Памятник Пушкину стоит около ДВГГУ в Хабаровске.
Памятник Пушкину стоит около ДВГГУ в Хабаровске.
В день рождения поэта, 6 июня 1990 года, 24 года назад, в Хабаровске состоялось открытие обновленного памятника Александру Сергеевичу Пушкину, что стоит около Дальневосточного гуманитарного университета (ДВГГУ). Но кто делал скульптуру Пушкина и как вообще этот памятник появился в Хабаровске?
 
Версия о том, что памятник русскому поэту-классику Пушкину (1799-1837) в Хабаровске сотворил в 1949 году военнопленный японец, ходит среди краеведов вот уже больше полугода. О ней стараются не распространяться. Но почему?
 
Оказывается, автор-скульптор памятника до сих пор точно не известен и за полвека его так и не смогли установить, как не известен и год создания каменного Пушкина (ведь первоначально он был отлит из бетона!). Все только предположительно.
 
Якобы это копия одной из конкурсных моделей знаменитого дореволюционного и советского скульптора Александра Опекушина (1838-1923). Похожая из них скульптура даже стоит в усадьбе «Остафьево» недалеко от Москвы (она, кстати и опубликована в журнале ЦК ВЛКСМ «Смена» №9 за 1936 год, посвященным полностью Пушкину)...
 
Кто же на самом деле изготовил эту прекрасную скульптуру в Хабаровске? И вообще, как появились три одинаковых памятника Пушкину - в Махачкале, в Калинине (Твери) и в Хабаровске, и какую шутку сыграла фото-открытка Ростовского областного управления культуры с видами Махачкалы, где на первом плане - памятник Пушкину.
 
Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» №9 за 1936 год, посвященный полностью Пушкину
Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» №9 за 1936 год, посвященный полностью Пушкину

 
Да и мог ли пленный скульптор, выпускник Токийской школы изящных искусств (ныне это Токийский университет искусств), работавший на строительстве общежития пединститута в конце 40-х сделать русского Пушкина, скопировав его по фото?
 
Столько вопросов возникло у нас, когда мы только услышали версию «японского Пушкина». И стали искать...
 
Пушкин наш!
 
Классической версии «нашего Пушкина» придерживается ответственный секретарь Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Тамара Бессолицына. По ее версии, памятник Пушкину из бетона в полный рост был заказан в Москве назначенным весной 1935 года первым директором Хабаровского педагогического института Василием Вишняковым, и прибыл в Хабаровск в 1936-37-м, как конструктор, по частям, в ящиках.
 
Тамара Бессолицына
Тамара Бессолицына

 
- Вишняков был не только умелым организатором, создателем нового вуза, но и большим знатоком пушкинской поэзии, - говорит Тамара Бессолицына. - О заказе памятника Пушкину свидетельствовали первые преподаватели института - Моисей Штейн и Евгений Желтоухов (с 50-го директор пединститута, папа народного артиста России Игоря Желтоухова. - Ред.). И вроде даже заказанная скульптура в больших ящиках была доставлена из художественных краснопресненских мастерских Москвы в Хабаровск. Но дальше дело застопорилось.
 
Памятник Пушкину в Хабаровске, около пединститута, еще бетонный - подлинник, 1980 год./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Пушкину в Хабаровске, около пединститута, еще бетонный - подлинник, 1980 год./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ
Надо заметить, что открытие пединститута планировали в 1937 году, это было как раз 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. И даже называться он должен был Пушкинским. Но лишь в 1938 году объявили первый набор в вуз. Студентам приходилось и учиться, и принимать участие в строительстве. В этом же году произошла смена директора, институт возглавил Петр Кирьянов, а Василий Вишняков был переведен в Наркомпрос РСФСР.
 
Не удалось установить памятник и в год 140-летия со дня рождения поэта, в 1939-м. Продолжалось строительство института, его корпусов, общежития, работы было непочатый край. А когда началась Великая Отечественная война, строительство института вообще было приостановлено. И только в 1949 году, когда стали расчищать складские помещения, тут якобы и обнаружили те самые ящики со скульптурой Пушкина.
 
Впрочем, свидетелей этому нет! А узнали об этом в ВООПИиК из рассказа краеведа-историка, экс-декана исторического факультета пединститута, бывшей заведующей кафедрой истории СССР, с 1992 по 2007 гг. первого директора институтского музея Нины Авдеевой (1923-2009). К сожалению, и ее теперь нет...
 
Уже в 80-е годы общество охраны памятников подало заявку в центральную строительную лабораторию «Главдальстроя» на обследование состояния ряда памятников Хабаровска, в том числе в списке значился и памятник Александру Пушкину около Хабаровского педагогического института. И получили заключение - износ памятника Пушкину - 100%.
 
