Е.И. Шаповалова, 1930-е годы.
Е.И. Шаповалова, 1930-е годы.
Много ли Вы знаете театров, которые датой своего открытия могут назвать новогоднюю ночь? Я знаю только один - это театр Комсомольска-на-Амуре.
 
Штрих первый.
 
«Открытие драмтеатра ознаменовалось постановкой романа Фурманова «Чапаев». Это было в ночь на 1 января 1934 года», - так писала краевая молодежная газета «Тихоокеанский комсомолец».
 
Театр не просто вошел в жизнь молодого города. Он ворвался в нее спектаклем героико-романтического плана, так отвечавшего духу того времени, полного надежд и свершений.
 
С января 1934 года газета «Амурский ударник» дает извещения о спектаклях театра им. 16-го Октября. Так назывался первый театр города Комсомольска. Города. Но не городской.
 
Потому что хозяином его было лагерное ведомство - Дальлаг.
 
….В год массового прибытия заключенных в Комсомольск-на-Амуре (1933 год) в поселке Дальлага началось строительство здания под театр. Скорее всего, под конкретных личностей, потому что в 4-е отделение Дальлага прибыла этапом в июне 1933 года группа репрессированных актеров - А. Алексеев, М. Карликовский, А. Муянов. С ними - П.А. Вознесенский, художественный руководитель одного из западных театров страны (был арестован 27 марта 1933 года по статьям 58-7 и 58-13). Ведущая актриса театра Е.А. Шаповалова, жена П.А. Вознесенского, была вольнонаемной.
 
Первым художником театра был А.П. Охлопков, брат известного киноактера Н.П.Охлопкова, скорее всего, тоже репрессированный. В городской газете от 19.01.41. можно прочитать такую информацию: «Дирекция лесозавода Стройтреста передала краеведческому музею три картины художника Н.П. Охлопкова о строительстве города (по лесозаводу)». Почему Охлопков рисовал именно лесозавод? Да потому, что лесозавод находился через дорогу от театра.
 
Первым начальником театра был политрук В. Гамаюнов
 
В декабре 1935 года у П.А. Вознесенского закончился срок заключения. Еще несколько сезонов он работал в театре. В 1938 году как худрук давал интервью газете «Сталинский Комсомольск». После Комсомольска-на-Амуре Вознесенский и Шаповалова работали в театрах Владивостока, Брянска, Минска, Орла Мурманска. Последние годы жизни они провели в Ленинграде, где и скончались. П.А. Вознесенский умер в 1979 году. Е.И. Шаповалова - в 1983 году. Дочь Ирина и внук Константин пошли по стопам родителей - актеры ленинградских театров.
 
Театр Дальлага был духовным и культурным центром, который видел свое назначение в том, чтобы своей работой способствовать нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся города. Парадокс заключался в том, что воспитанием людей свободных занимались люди, лишенные этой свободы, проходившие под грифом «враги народа». Не только в Комсомольске, а во всех «крепостных» (лагерных) театрах страны. Но это никого не смущало. Время было такое: когда социалистическая действительность тесно соприкасалась с лагерным режимом. Высокое искусство, видимо, создавало в театре особую ауру, и народ тянулся туда не только на спектакли. В 1935 году начальник Дальпромстроя Жданов говорил: »… есть клуб 16-летия Октября (театр). Правда, он принадлежит Дальлагу. Но почему-то комсомол всегда проводит там слеты». Да что там комсомол! Партийные конференции города проводили в клубе Дальлага, горсовет там брал в аренду зал для проведения важнейших мероприятий…
 
Из письма первостроителя Г.С. Николаева «…Мы часто посещали театр на Гаражной. С восхищением смотрели постановки «Отелло», «Чапаев», «Уриэль Акоста». Любимыми актерами были Вознесенкий, Шаповалов, Коханский. Это были актеры по призванию…»
 
Помнится, когда театр отмечал свое 75-летие, то и участники юбилея, и СМИ деликатно умолчали о том, что театр в городе появился благодаря Лагерю. Может, это кому-то не нравится? Но история не должна нравиться. Историю не надо любить. Историю надо иметь.
 
