На морозильщике "Михаил Старицын" Владимир Путин подогрел к себе внимание рыбаков тем, что подозрительно легко договорился с таможней о том, насчет чего рыбаки не могли договориться с ней много лет. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
На морозильщике "Михаил Старицын" Владимир Путин подогрел к себе внимание рыбаков тем, что подозрительно легко договорился с таможней о том, насчет чего рыбаки не могли договориться с ней много лет. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Вчера премьер России Владимир Путин, добравшись до Петропавловска-Камчатского, встретился с рыбаками, а также с дикими бурыми медведями, насчет которых заявил примерно следующее: что это не он должен их бояться, а они его. И рыбаки, и медведи, сообщает специальный корреспондент "Ъ" Андрей Колесников, встречей остались в целом довольны.

 

В рыболовецком колхозе им. В. И. Ленина в день добывается и перерабатывается примерно 90 тонн сырца. Сырец — это, извините, горбуша, кета, кижуч.

 

Фабрикой по переработке сырца, который вылавливает 21 колхозное судно, руководит Сергей Быков, на груди которого гордо реет значок члена "Единой России". В колхозе им. В. И. Ленина есть ячейка "Единой России", состоящая из 23 активистов. Коммунистической ячейки в колхозе имени Ленина нет.

 

Сергей Быков рассказал, что в колхозе колхозная форма собственности, то есть каждый колхозник имеет долевой пай, который передается по наследству или переходит в собственность колхоза. Продать пай нельзя.

 

Такая необыкновенная форма собственности, сохранившаяся здесь с советского времени, держит в колхозе 1,5 тыс. колхозников и 800 вольнонаемных, которые, помаявшись без пая, часто уходят с предприятия расстроенные, по их собственному признанию, тем, что никакого пая им никогда не видать.

 

Уникальный опыт колхоза им. В. И. Ленина, который в сегодняшних условиях не имеет себе равных, не заслуживает того, чтобы промолчать о нем.

 

Зарплата, по признанию руководителя производственной лаборатории Маргариты Твороговой, зависит от хвоста (рыбы). За хвосты они тут и работают и всем этого желают. Такое положение вещей не касается, конечно, директора фабрики Сергея Быкова. Он рассказал, что работает в колхозе им. В. И. Ленина по идеологическим мотивам:

 

— У меня отец воевал,— рассказал он,— с именем Сталина через войну шел, в бой уходил, и я воспитан на этих же традициях преемственности.

 

Отвечая на вопрос, отчего же он вступил тогда в "Единую Россию", Сергей Быков замешкался: очевидно, он понимал, что все идет к тому, что именно традиции преемственности и преданности делу Ленина и Сталина привели его в конце концов в "Единую Россию".

 

В традициях более позднего, брежневско-горбачевского времени стоявший у колхозного причала большой автономный траулер-морозильщик "Михаил Старицын" был покрашен в белый цвет только с одной стороны — той, которую мог увидеть Владимир Путин. Та сторона, которая смотрит в море, ждет нового приезда руководителей страны.

 

Капитан судна Евгений Садовников рассказал, что судно потребляет 18 тонн мазута в сутки, что это ненормально и что все отечественное оборудование к моменту приобретения нового когда-то парохода пришлось сразу же снять по причине его моральной изношенности. Поставили японское. Правда, это не очень понравилось самому капитану. Он объяснил, что вынужден пользоваться на судне системой GPS.

 

— Земля,— задумчиво произнес он,— это не совсем шар, и все рисуют его по-разному, хотя это и не очень бросается в глаза. Мы, русские, рисуем эллипсоид Красовского. А GPS, который делают американцы, позиционирует наше судно сейчас глубоко на берегу, потому что они рисуют Землю более круглой. И ведь наши вероятные друзья могут в любой момент все перекодировать, а это будет большая беда для всех. Так что нам нужен ГЛОНАСС.

 

Правда, о перспективах появления у себя на судне ГЛОНАСС его капитан ничего толкового сказать не мог. Скорее, он сторонник того, чтобы списать этот пароход, который на самом деле вообще не подлежит никакой модернизации, и в ближайшее время поставить новую ГЛОНАСС на новое судно.

 

Таким образом, капитан в одну секунду высказал сразу два совершенно невероятных умозаключения.

 

В ожидании Владимира Путина капитан показал журналистам кота Вована, белого и очень пушистого, который родился в день первой инаугурации господина Путина, триумфально завершает уже третий срок и по всем признакам идет на четвертый. Сейчас Вован, впрочем, сильно линяет, но это сезонное.

 

— За краба,— нежно сказал Евгений Садовников,— родину продаст, за креветку — душу, а жирных рыб не приемлет.

