Сразу оговорюсь, что самоидентификация автора этих строк в подзаголовке, как профессионального зрителя не случайна и предназначена для приверженцев высказывания начальника областного управления культуры В.Савченко, утверждавшего в одной из недавних местных газетных публикаций, что «судить о работе театра должны только профессионалы, в Магадане людей, чтобы в прессе публично высказывали свое мнение, рассуждали о работе театра, анализировали постановки, нет».
Сцена открытия сезона в Магаданском музыкальном и драматическом театре |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Категорически не согласен - театр существует исключительно для зрителя и только для зрителя, потому кому, как не ему, заплатившему, кстати, деньги за билет и судить?
Профессиональный театральный критик, на отсутствие которого и намекал тов. В.Савченко, некоторым образом от зрителя отличается и задачи у него иные - детальный разбор спектакля, логика внутреннего развития того или иного персонажа, соответствие внутреннего монолога действию, предлагаемые обстоятельства и согласованность их с темпо-ритмом героя и тому подобные узкоспециальные актерско-режиссерские «прибамбасы», до которых зрителю нет никакого дела и интересно это только непосредственным участникам спектакля.
Кстати, критик, в отличии от зрителя, деньги получает и по вполне обоснованным причинам. Так вот, дабы не быть распятым на дыбе крикунов по поводу несостоятельности нижеследующих строк, я и присвоил своему статусу «зритель» спецификацию «профессиональный».
Принадлежность к театральной династии, бесчисленное количество просмотренных за 30 с лишним лет спектаклей в исполнении лучших артистов, многолетние наблюдения за работой режиссеров и балетмейстеров экстра-класса, 11 летний опыт работы с многими из них и, наконец, огромная и беззаветная любовь к этому, некогда известному на весь советский союз театру, дают мне это право. Считаю вопрос закрытым.
Итак в минувшую пятницу произошло знаковое для губернского города М событие, в присутствии губернского же начальства.
В местном театре давали премьеру по случаю открытия нового театрального сезона. Правда премьерным стал не спектакль, а концерт-ревю «По страницам любимых оперетт» и поэтому премьерой это действо можно назвать с большой натяжкой, так как ревю (фр. Revue - обозрение) - лишь череда номеров из известных оперетт, связанных конферансом, но не связанных единой сюжетной линией. К слову сказать, в былые и славные для театра времена открывать новый сезон концертом оперетты было доброй традицией, но премьерой это никто не называл.
Теперь непосредственно о концерте. С абсолютной точностью можно утверждать, что зрителю в зале не может быть скучно! Ни при каких обстоятельствах, вне зависимости от внутренних проблем труппы театра как то: кадровый дефицит, низкая зарплата и прочих, зритель должен радостно хлопать в ладоши и наслаждаться волшебным миром театра. Этого не произошло. Мне, как простому зрителю было откровенно скучно. А как зритель-профессионал я могу сказать почему.
Во-первых, одесско-бандитский конферанс с характерным говором - это самая неудачная задумка всего вечера, несмотря на то, что взяты персонажи так же из оперетты, правда не классической венской или французской, а советской («Вольный ветер» Исаака Дунаевского), что впрочем нисколько не умаляет ее самостоятельной художественной ценности.
Но вставляя, местами сильно затянутые диалоги с одесским говорком в качестве связки между темповыми номерами - это самый лучший способ «просадить» темпо-ритм всего концерта. Ведь это один из основных законов театра - любое действие от его начала и до его логического завершения должно идти в восходящем темпо-ритме, накал страстей или главного конфликта должен возрастать к концу представления.
Если это концерт, то логично ожидать (и так и было сделано), что первое отделение закончится зажигательным кан-каном, а второе не менее зажигательной Кальмановской «Карамболиной». Ну, так дайте мне, как зрителю, восходящие эмоции, не сбивайте мне настрой затянутыми текстами нелепых переходов с номера на номер!
Кстати, не только Сема и Моня (герои одесского конферанса) занимались этим неблагодарным делом. Некоторые сцены из спектаклей были откровенно затянуты, заполнены так называемыми «мхатовскими» паузами, совершенно неоправданными и не к месту.
Например, трио прокурора с его женой и дочкой, сцена Фалька и лакея («Летучая мышь», И. Штраус) просто изобиловали такими «дырами». Выход барона Зета («Веселая вдова», Ф. Легар) был предварен безразмерным по продолжительности музыкальным дефиле артистов хора, которые примерно минуту прохаживались по сцене, периодически здороваясь друг с другом (некоторые не по одному разу) - эту часть, на мой взгляд, спокойно можно было купировать, не нанеся непоправимого урона творению Легара. Лирический по настроению сольный номер заслуженного артиста России Николая Бекасова, был поставлен четвертым от конца первого отделения и сразу «погасил» весь настрой от предшествовавшего зажигательного дуэта Адели и Фалька - явная ошибка режиссера Аркадия Касацкого. Темпо-ритм, господа и еще раз темпо-ритм, не я его придумал, перечитайте Станиславского - это все оттуда.