В 1936 году клуб-театр был передан строительной организации - тресту-корпусу и стал называться гарнизонным театром или клубом КВСЧ (корпус военно-строительных частей). В 1940 году театр перешел в ведение Хабаровского краевого управления искусств и стал по-настоящему городским театром. Интересно, что в июне ушли в отпуск из гарнизонного театра почти 60 человек творческих и технических работников театра, а в сентябре уже в городской театр вернулась только половина.
 
Первым директором театра стала И.В. Семенова, бывшая начальником КВЧ (культурно-воспитательной части) 4-го отделения Дальлага.
 
Штрих второй.
 
П.А. Вознесенский, 1930-е годы.
П.А. Вознесенский, 1930-е годы.
Первые попытки к созданию и сохранению истории театра были предприняты на основании приказа директора Писарева №20 от 11.02.41 г., в котором, в частности, говорилось: «Вырезать и сохранять все статьи, рецензии и заметки о работе нашего театра в количестве не менее, чем в трех экземпляров каждую; сохранять не менее двух экземпляров всех программок и афиш; завести папки с вырезками всех статей и рецензий из центральных газет о работе театров; завести фотоальбомы основных постановок театра; художникам сдавать эскизы и макеты основных спектаклей театра в библиотеку дирекции; зам. директора организовать фотосъемку основных спектаклей театра с последующей передачей снимков в библиотеку». Ответственным был назначен библиотекарь Перминов. Возможно, в годы войны стало не до сбора документов, а потом - забылось.
 
И только в 1980-х годах вернулись к вопросу о создании истории театра. Б.Н.Герцберг, работавший директором театра в период 1958-1974 года, предложил создать музей истории театра. Сбор документов, фотографий, личных вещей актеров и работников театра вела поисковая группа, которой руководила актриса З.Н. Кипко. Без энтузиазма, живого интереса к своей истории и непосредственного участия всех творческих и технических работников театра во главе с директором театра Э.И. Колесниковым вряд ли бы удалось создать такой оригинальный и своеобразный музей. Художественное решение экспозиции музея принадлежит художникам театра К.В. Розанову и А.В. Родик.
 
Первый на Дальнем Востоке театральный музей открылся в апреле 1987 года.
 
Работая руководителем музея, я написала путеводитель «Театр поднимает занавес» (1988 год), раскрывающий историю театра от первых дней до конца 1980-х годов. Путеводитель - потому что Горлит (цензура) не разрешал городской типографии печатать другую книжную продукцию. В то время цензура не пропустила бы и материал об участии заключенных в строительстве, в том числе, и культурном, Комсомольска. И только в 1992 году в сборнике «Черный камень на красной земле» и последующих книгах театр Дальлага занял свое место в истории города.
 
К сожалению, более не нашлось летописцев истории театра.
 
Штрих третий.
 
На заднем плане Н.Д. Анчутин. Сидит, предположительно, Д.М. Струков, 1936
год.
На заднем плане Н.Д. Анчутин. Сидит, предположительно, Д.М. Струков, 1936 год.
Профессиональные актеры сразу стали готовить себе смену. Была создана театральная студия. Среди ее выпускников в 1936 году были Н.И. Анчутин и Д.М. Струков. Несколько лет назад внук Струкова передал мне его письмо. Возможно, оно были написаны раньше, ведь путеводитель вышел еще в 1988 году, но где-то залежалось.
 
«Здравствуйте, уважаемые товарищи! Недавно получил путеводитель «Театр поднимает занавес». У меня появилось желание хотя бы немного посвятить вас в историю театра, т.к. мне кажется, что я остался один из тех, кто работал с Петром Александровичем Вознесенским.
 
