Краевой судья В. Горн
Краевой судья В. Горн
Третьего апреля краевой судья В. Горн отменил постановление губернатора №840-рп от 27.12.13 г. с момента его издания. Этим постановлением разрешалось рыбные уловы в рамках квот на прибрежное рыболовство доставлять в любые российские порты.
 
Правительство РФ ранее предписывало доставлять рыбу только в камчатские порты, но региональная власть пояснила, что раз нет прямого запрета на транспортировку прибрежных уловов в иные российские порты, значит можно торговать рыбой не только на полуострове, где, по сути, нет рынка сбыта и перерабатывающих мощностей...
 
Силовики хотят порулить
 
Итак, отныне весь прибрежный улов с камчатских подзон рыбаки обязаны доставлять только в камчатские порты. Прокуратура мотивирует это тем, что нужно развивать местную экономику, а доставка рыбы на берег даст толчок к процветанию региона. Губернатор и рыбопромышленники придерживаются иного мнения. Они считают, что Камчатка в состоянии потребить 5-7 тыс. тонн рыбы.
 
Везти ее на камчатский берег, выгружать, перерабатывать, чтобы потом снова переправлять в другие порты РФ или на экспорт, - нерентабельно! Такая продукция просто будет не конкурентна и не востребована.
 
Ранее распоряжением правительства Камчатского края от 26.12.2008 г. №577-РП «Об определении на территории Камчатского края мест доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства» определены следующие места доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении прибрежного рыболовства: морской порт Петропавловск-Камчатский, портпункты Усть- Хайрюзово, Крутогорово, Озерновский, Ичинский, Кировский, Октябрьский, Усть-Камчатский, Оссора, Корф, Пахачи, вне границ морского порта Петропавловск- Камчатский и портпунктов, места фактического расположения причальных сооружений рыбопромышленных предприятий Камчатского края.
 
К слову, большинство камчатских портпунктов уже в октябре-ноябре закрываются по ледовой обстановке. После издания этого постановления возмутилась федеральная антимонопольная служба (ФАС): мол, не упоминание других портов РФ создает почву для нездоровой конкуренции, ущемляет права хозяйствующих субъектов.
 
Тогда поступило разъяснение, что в документе при указании мест доставки уловов в камчатские порты нет прямого запрета на доставку их в другие прибрежные регионы РФ.
 
Естественно, добытчики стали возить рыбу на только на Камчатку, отчего, видимо, разозлились пограничники. Они закон о рыболовстве трактовали однозначно: «Использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется… на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации».
 
Отработали назад
 
В прошлом году пограничный начальник Щербаков, похоже, решил показать, кто тут морской и иной царь, запретив с 1 июня перегрузку (выгрузку, погрузку) уловов прибрежного рыболовства для их доставки на территорию прибрежных субъектов РФ.
 
С этого момента выходило, что уловы прибрежного рыболовства, добытые камчатскими рыбаками (в живом, свежем или охлажденном виде), должны быть доставлены добывшими их судами на территорию Камчатского края. Рыбаки тогда возмутились и запланировали на 14 июня большой митинг протеста против ФСБ и ее боевого отряда в виде ФПС.
 
Прилетели пограничные генералы из Москвы, сели за стол переговоров и попросили не накалять обстановку. Митинг отменили, погранцы отработали назад, разрешив возить прибрежные уловы как и раньше. Но, видимо, пограничный генерал наточил большой и острый зуб на рыбопромышленников и поддерживавшие их власти.
 
Новый виток
 
Неожиданно в 2014 году озаботился состоянием экономики зам. краевого прокурора Алексей Яворский. Дескать, вывоз прибрежки в другие регионы негативно сказывается на развитии края. Если всю рыбу доставлять на камчатский берег, то будет рыбное изобилие, появятся новые рабочие места, налоги потекут рекой и пр.
 