Хабаровские скульпторы не принимали идею реставрации существующего памятника Пушкину, не усмотрев в нем художественной ценности. А местный скульптор Юрий Кукуев (1945-2006) предложил свой проект Пушкину, совершенно в другой форме, с огромной музой с позолоченными крыльями. И даже сделал макет!
 
Проект Пушкина скульптора Юрия Кукуева, совершенно в другой форме, с огромной музой с позолоченными крыльями./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Проект Пушкина скульптора Юрия Кукуева, совершенно в другой форме, с огромной музой с позолоченными крыльями./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

 
Этот проект тоже можно увидеть, нам его любезно предоставила нынешний директор университетского музея Татьяна Садовая.
 
Антонина Дмитриева
Антонина Дмитриева
В 1986 году хабаровская общественница Антонина Дмитриева (1914-1999), которая почти каждое лето отправлялась в поездки по историческим местам России, узнав о проблеме с памятником Пушкину, остановилась на несколько дней в Москве. Она посетила Академию художеств СССР, сектор монументального искусства. Нашла сведущих людей, показала им фотографии «нашего Пушкина».
 
Она еще путешествовала, а в хабаровское общество охраны памятников уже пришло письмо: «Скульптурный монумент является профессиональной интересной работой советского скульптора 1930-х годов. И представляет, несомненно историко-художественную ценность, как один из ранних примеров увековечивания памяти поэта...».
 
- Тогда и было высказано предположение об одном из вариантов работы знаменитого дореволюционного и советского скульптора, академика Александра Опекушина, - продолжает Тамара Бессолицына.
 
Из истории создания опекушинского Пушкина известно, что в 1872, 1875 годах объявлялись конкурсы, где в первом случае было представлено на рассмотрение 15 проектов, в другом 19. Конкурсы проходили без раскрытия имен создателей. Опекушинского Пушкина установили в Москве 6 июня 1880 года, а сам автор-скульптор дожил до 1923 года. И, как считает Тамара Бессолицына, со своими гипсовыми копиями он не расставался, а может даже передал их советским мастерам.
 
Отсюда и появилась версия, что «наш Пушкин» - это копия одного из вариантов конкурсной модели Опекушина, из которой в Советском Союзе и наделали копий, отправив их по всей стране в 1936-м году по частям, как конструктор...
 
И действительно, одинаковых памятников Пушкину с книгой в руках, которой он  опирается в ногу - три! В 1936-37-м их поставили в Махачкале и в Калинине (Твери). В Хабаровске, правда, если верить традиционной версии, о пришедшем в 1937-м в деталях Пушкине - забыли аж до 1949 года. И только потом нашли и собрали. Или это был совсем не тот поэт?
 
Не наш Пушкин
 
Революционную версию о «не нашем Пушкине», точнее не нашем скульпторе, который отлил памятник нашему Пушкину рассказал хабаровский скульптор Владимир Бабуров.
 
Владимир Бабуров
Владимир Бабуров

 
Когда мы встретились для более детального и обстоятельного разговора, то знали о возможных нестыковках двух версий. Поэтому поведем разговор с Владимиром Бабуровым, который мы сразу дополняли при встрече, и мастер соглашался.
 
Фото-открытка. Махачкала./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Фото-открытка. Махачкала./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ
- В 1972 году я был руководителем дипломной работы на художественно-графическом факультете (деканом был Юрий Козовский) в Хабаровском пединституте - ХГПИ, - говорит Владимир Бабуров. - И три дипломника - студенты Вилков, Ванаков и Кабин, которым ректорат поручил «облагородить» памятник Пушкину (на тот момент он стоял на постаменте, сложенном из кирпича и побеленный известкой, посреди цветочной клумбы) взялись за работу. Уточню, стоял памятник на этом же самом месте, возле входа в институт, может быть на метр - полтора чуть глубже от парадного прохода.
 
Дипломная работа предполагает пояснительную записку, где должен быть указан автор скульптуры, которую предполагают реконструировать. Ребята стали узнавать: сначала в институте - никто не знает, потом в обществе охраны памятников - на учете не стоит, фактически, нет такого памятника. Откуда он взялся - никто не знает.
 
Тем временем, студенты копали под новый постамент опалубку. И мимо проходил один мужик-работяга, который у них спросил: «А вы знаете, кто этот памятник сделал?» Студенты промолчали. А он продолжил: «Его сделал один японец сразу после войны, в 1949 году! Я работал здесь, на стройке общежития пединститута, строили которое как раз военнопленные из Японии. И один японец вызвался сделать сам этот памятник...».
 
Форму памятника он сделал из глины (ведь гипс был в дефиците, не достать его просто так даже сейчас!), который потом облепил бумагой. Потом глину выбил и получилось папье-маше - формовка из бумаги. Потом выкопал яму, ее укрепил досками, и форму из бумаги засыпал землей, чтобы не раздуло, а внутрь залил бетон. Так и получился памятник Пушкину!
 
