Памятник на могиле пограничников, погибших 22.02.1925 г. в бою с отрядом белобандитов П. Карамзина. п. Новое Устье, Охотский район
Памятник на могиле пограничников, погибших 22.02.1925 г. в бою с отрядом белобандитов П. Карамзина. п. Новое Устье, Охотский район
К братской могиле пограничников жители села Новое Устье Охотского района приходят 22 июня, в День памяти и скорби. Это традиция, хотя погибли пограничники задолго до начала Великой Отечественной. Точнее, зимой 1925 года, когда Охотоморье оказалось под властью мятежников, которые взяли курс на его отделение и создание другого государства.
 
Почему здешние эвенки или, как их тогда называли, тунгусы объявили войну советской власти? Считалось, что их за собой повели белые - остатки дружины генерала Анатолия Пепеляева, которая прибыла из Приморья, последнего прибежища белого движения, и в 1920-1923 годах в северной глубинке пыталась повернуть колесо истории вспять. Правда, с перестроечной поры находятся подтверждения, что победа красных в Охотоморье принесла коренному населению только беды. Тунгусов обложили немыслимыми прежде налогами, у них реквизировали оленей, ничего не давая взамен.
 
В селе Новое Устье, название которого связано с перемещением устья реки Охоты, где располагался основанный в середине 17-го века Охотск, в добротных складах лежали порох и свинец. Там же были приличные запасы съестного, ведь склады принадлежали акционерному обществу, которое объединяло рыбные промыслы не только Охотского побережья, но и Камчатского полуострова. В общем, повстанцы знали, в каком селении с лихвой хватает вооружения и продовольствия.
 
Командование отдельного Охотского дивизиона приняло решение вывести из Нового Устья взвод пограничников, поскольку противник располагал кратно превосходящими силами. Да и сам уездный центр Охотск с начала 1925 года был на осадном положении. Тем не менее из него к Новому Устью выдвинулся отряд численностью 34 человека. Что стояло за этими действиями - желание разорвать кольцо вокруг Охотска или же намерение, наконец-то, дать бой мятежникам, которые занимали Аян, другие населенные пункты уезда, не встречая сопротивления?
 
По сведениям повстанцев, направлявшийся из Охотска отряд насчитывал порядка семидесяти человек. «Была стрельба, - сообщал начальник штаба Павел Карамзин, между прочим, тунгус по национальности. - Красные потеряли около 50-ти человек, оставили трупы своих людей, оружие и пулемет «Льюис» и отступили…»
 
- В воспоминаниях участника гражданской войны в Охотоморье Якова Сивакова подтверждается, что отряд попал в засаду. Погибло восемнадцать пограничников. Оставшиеся шестнадцать отошли, возвратившись в Охотск. Шестеро из них были ранены. Сомневаться в сказанном Сиваковым нет оснований. Он приводит фамилии погибших: Вилков, Нечипоренко, Короскин, Волчков, Файзулин, Клюев, Бобров, Гире, - подтверждает директор Охотского краеведческого музея Виктор Мороков.
 
Мятежники торжествовали недолго: с началом навигации в июне 1925 года на корабле «Красный вымпел» из Владивостока прибыли войска под командованием Николая Абрамова. Объединенное государственное политическое управление при совете народных комиссаров СССР уполномочило его заключить перемирие с восставшими. После сдачи оружия тунгусы, как правило, амнистировались. Однако впереди были приснопамятные 30-е годы, повальные аресты и расстрелы…
 
Погибшие 22 февраля 1925 года в бою пограничники нашли последний приют в братской могиле в Новом Устье. На ней высится памятник, который установлен уже в постсоветское время Новоустьенским рыбозаводом. Сегодня не возбраняется хвалить белых и ругать красных, но ведь те и другие по сути добивались одного - благополучия отечества. Оно же невозможно без нерушимости государственной границы. На страже ее стояли и стоят пограничники. С праздником, ветераны погранвойск и сегодняшние защитники российских рубежей!
 
Михаил Карпач
«Приамурские ведомости», 26.05.14
* * *
 
Справочно
Из решения исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 февраля 1957 года.
 
Утвердить перечень исторических памятников и мемориальных знаков, подлежащих государственной охране, по районам.
 
Хабаровский район
- Братская могила пограничников: лейтенанта Мелькова, лейтенанта Белявского, краснофлотца Новожилова, ефрейтора Крайцинова (1945 г.) - с. Казакевичево.
- Братская могила пограничников: командира отделения Толсточуб В.В., солдат Телегеенко И.С., Набытова М.И., Равинского А.Г., Герасимова Т.П., Беликова А.И, Отрепьева Н.И. и др. (17 мая 1939 г.) - погранзастава «Уссурийская».
- Могила пограничника лейтенанта Дубовицкого А.М. - погранзастава «Уссурийская».
 
Вяземский район
- Могила пограничника сержанта Козюкова В.А. (1945 г.) - с. Забайкальское.
 
Бикинский район
- Могила пограничников лейтенанта Синеева и рядового Баранова - п. Лесопильное.
- Могила пограничника Жидкова М.М. (1939 г.) - с. Видное.
 
Тугуро-Чумиканский район
- Братская могила пограничников и партийно-советских работников, погибших в борьбе с - белогвардейской бандой (1931 г.) - с. Чумикан.
 
Охотский район
- Братская могила пограничников (1925 г.)