед Матвей», - вспоминает Виталий Набержнев. - А придумали этот бренд, как сейчас говорят, за год до смерти Журавлева. Но сам композитор получил за свое имя на этикетке мизерные деньги. Смог купить себе заграничную аудиосистему, чтобы опять же - слушать музыку. Причем это был человек непьющий и не курящий. И пиво назвали его прозвищем будто в насмешку.
Вообще судьба Матвея Павловича напоминала судьбу его старой заброшенной могильной плиты на кладбище.
По словам все того же Виталия Набержнева, со стороны чиновников от культуры к Журавлеву было самое презрительное отношение. И потом, после смерти Деда, когда проходил концерт, посвященный его памяти, где-нибудь в ДК Профсоюзов, те же самые чиновники говорили красивые речи. Так часто бывает. И так горько бывает. И так стыдно бывает. А кому-то не бывает?
Матвей Павлович жил в общежитии «Восход» и очень болел. В лихие безденежные 90-е его поддерживали молодые музыканты. Им было просто весело с ним. Рассказчик он был замечательный. Знал много казусных историй из музыкальной жизни, да и молчать не умел. За это, видимо, и не любили его власть имущие. Как-то сам Матвей Павлович вспоминал, что он в своих лохматых 50-х годах отрывал у себя с пальто большую пуговицу и ею играл на гитаре вместо медиатора…Бедно тогда жили. Да и сейчас живем. Хлеб жуем.
Умер Матвей Журавлев в холодном декабре 1999 года. От диабета, в больнице. Многие музыканты, такие как Вячеслав Захаров, в один голос говорят, что без деда Матвея в Хабаровске и музыки-то собственной, пожалуй, бы не было. Матвей Павлович серьезно занимался и сложными композициями, писал труды на музыкальные темы. Но денег за все это он не получал. Хорошо хоть до пенсии дожил.
Он был музыкальной визитной карточкой. Города, который всегда с большим трудом удерживал талантливых и неординарных людей. Матвей Журавлев и не стремился к «звездности».
- Какие-то свои особенно затертые мелодии Матвей Павлович не очень любил, в том числе самую знаменитую песню, - продолжает Виталий Набережнев. - Кстати, у Журавлева с годами все меньше и меньше появлялось песен о Хабаровске. Дед ударился в лирику? А, может, уже и не хотел воспевать город, где ему так тяжко жилось?
Хорошо, хоть памятник поставили, да и то не где-то в центре города, а на погосте, да и то благодаря общественникам. И на том спасибо!
Андрей Мирмович, программа «Реверс», радиостанция «Восток России»