Немного о себе. В 1932 году 21-го августа в ветреный пасмурный вечер на пароходе «Колумб» в числе вербованных и мобилизованных комсомольцев мы пристали к берегу села Пермское. Переночевали в бывшей церкви, утром нас развели по квартирам-шалашам, где каждому было выделено место на нарах. После чего нас распределили по бригадам. Наша работа заключалась в том, чтобы как можно быстрее раскорчевать тайгу, расчистить площадку и произвести планировку. Ну, а потом начать строительство….
 
В театр я попал в числе многих по объявлению, в котором было сказано, что приглашаются девушки и юноши в театральную школу. Прослушивал нас П.А. Вознесенский, который интересовался тем, что я умею делать. Я сказал, что я могу корчевать лес, копать ямы и тесать бревна. После всеобщих улыбок комиссии, в которую входили А.Л. Коханский, и Е.И.Шаповалова, меня попросили спеть и рассказать свою автобиографию. Петь я не умел и предложил рассказать басню. А потом попросил разрешения станцевать цыганочку с выходом. После чего я был принят в театр. Через два месяца Анчутину Николаю предложили перейти в бутафорский цех (Анчутин впоследствии стал одним из ведущих работников технических цехов - М.К.), а мне было предложено постигать азы помощника режиссера ( это и стало его основной работой - М.К.). Я до сего дня доволен тем, что учился и работал с такими добрыми простыми мастерами, преданными своему театру.
 
… Театр начинали строить осенью в 1933 году. Здание было построено из кирпича, самана и леса. Имело шесть печей и одну большую плиту в поделочном цехе, три гримерных, парикмахерскую, костюмерную, большое фойе. Зал имел хорошую акустику. Сцена имела круг, глубокие карманы и по всем правилам была одета. Что касается круга, то после осадки здания им перестали пользоваться.
 
В 1936 и 1937 годах перед началом спектаклей всегда выступал духовой оркестр театра, в котором играли замечательные люди и музыканты - старики Шведов и Окороков, которые гастролировали по Волге с Ф.И. Шаляпиным. Дирижером был П. Кузьмичев.
 
Работая с такими людьми, как П.А. Вознесенский, А.Д. Лебедев, М.Г. Демюр, Я.М. Цейкинский, А.К. Барковский, В.Г. Беляев, Л.Н. Александров и другие, я очень много понял, что значит пьеса, роль, актер, если это все по настоящему, с большой буквы. Общаясь ежедневно с такими актерами и актрисами, как А.Л. Коханский, А.И. Федоров, П.С. Крылов, Л. Воробьева Е.И. Шаповалова, И.М. Лавров, В.П. Савенко и многими другими, я стал частью театра, которая называется - семья. Мы хорошо сработались, коллектив театра был одно целое.
 
Большая нагрузка в работе, плохие квартирные условия, да и не всегда хорошее питание тем более, в годы войны, ничуть не отражалось на хорошей работе театра. Мы с Анчутиным хорошо помогли в годы войны с питанием театру. А именно - организовав рыбалку на реке Силинке, где очень много шло кеты на икромет. Мы ловили металлической сеткой кету, тайменя, ленков, хариусов, чебаков…Тайга нас кормила черемшой, ягодами, грибами.
 
Что касается художников, то это были одаренные и талантливые мастера. К их числу можно отнести Охлопкова, Смирнова, Цивилева. При поднятии занавеса их всегда от души награждали аплодисментами.
 
Думаю, еще долго будут помнить тот театр, слава которого прокатилась не только по Дальнему Востоку, но и по Советскому Союзу.
 
Желаю театру хорошего репертуара и доброго здоровья!»
 
Дмитрий Михайлович приложил к письму грамоту, которой он был награжден в 1944 году ГК ВКП(б) и горисполкомом (за подписями М. Медкова и Ф. Пашкевича) «за добросовестное отношение к труду в условиях Великой Отечественной войны и образцовую творческую работу, обеспечившую постановку высокохудожественных спектаклей на сцене городского театра». Штрих четвертый.
 
