Похоронили его на Центральном кладбище Хабаровска, как признанного общественного деятеля. Фото Константина Пронякина, 2009 год
Похоронили его на Центральном кладбище Хабаровска, как признанного общественного деятеля. Фото Константина Пронякина, 2009 год
К сожалению, в прошлом, 2015 году редакция, как и большинство других местных СМИ, подзабыли про его 90-летний юбилей. А профильные общественные организации почему-то журналистам не напомнили.
 
Судьба этого человека трагична и торжественна одновременно, по нынешним временам сложна в разных житейских перипетиях, а для тогдашнего периода она повторяла судьбу миллионов.
 
Стоит напомнить, что сегодня все личные документы Валентина Дмитриевича Куликова, публикации, служебная переписка хранятся в Государственном архиве Хабаровского края. Тем самым, как предполагается, он навсегда вошел в нашу историю. Какой бы разношерстной и противоречивой она ни была.
 
Пораженный в правах
 
Куликов родился в Хабаровске в 1925 году. Отца его - простого рабочего-путейца арестовали в 37-м, за антисоветскую агитацию. По решению особой тройки НКВД он был расстрелян.
 
Дабы не стать обузой матери и, видимо, попытаться хоть как-то скрыться от нависающего клейма «сына врага народа», 14-летний Валентин уехал во Владивосток и поступил в студию Приморского театра имени Горького. Закончив ее в 1940-м, юноша вернулся в родной город и пошел учиться в школу военных техников железнодорожного транспорта.
 
В апреле 1942 года курсант Куликов был арестован и осужден на семь лет лагерей по 58-й статье. В 1946-м его срок заключения сократили. Работал на зоне киномехаником и в 48-м году вышел на свободу.
 
Но ему, «пораженному в правах» на три года, не разрешили проживать в Дальневосточном крае и выслали… в Минусинск, куда в свое время царское правительство отправляло в ссылку многих известных революционеров. Работы в этом городе Куликов не нашел и перебрался в Абакан.
 
Единственным документом о законченном образовании у него был диплом выпускника актерской студии. Валентин устроился рабочим сцены в местный театр драмы. За два года дослужился до ассистента режиссера.
 
Но и в Абакане Куликову долго проживать не разрешили. По предписанию органов внутренних дел он направился сначала в киризский город Талас, а после смерти Иосифа Сталина в 1953-м переехал в узбекский Наманган, где стал художественным руководителем тамошнего театра кукол при закрытом предприятии. Их называли «шарашками» и там, как правило, трудились бывшие заключенные.
 
Кроме благодарностей никаких замечаний
 
Потом судьба долгие годы бросала Валентина Куликова и в Челябинскую область, и в Мордовию, и в Саратов, и в Куйбышев, и в Нижний Тагил. За это время реабилитировали и его, и отца.
 
В родной Хабаровск Валентин Дмитриевич вернулся лишь в 1976-м, когда ему уже исполнился 51 год. Здесь он стал директором Дома культуры железнодорожников на станции Хабаровск-2, где когда-то работал его отец.
 
Куликов активно взялся за организацию художественной самодеятельности. Его агитбригады, народный хор, танцевальный ансамбль, киностудия, детский духовой оркестр неоднократно становились победителями различных смотров и конкурсов.
 
За заслуги в развитии народного творчества Куликова награждали почетными знаками ВЦСПС, победителя социалистического соревнования, ударника пятилетки, грамотами и дипломами, медалью «за доблестный труд». Он избирался депутатом Железнодорожного района Хабаровска. В трудовую книжку Валентина Дмитриевича внесено 36 благодарностей.
 
В 1989 году Куликова избрали председателем историко-просветительского общества «Мемориал». Он возглавлял его до конца жизни - 15 лет. За эти годы при его участии была восстановлена справедливость в отношении тысяч репрессированных граждан, открыты мемориальные комплексы и памятники в Хабаровске, селе Георгиевка, поселках Троицкое и Чегдомын.
 
Куликов - один из инициаторов создания краевой книги памяти жертв политических репрессий.
 
«Звездный час» общественника
 
Конечно, лихие 90-е, шоковая терапия, экономические кризисы и партийные схватки вкупе с нарождающимся диким капитализмом не уберегли «Мемориал» от участия в политической жизни края. Она была тогда бурной и могла между делом «ударить» по карьере ее участников.
 
Бывший репрессированный по 58-й и когда-то пораженный на несколько лет в правах «зека» Валентин Куликов не стал диссидентом, и даже оппонентом новой «демократической» власти региона. Куликова тогда охотно включали в различные советы при губернаторе Ишаеве, приглашали на многие официальные торжественные мероприятия. Можно сказать, это был его «звездный час» в новейшей истории.  
 
В 1996 году Валентина Дмитриевича даже наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством», чего не удостоились в те шумно-скандальные времена многие его активные коллеги-общественники. Некоторые из них, кстати, попали в затяжную опалу краевого чиновничества и были вынуждены впоследствии покинуть навсегда Хабаровск.
 
В 2004-м, к сожалению, уже на больничной койке Куликов в преддверие дня рождения Хабаровска стал лауреатом премии имени Якова Дьяченко. 7 июля того же года он скончался, не дожив нескольких месяцев до своего 80-летия. Похоронили его на Центральном кладбище Хабаровска, как признанного общественного деятеля.
 
И, конечно, Валентин Куликов, немало сделавший для увековечивания памяти других земляков, и сам достоин не только мемориальной таблички на том же здании Дома культуры железнодорожников, который он возглавлял много лет, но и небольшого памятника.
 
Хотелось, как в одноименной передаче 90-х годов, «чтобы помнили» - его, и многих других подзабытых и совсем забытых хабаровчан, внесших свою внушительную лепту в историю края.
 
Андрей Мирмович, программа «Реверс», радиостанция «Восток России»