 

Евгений Садовников с такой же нежностью рассказал про свою сестру, которая безжалостно кастрировала Вована еще в середине третьего срока. ("А то я разве могу — себе подобного? — тяжело вздохнул капитан.)

 

— И я ей сказал,— с неожиданной тоской продолжил он,— боже тебя упаси связываться с моряками! Конечно, втягиваешься, и потом обратного пути нет. Вован тоже стал таким... На землю уже давно с неохотой сходит.

 

Женщины на фабрике тем временем ждали премьера с восьми утра.

 

— А сейчас восемь вечера, а его нет! Как же так? Я же теперь буду его любить и ненавидеть одновременно! — жаловалась одна из них соседке.

 

— А что это ты ожерелье надела? — подозрительно переспросила ее та.— Что, жемчуг? А мне бы что надеть? Баранки, что ли? Да, Путин — это как праздник Новый год. Ждешь его, ждешь еще с лета, а он все не приходит и не приходит.

 

Надо сказать, что, в отличие от Нового года, который в конце концов все равно наступает, Владимир Путин так к ним и не пришел. Программа была сокращена по причине того, что премьер сразу по прилете в Петропавловск-Камчатский улетел в Южно-Камчатский заповедник, на озеро Куриловское, к бурым медведям, туда, где их популяция самая большая в мире.

 

Не исключено, что ролик, сделанный по итогам этой поездки, будет использован в новых предвыборных клипах "Единой России", а там есть из чего сделать такие клипы.

 

Директор заповедника Тихон Шпиленов рассказывал премьеру, что здесь ежегодно фиксируется и самая большая популяция браконьеров. Последний был зарегистрирован 14 августа. Он поставил на берегу озера капкан, в который медведь и попал, хотя и остался, говорят, жить (про судьбу браконьера ничего не сообщается). А некоторое время назад был найден контейнер, в котором нашли 400 медвежьих лапок. То есть одна браконьерская банда уничтожила 100 медведей, в основном потому, что они в этих местах, можно сказать, ручные.

 

Между тем Владимир Путин поднялся на загородку почти посередине озера. Дело в том, что оно перегорожено надвое пластиковыми щитами, по одну сторону которых дамба кишит рыбой, идущей на нерест.

 

В какой-то момент один из пластиковых щитов снимается, и в образовавшийся проем рыба рвется на другую сторону озера, рассказал мне министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. Тут-то обезумевшую от счастья рыбу поджидают обезумевшие от голода медведи. Они стоят прямо в воде, ловят рыбу лапами (так же люди, по-моему, могут ловить ее тут руками) и наедаются на месте.

 

Одного такого медведя увидел Владимир Путин. Медведь схватил большую рыбину, внимательно осмотрел ее, с наслаждением обнюхал и порвал ей брюхо, с головой, можно сказать, уйдя в него. Он не оставил от рыбины ни кусочка птицам парившим от него в некотором опасливом отдалении, и прихлопнул следующую рыбу.

 

Владимир Путин долго смотрел на это завораживающее зрелище. Оторвать глаза и в самом деле было трудно. При этом медведь не обращал на премьера никакого внимания (очевидно, это было для господина Путина делом непривычным).

 

С интересом наблюдали за охотившимся медведем еще несколько медведей и медвежат на берегу. Очевидно, они, судя по их ленивым взглядам, были давно сыты.

 

На вопрос, не опасается ли он медведей в такой опасной близости, премьер не задумываясь ответил:

 

— Это они должны нас бояться!

 

Очевидно, что с такой уверенностью в завтрашнем дне он и живет. Что по этому поводу думают медведи, выяснить можно только экспериментальным путем.

 

Созерцанием медведей с загородки премьер не ограничился. Он еще некоторое время катался по другой части озера на катере, который, разумеется, вел сам,— похоже, это было то, что он в данном случае и правда никому не мог доверить, потому что озеро кишело не только рыбой, но и медведями тоже.

 

В Петропавловске-Камчатском была уже полночь, когда Владимир Путин приехал в колхоз им. В. И. Ленина. На перерабатывающую фабрику он не пошел (не понадобилось ожерелье ни из жемчуга, ни из бубликов). На совещании с рыбаками, которое прошло на пароходе "Михаил Старицын", тоже принадлежащем колхозу им. В. И. Ленина, премьер заявил, что рыбаки в этом году уже сработали с плюсом: за половину этого года выловили уже 2,5 млн тонн, в то время как за весь прошлый год — 3,7 млн тонн.

 

На совещании почти все его участники, кроме господина Путина, говорили о том, как невероятно хорошо, что было принято решение о том, что у рыболовецких компаний России теперь есть гарантированная квота на вылов рыбы до 2017 года. За счет этих квот компании могут брать кредиты под строительство новых судов (правда, пока берут без большой охоты, скорее, под давлением правительства).

