Таким был обнаружен памятник морякам-амурцам |
Экспедиция, организованная Хабаровским краевым отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), совместно с поисковым движением, краеведами и историками, на прошлой неделе завершила первую часть работы - практическую. Памятник отреставрирован. Осталась вторая часть - исследовательская, и самая интересная.
Заместитель председателя краевого отделения ВООПИиК Людмила Ишаева говорит, что памятник на учете в обществе не стоял, поэтому и оказался бесхозным.
По ее словам, на него буквально случайно наткнулись хабаровские экстремалы, прислали в общество фотографии. С этого и начался поиск исторических сведений.
О четырехметровом стальном и сварном обелиске, прострелянном в нескольких местах пулями (современный пробоины!), стоящем в несколько десятках метрах от уступа высокого утеса и которого вплотную обступили деревья и кустарники, первоначально никто ничего не знал. Лишь на тыльной стороне блеклого, как привидение монумента значилась единственна дата - это надпись красной тушью: «Алые паруса», 2002 год». Похоже, комсомольский клуб юных моряков «Алые паруса» поднимался сюда, тогда же и красили памятник. Но за прошедшее время он успел снова выцвести.
С лицевой стороны, обращенной в сторону Хабаровска, на нержавеющей табличке в форме знамени выгравирована надпись: «Вечная слава погибшим морякам-амурцам». Чуть ниже - все той же гравировкой прочерчен корабль, плывущий по реке, в правом углу - якорь и лавровая ветвь. Из этой исходной информации и сложилась вся биография монумента.
Выгравированный корабль - по контурам напоминал монитор «Сун-Ят-Сен» (бывш. бронированная канонерская лодка «Шквал»), который моряки, меж собой прозвали «Не стянусь!» (если прочитать название наоборот), за частые посадки на мели.
Корабль построили в 1907 году на Балтийском заводе, секциями привезли на Дальний Восток, тут собрали и летом 1909 года спустили на воду, на реку Шилка. В 1910 году под названием «Шквал» - бронированная речная лодка вошла в состав Амурской речной флотилии. Во время интервенции, в 1920 году, ее увели японцы на Сахалин, в виде контрибуции. Вернули похищенный корабль в СССР только в 1925-м. Назло интервентам в Хабаровском порту его назвали в честь китайского революционера, такого китайского Ленина, основателя партии Гоминьдан, выступающего против японской агрессии, за объединение Китая - Сунь Ятсена.
Но казалось бы, с чего вдруг монитор «Сун-Ят-Сен» красуется на памятнике морякам-амурцам? С идеологической точки зрения, там ведь лучше бы смотрелся монитор «Ленин»?
«Сун-Ят-Сен» на памятнике |
«Сун-Ят-Сен» на Амуре (фронтовое фото) |
Памятник почистили, покрасили, закрыли пробоины. |
Краевед Юрий Ефименко ювелирно красит звезду |
«Сун-Ят-Сен» - остался в истории по заслугам! Он из первой бригады речных кораблей Краснознаменной речной флотилии во время войны с Японией в 1945-м, на протяжении многих лет являлся передовым во флотилии. Нарком ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов в 1944-м наградил «Сун-Ят-Сен» переходящим Красным знаменем за первое место по классу своих кораблей в выполнении на «отлично» боевых стрельб, задач по курсу боевой подготовки. Участвовал монитор в боевых действиях на реке Сунгари, получил повреждение, остался на плаву, а 30 августа 1945 года удостоен гвардейского звания. Его командир Виктор Корнер 14 сентября 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Таким стал памятник погибшим морякам-амурцам. |
По его словам, у амурской флотилии есть две героические даты: 1929-й - это советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) и 1945-й - разгром японских милитаристов в Китае.
- Скорее всего, памятник на Малмыже посвящен событиям 1945 года и поставлен в память погибших воинов - моряков-амурцев - в годы Великой Отечественной войны (из 15 тыс. моряков флотилии на фронт тогда ушло 9 тыс.) и в войне с Японией, - говорит Анатолий Мережко. - Период, когда мог появиться памятник - с 1945-го до 1956 года, до расформирования Амурской флотилии ВМФ (потом на Малмыже остался лишь полигон).
Вероятно, монумент установили в 1955 году, на десятилетие Победы, на самом высоком месте на Амуре. Тогда еще был памятен и «Сун-Ят-Сен», а на флоте служили те, кто участвовал в войне, лично знал и помнил погибших товарищей.
Как пояснила зампред краевого отделения ВООПИиК Людмила Ишаева, памятник погибшим морякам-амурцам будет поставлен на учет, как вновь выявленный и войдет в книгу «Памятники Хабаровского края», которая готовится к печати.
Константин Пронякин.
P.S. Что касается дальнейшей судьбы монитора «Сун-Ят-Сен», то в 1947 году его переименовали в «Сучан», ведь мы стали дружить с Китаем, а там началась конфронтация коммунистов и гоминдановцев, поэтому смена имени носила идеологический характер. А в 1958 году корабль списали в утиль.
Справка
В годы русско-японской войны, в 1904-1905 годах у деревни Малмыж, для защиты Хабаровска, начали строить вторую береговую укрепленную позицию (первая - крепость Николаевск).
Гарнизон Малмыжской позиции состоял из 3-го Восточно-Сибирского запасного батальона, команды из 100 артиллеристов, одного взвода 9-го саперного батальона и команды минеров, которые прибыли из крепости Николаевска с минным имуществом и 8-ю английскими торпедами Уайтхеда.
Здесь же, на временные основания, установили 152-мм морские французские пушки Канэ. Малмыжскому рубежу приписали отряд «артиллерийских» барж (плавучие батареи «Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол» и «Крахаль»).
В 1932 году Малмыжский укрепрайон, который по первоначальным планам предполагалось существенно усилить, был упразднен, поскольку не обеспечивал защиту вновь создаваемого промышленного района в районе с. Пермское (ныне Комсомольска-на-Амуре). Артиллерию с этого рубежа передали в Николаевск-на-Амуре. А нижнеамурский (103-й) укрепленный район подчинили ОКДВА.
Между тем
Во время своего сплава осенью 1651 года на Малмыже останавливался первопроходец Ерофей Хабаров. В своих отписках он указал: «Есть камень один на Амуре, выше всех стоит он». Этот камень назван Малмыж. На этом же месте, в 1855 году изучал быт местных жителей известный исследователь Амура Ричард Маак. А в 1930 году здесь стрелял по мишеням народный комиссар по военным и морским делам СССР Климент Ворошилов, в мирное время археологические исследования вел академик Алексей Окладников.
Кстати
Вот что писал Григорий Ходжер, который родом из этих мест (родился в соседнем селе - Верхнем Нергене):
«Воинская часть в Малмыже появилась во время русско-японской войны. Солдаты широкой полосой вырубили тайгу, сделали дорогу от Малмыжа до своего будущего гарнизона. Гарнизон, несколько длинных казарм и десяток землянок-складов, построили за лето, потом пароходы подвезли боеприпасы, оружие... Во время войны на Малмыжском утесе установили батарею, и артиллеристы день и ночь несли дозор, следили за судами, идущими по Амуру. Орудия на утесе не сделали ни одного выстрела, но другие, стоявшие в гарнизоне, изредка стреляли во время учений, и тогда казалось, что тайга и горбатые сопки оживают и тяжело вздыхают... Все няргинцы, невзлюбил военных, потому что они пугали своей стрельбой из пушек таежных жителей».
Роман «Белая тишина» (из трилогии «Амур широкий», кн. 2).
*Не путайте с соседним - Нергенским утесом, высотой 75 метров.