Мужик тот сказал, что японец лепил скульптуру Пушкина с фотографии, опубликованной в журнале «Огонёк». Поэтому и родилась версия, более поздняя, что это якобы модель памятника скульптора Опекушина. (Заметим, пока в журнале «Огонёк», ни за 1937-й памятный, ни за 1949-й юбилейный, посвященных полностью Пушкину, никаких похожих фото мы не нашли, зато есть фото-открытка тиражом в 5 тыс. экз. Ростовского областного управления культуры с видами Махачкалы, где на первом плане - памятник Пушкину. - Авт.).
 
Так вот, этот же незнакомец студентам рассказал, что сначала японец вылепил Пушкина трехметрового роста и предложил поставить на ул. Карла Маркса в Хабаровске, посреди проезжей части, чтобы его по кругу объезжали машины. И уже хотели ставить, но «начальство запретило». Тогда, в 1949 году, он слепил меньшего размера Пушкина. А это говорит тоже о профессионализме автора, который чувствовал пространство, и соразмерно ему делал памятник. Ведь, к примеру, если нынешнего Пушкина поставить на открытое место, к примеру, посреди площади, то он будет как гвоздик маленький.
 
Открытие реставрированного памятника Пушкину в Хабаровске, 1990 год. Выступает Антонина Дмитриева./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Открытие реставрированного памятника Пушкину в Хабаровске, 1990 год. Выступает Антонина Дмитриева./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ
Тогдашний памятник Пушкину, который был из бетона (а в 1990 году он был отреставрирован, по технологии выколотки - дифовкой - это один из способов холодной обработки металла - из листовой меди сделан скульпторами Надеждой Ивлевой и Сергеем Николиным (1925-2003) в Комсомольске-на-Амуре) был вполне профессионален, в смысле затеи. Но в 1972 году, когда его осматривали, бетон пришел в ветхость, были постоянные реставрации, и он потерял первоначальный вид.
 
В том же 1972-м, когда у памятника меняли постамент, и поднимали скульптуру краном, то одна из строп ударила по верхней части и отколола голову Пушкину...
 
Восстанавливать ее поручили первокурснику заочного отделения худграфа пединститута, но тогда уже профессионалу - Эдуарду Барсегову (ныне он заслуженный художник РФ, автор монументальных памятников в Приморье и на Дальнем Востоке, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ - бывш. ДВГТУ во Владивостоке). Ясно, что памятник к 1986-м году был в неприглядном виде...
 
Понятно и то, что в 1949-м году упоминать об авторе-японце памятника Пушкину, начальство могло запретить. Да и кто был этот скульптор - враг, военнопленный.
 
К примеру, известно, что стоявших львов около входа в парк ЦПКО в Хабаровске тоже сделали военнопленные японцы. Это подтвердил краевед Юрий Ефименко. Но кто об этом еще знает?
 
Предположим, что именно тогда и родилась версия, что якобы этого Пушкина из бетона в полный рост привезли по частям из Москвы еще в 1937 году, и заказан он был первым ректором пединститута Василием Вишняковым. Но из-за разных неурядиц, установлен только в 1950-м, через год после того, как его нашли в одной из подсобок института. Причем нашли военнопленные японцы, при строительстве общежития!
 
- Но в советское время, только садово-парковые скульптуры привозили отдельно, по частями, - утверждает Владимир Бабуров. - Такой большой памятник, как Пушкину, не могли тиражировать и рассылать по краям и весям разборными частями.
 
Они просто были бы неподъемными и требовали специальной техники, сложной транспортировки. А ящик, что нашли - это скорее всего была как раз часть опалубки для литья в яме скульптуры.
 
- А я помню беседку последнего императора Китая - государства Маньчжоу-Го Пу И (1906-1967), которая стояла в лагере №2045 для высших чинов командования Квантунской армии. Ее было видно из окон пединститута, - еще одно откровение от Владимира Бабурова. - По-соседству, здесь как раз и был хабаровский 45-й лагерь, где и находился в плену Пу И с младшим братом Пу Цзе. Они же посадили перед зданием три березки: Пу И, Пу Цзе и императрица Вань Жун. Эти деревья выросли и стали большими.
 
В этом здании ныне находится городская поликлиника №3, что на ул. Дикопольцева, 34 по соседству с ДВГГУ (ранее, адрес того дома значился как ул. Саперная, 27). При реконструкции поликлиники, деревья зачем-то спилили, а беседку снесли еще раньше, в 1965-м. Хорошо хоть памятник Пушкину не тронули. А ведь тронули бы, если узнали, кто его сделал?!
 