До 1942 года театр размещался на ул. Гаражной в здании, построенном Дальлагом. Потом это здание передали отделу кинофикации, а театр перевели в Дом Красной Армии (ДК «Строитель»). В ноябре 1944 года вступил в строй Дворец культуры судостроительного завода. Театр перешел туда. Большинство актеров театра жили в двухэтажном деревянном здании по адресу: Краснофлотская, 12 (или Пионерская, 29) которое называлось Домом Актера. Сначала оно было на балансе у завода, а в 1945 году его передали на баланс гордрамтеатра. Это угловое здание можно увидеть на старых фотографиях.
 
Вопрос о специальном здании для театра поднимался еще до Великой Отечественной войны.
 
В городской газете от 18.02.1940 прошла информация о том, что Всесоюзный конкурс на лучший проект здания театра в Комсомольске выиграл ленинградский архитектор М.К. Бенуа. Реализации проекта помешала война.
 
Согласно постановления Совета Министров №618 от 04.02.52 г. о строительстве драмтеатра в Комсомольске, театр хотели построить на пр. Сталина (пр. Мира). Там, где сейчас стоит дом №26. Но не построили. В 1967 году под драмтеатр на 800 мест было выделено место между ул. Дзержинской, Амурским проспектом (пр. Первостроителей) и пр. Октябрьским. Проект был заказан в Центральный НИИ зрелищных зданий и сооружений Госстроя СССР
 
Выступая в городской газете от 25.01.69. А. Лифатов, первый зам председателя Госплана РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР по Комсомольскому избирательному округу, возмущался: «Недопустимо медленно идет проектирование драмтеатра. Оно не готово и по сей день».
 
Строительство театра началось в 1971 году. Авторы проекта драмтеатра - работники ЦНИИЭП им. Мезенцева: главный архитектор - Комкин Я.А., главный инженер - Вислогузов В.А.
 
Театр строился трудно. В отчетах по строительству он проходил как «долгострой»
 
Вот только одна цитата о строительстве театра из городской газеты от 19.04.81. «…Объемное подвальное помещение надо бетонировать. Но сначала надо провести трубную разводку силовых кабелей - около 30 километров - Дальэлектромонтаж. А они пока не приступали. Можно было бы начать отделку подсобных помещений, но Дальсантехмонтажем не смонтированы канализация и система отопления. Застряло на мертвой точке УМР-6 Комсомольскжилстроя. Всего-то 60 метров наружных коммуникаций, но: то нет крана, то людей, то не подвезли наружные колодцы. С трудом добывают бетон. В день надо по 5-8 кубометров. Дважды гоняли самосвал на ЗЖБИ-4 (один день работы его - 70 рублей). Оба раза возвращался пустым».
 
Но главным было другое.
 
«Последние дни на строительстве драмтеатра по прежнему не решен вопрос кардинально с водой. В подвальных помещения, как и раньше, работают насосы, откачивая поступающую воду. А ведь почти месяц назад на заседании штаба стройки было принято решение разобраться, откуда поступает вода и что можно сделать, чтобы прекратить ее доступ. Влага же по прежнему угрожает нормальной работе отопительной системы». («Дальневосточный Комсомольск» от 05.12.81).
 
«…Вновь и вновь на заседаниях штаба стройки поднимается вопрос о воде в подвальных помещениях. Кардинального решения так и не было найдено. По прежнему единственным средством остается круглосуточно работающий насос, пол в подвале постоянно влажный, что мешает вести там укладку балок».( «Дальневосточный Комсомольск» от 09.01.82.)
 
Театр был принят в эксплуатацию в 1982 году с оценкой «хорошо». Строители - УНР-253.
 
Коллектив театра на открытии музея. Апрель 1987 года./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Коллектив театра на открытии музея. Апрель 1987 года./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

 
Говоря о театре нельзя не вспомнить А.П. Чехова, который предупреждал о том, что если на сцене в первом акте висит ружье, то в последнем акте оно должно выстрелить. «Выстрелило» в 2013 году - во время наводнения подвальное помещение театра со всем его оборудованием было затоплено. Видимо, надолго, если не навсегда.
 
Марина Кузьмина,
Комсомольск-на-Амуре