Сторонников такого подхода много. Впрочем, есть мнение, что за действиями Яворского стоят ФСБ и тот самый пограничный генерал, потому что Яворский ссылается на некое письмо Минюста, а Минюст проанализировал письмо ФПС ФСБ.
 
Выходит, прокурорам и погранцам виднее, чем камчатскому правительству, как нужно развивать региональную экономику. Я, кстати, уже предлагал в шутку перенести мэрию и правительство на ул. Советскую, 34 в здание РУ ФСБ, чтобы губернатор, мэр и их заместители сидели там и вслушивались в советы офицеров из местной Лубянки. Глядишь, коррупции у нас не будет, а экономика пойдет в гору!
 
Здравый смысл
 
Рыбопромышленники считают, что требования пограничников и прокуратуры, мягко говоря, дилетантские. Как-то в радиоэфире молодой пограничник на свой профессиональный праздник признался, что в службе его привлекает, кроме прочего, возможность пострелять по нарушителям. Ну а поскольку открытых вражеских нарушителей госграницы у нас нет, то можно пострелять в безоружных рыбаков.
 
Силовикам бы разобраться в самом понятии «прибрежное рыболовство». Прибрежные квоты так названы вовсе не потому, что добытую рыбу в «прибрежке» нужно обязательно тащить на свой берег. Это те же промышленные квоты, просто их так назвали, поскольку многие губернаторы боролись, чтобы своим предприятиям доставалось побольше квот. А раз квоты, например, обозначены как камчатские, значит, на них не могут претендовать те же приморцы или сахалинцы.
 
Если вникать вглубь, то по сути погранслужба льет воду на мельницу промышленного рыболовства, которое ориентировано исключительно на экспорт. Во времена Бирюкова-Тимошенко и Машковцева-Чистякова началась битва за прибрежные квоты. Тогда их отстояли, требовали, чтобы их давали только предприятиям с камчатской пропиской.
 
Пока не вмешалась антимонопольная служба, заявившая, что нарушаются права пользователей из других регионов РФ. Рыбаки потом отстояли право везти улов в другие порты. Но пограничники находят новые «кошмарики». Ну не смогут ни камчатские, ни сахалинские вкупе с приморскими рыбаками выловить 300 тыс. тонн рыбы, выделенной в рамках прибрежных квот, и доставить весь улов на камчатский берег. Даже если выловят, то берег не в состоянии будет все это переработать.
 
Что будет дальше?
 
Если Камчатка не сможет переварить всю «прибрежку», то приморцы и сахалинцы поставят резонный вопрос о переводе наших прибрежных квот в промышленные, которые можно сразу продавать за границу. Приморцы с радостью набросятся на воды, омывающие Камчатку.
 
При доставке рыбных уловов на берег сразу налетают с градусниками различные проверяющие, чтобы проверить температуру хранения, маркировку продукции, впалые глаза у рыбы или выпуклые. Контролерам тоже нужно кушать и требуется отчетность в работе, им нужны нарушения, штрафы, административные дела и пр.
 
Бардак
 
В общем, по-прежнему в рыбной отрасли непонятки, перетягивание одеяла, двойные трактовки законов и желание прокуратуры и погранцов порулить рыбой. Правительство Камчатского края наверняка будет обжаловать решение судьи В. Горна. Мне показалось, что он не особо вслушивался в доводы представителей правительства. Он уже заранее заготовил текст решения, потому что, удалившись на три минуты в совещательную комнату, вышел с решением, написанном на пяти листах.
 
Свежая рыба
 
С другой стороны, жители бросают справедливые упреки и рыбакам. Коль у вас этих квот аж на 300 тыс. тонн, то почему в магазинах и на рынках Петропавловска-Камчатского нет рыбного изобилия, часто нет свежей рыбы, а цены выше материковских? В противостоянии силовиков и рыбных генералов в проигрыше, как всегда, народ - потребители и простые рыбаки.
 
Игорь Кравчук,
Газета «Камчатское время» №13, 09.04.14
http://kamtime.ru/node/2854