Копирайт
 
Что касается аналогичных копий Пушкину, одна из них действительно до сих пор стоит в Махачкале (во дворе Музея-заповедника - этнографического комплекса «Дагестанский аул», на проспекте Гамзатова, 12-б, бывшая ул. Ленина, где ранее располагалась Республиканская юношеская библиотека им. А.С. Пушкина), то точной даты у памятника нет, как не известен и скульптор. Предположительно, его изготовили в 1936 году.
 
Памятник Пушкину стоит во дворе Музея-заповедника - этнографического комплекса «Дагестанский аул», на проспекте Гамзатова, 12-б в Махачкале/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Пушкину стоит во дворе Музея-заповедника - этнографического комплекса «Дагестанский аул», на проспекте Гамзатова, 12-б в Махачкале/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

 
В это же время, такой же бетонный памятник появился в Твери (тогда Калинин, город так назывался с 1931-1990 гг.). Установлен Пушкин был 1937-м или 1938-м году, вероятно, к годовщине смерти поэта. Памятник в полный рост появился в Калинине возле бывшей кирхи (лютеранской церкви), а площадь получила название Пушкинской. В 1942-м монумент был разрушен, но уже в 1949-м году его восстановили. В 1960-х, на месте кирхи, был выстроен обком КПСС, и памятник, как мешавший строительству, разбили. Тогда же площадь утратила название Пушкинской. Скульптор калининского Пушкина тоже остался неизвестным.
Памятник Пушкину поставили в Калинине в конце 30-х, в 60-х - он был разрушен./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Памятник Пушкину поставили в Калинине в конце 30-х, в 60-х - он был разрушен./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

 
По словам Владимира Бабуров, памятник Пушкину в Махачкале, что напечатан на открытке, «такой же как в Хабаровске, но не такой».
 
- Он отличается в соразмерности, в пропорции, - продолжает Бабуров. - Это только доказывает, что прототип этого памятника, возможно и махачкалинского, скульптор увидел в печати.
 
Кстати, калининский Пушкин тоже публиковался. В номере единственной в то время областной газеты «Пролетарская правда» за 4 июня 1949 года была помещена фотография монумента, с подписью: «Преподаватель литературы А.Д. Баранцев беседует с группой учащихся 16-й средней женской школы у памятника А.С. Пушкину на площади имени поэта в городе Калинине».
 
Получается памятник Пушкину в Хабаровске просто скопировали.
 
Мы выяснили, что в плену в Хабаровске в конце 40-х работал на стройке общежития (ныне это 3-й учебный корпус, по данным бухучета здание было сдано в эксплуатацию в 1955 году, о дате начала строительства информации нет, но по всей вероятности эта дата приходится на 1949 год) скульптор, выпускник Токийской школы изящных искусств (с 1949 года и по настоящее время Токийский университет искусств - 東京芸術大学, Tokyo University of the Arts). И об этом даже уведомили письмом Генерального консула Японии в Хабаровске Ногучи Хидэаки.
 
- Я помню, как мы стояли со скульптором Надеждой Ивлевой у старого памятника Пушкину, и она стала придираться, что это, якобы, непрофессиональная работа, - вспоминает Владимир Бабуров. - Вот, нога не так слеплена, не та пластика, экспозиция. Хотя понятно, что памятник был уже «загажен» многолетними наслоениями, тех кто его подмазывал, подкрашивал. И конечно, первоначальная авторская пластика была уже утрачена.
 
И продолжает: Как я понял, Ивлева дала понять, что при реставрации, будет лепить скульптуру со своим пониманием пластики, при сохранении позы. Поэтому сейчас сравнивать даже с тем памятником-двойником, что стоит в Махачкале, нельзя, как и с бетонным в Хабаровске до 1990 года. Сейчас перед университетом стоит памятник версии Ивлевой. И никакого полного совпадения быть не может! А автор-скульптор нашего Пушкина - японский-военнопленный. Иные версии не выдерживают критики.
 
Теперь дело за Генконсульством Японии в Хабаровске - назвать имя этого военнопленного. И тогда наше историческое расследование будет завершено, а истина - восстановлена.
 
Константин Пронякин.
 
Пушкин-Тау (Избергтау)
Пушкин-Тау (Избергтау)
Кстати
Памятники поэту Александру Сергеевичу Пушкину установлены в разных городах мира. Их общее количество превышает 190 монументов. Но в Дагестане есть еще природный памятник поэту под названием Пушкин-Тау (Избергтау) - гора в окрестностях города Избербаш. Это сочетание множества скал, которые заходят друг за друга, и только с одного определенного места отчетливо просматривается профиль Пушкина. По поводу возникновения этого «чуда» в Дагестане ходит много легенд, но самая распространенная - когда Пушкин в 1837 году был застрелен Дантесом, произошло землетрясение и, отломившаяся часть скалы создала профиль поэта.