 

Рыбаки просили премьера договориться с пограничниками о строительстве новых пропускных пунктов, в том числе на Камчатке. Тут же, конечно, выяснилось, что премьер, пока шел по палубе парохода, поговорил именно об этом с главой погранслужбы. А как иначе?

 

Премьер пообещал, что он лично передвинет сроки строительства новых пропускных пунктов с 2013 года на конец этого—начало следующего.

 

Капитан одной баржи предложил установить уведомительный порядок пересечения российской границы российскими судами после длительного плавания в океане, а то сейчас приходится по многу дней на границе ждать положительного решения (а оно бывает и отрицательным).

 

Премьер предупредил, что согласен, если этот принцип не будет использоваться для ловли рыбы в прибрежной зоне, "а то японцы, например, вымели всю свою прибрежную зону от рыбы".

 

— Понятно, как это делается,— заявил премьер,— выпустил трал и ловишь.

 

— Так быстро трал не выпустишь и не подберешь,— возразил премьеру глава Росрыболовства Андрей Крайний.

 

— Ну, если ваш начальник так считает,— кивнул премьер,— то пускай. Тогда давайте.

 

Рыбаков очень беспокоила проблема пяти новых российских траулеров, которые построены, но никак не могут найти себе новых русских хозяев с лицензией на вылов рыбы. Эту проблему может решить ВЭБ, в залоге у которого находятся эти траулеры. Премьер пообещал решить эту проблему с руководством ВЭБа (см. справку).

 

На вопрос, не слишком ли пристрастно ведут себя ветеринары Роспотребнадзора, которые заходят на суда еще в море и доводят рыбаков до бешенства своими бумагами, а рыб — до смерти, премьер заявил, что решение принято: от судна до берега контролем занимается ветеринарная служба Росрыболовства, а от берега до потребителя — Роспотребнадзор.

 

Рыбмастер рыболовного трейлера "Князево" Борис Сухинин предложил обнулить пошлины на ввоз иностранных судов, потому что "строятся они быстрее и стоят дешевле". Премьер назвал эту просьбу универсальной: с подобной же к нему, например, обращаются авиастроители.

 

— Если мы пойдем по этому пути, у нас никогда не будет собственной авиации и собственного судостроения,— резко ответил премьер, а господин Крайний рассказал, что в стране уже возникают предприятия, работающие по лучшим японским, корейским, норвежским, испанским технологиям и что это единственный путь развития отечественного судостроения.

 

Под конец совещания один из рыбаков поднял, может быть, самый животрепещущий (особенно если говорить о рыбе) вопрос:

 

— Мы смотрим по телевизору,— с горечью сказал он,— всех награждают: актеров, спортсменов... А за последние 10-15 лет наградили хоть одного рыбака?!

 

— А я вам могу показать, кто в этом виноват! — засмеялся премьер, поглядев на господина Крайнего.

 

— Только не ошибитесь, Владимир Владимирович,— неожиданно произнес тот.— Представление подписывает губернатор. А подавать на награду должны директора предприятий! Но обычно инициаторам орденов и не достается.

 

Действительно, на совещании, например, присутствовали прежде всего именно директора и капитаны.

 

Впрочем, расстроенными они не выглядели: если надо по результатам совещания выписать ордена самим себе — ну что же делать, выпишут.

 

Газета «Коммерсантъ»   № 155 (4455) от 25.08.10

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1492580

-------------

 

Рыболовный флот пошел по административному кругу

 

Правительство обсудит с Внешэкономбанком возможность передачи в аренду или продажи 5 из 12 судов-ярусоловов, построенных под гарантии правительства и перешедших в этом году от иностранных компаний к российским собственникам. Об этом вчера сообщил премьер-министр Владимир Путин на встрече с рыбаками.

 

Судьба этих судов решается правительством уже более года. 12 судов-ярусоловов, находящихся в залоге у Внешэкономбанка, в этом году были переданы от компании Ohodsk Fishing Company Ltd ООО "Рыболовецкая фирма "Камчатка-Восток"". Но поскольку фирма не имеет квот на вылов рыбы, семь из них в июне этого года были переданы с согласия Внешэкономбанка ЗАО "Акрос" в тайм-чартер. Вчера глава Росрыболовства Андрей Крайний рекомендовал сделать то же самое в отношении остальных пяти судов — но для этого, по его словам, потребуется поручение Минфина Внешэкономбанку; в качестве альтернативы господин Крайний вчера вновь предложил продать эти суда.

 

Отметим, что ровно те же варианты решения судьбы ярусоловов уже обсуждались на заседании президиума правительства 13 июня — тогда Владимир Путин уже давал поручение вице-премьеру Сергею Собянину сформулировать соответствующее поручение Минфина.

 

Петр Нетреба,

Газета «Коммерсантъ» № 155 (4455) от 25.08.10

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1492637

.