Очень большая беда нашего театра на сегодняшний день - это почти полное отсутствие профессионального вокала. И сценическое действо этого вечера еще раз подтвердило сей горький и неоспоримый факт. Во-первых, хор. Нестройность голосов и неспетость слышна людям и далеким от музыки. Еще острее эта проблема стоит в артистической среде. Не надо заканчивать консерваторию по классу вокала, чтобы не услышать, как некоторые солисты «недотягивают» ноты, «недобирают» верха, собственно говоря, просто фальшивят. Недалеко в этом плане ушел и оркестр.
Вместо того, чтобы быть партнером артисту на сцене, он зачастую действовал, как самостоятельный творческий организм, к тому же крайне нестабильный. Ведь есть опереточный канон - в дуэте ли, в терцете ли - после непосредственно вокала начинается танец - так поддержи, дирижер, артистов на сцене - дай «форте» или даже «фортиссимо», сдвинь темп! По правде говоря это случалось, но почему-то не во всех номерах?.. И нестройность, «разнос» и иногда фальшь в оркестре слышна была, так сказать, невооруженным ухом.
Про балет буквально пару слов. Он есть. И слава Богу.. В основном женская его составляющая. Налицо демографический кризис по гендерному признаку. Балет есть, а хореографии нет. Зритель пошел избалованный - по телевизору смотрит конкурсы всякие, в том числе и балетные, и танцевальные шоу - на льду или, там, на паркете - и знает какой может быть уровень. А его-то и нет в нашем театре. Уровня. Балет есть, а уровня нет. К тому же балетный дивертисмент из оперетты «Летучая мышь» странным образом напомнил мне постановку 1985 года, только другого балетмейстера. Ну, да может показалось. И поберегите партнера - он у вас один, не заставляйте парня таскать всех балерин сразу.
Но не все так плохо! Есть, есть они - светлые пятна! Очень хорошее приобретение для театра - артистка Гульноро Ризоева и артист Виталий Перехожев! Оба поющие (хотя и там, конечно, есть с чем поработать), танцующие, а главное горящие и искрящиеся! Еще, конечно, чувствуется неуверенность, но зато чувствуется кураж - это в актерстве дело первостатейное. Если не «съедят» коллеги по цеху - будет прекрасная субретка и столь же талантливый простак. Берегите их, коллеги, от нас сколько народу уже сбежало за последнее время! Владимир Дмитриев и Михаил Попов - дуэт Фомы и Филиппа. Замечательный и приятный во всех смыслах номер. Характерный и вкусный, и с большим чувством исполненный артистами.
Порадовал Владислав Поляков - за те годы, что я наблюдаю за его творчеством, он превратился в уверенного в своих силах артиста с приличными вокальными данными, его прекрасно слышно и без микрофонов подзвучки (применение которых стало в театре весьма пагубной практикой). Как всегда вызывало восторг исполнительское мастерство заслуженной артистки России Елены Титенко и вокальная техника заслуженного артиста России Николая Бекасова. Сценография смотрелась вполне себе прилично для концерта, единственно что резало глаз - это позолоченные ступеньки, сделанные весьма грубо и со следами от гвоздей. Хочется большей аккуратности на сцене.
А теперь внимание - вопрос к автору этих строк! Наступает момент истины, уважаемый читатель! Зачем я это пишу? Зачем критикую и пользую довольно резкие слова, которые пользовать не принято? Зачем обижаю людей, с некоторыми из которых бок о бок проработал много лет? Зачем?..
Я на него ответил вначале статьи, а сейчас повторюсь с большим осознанием смысла своих же слов - потому что я люблю. Люблю этот театр, люблю необыкновенных людей, в нем работающих и в чем-то сумасшедших, люблю это здание, с которым теснейшим образом связана вся моя жизнь. Вот именно этой любовью и продиктовано мое желание писать то, что вы сейчас читаете. Потому что я не хочу, чтобы театр медленно, но верно умирал, я не хочу, чтобы он превращался в клуб художественной самодеятельности и я не хочу, чтобы были забыты те, кто отдавал все свои творческие силы, иной раз и жизни, чтобы жил этот театр.
Не секрет, что начало нового сезона предварил ряд газетных публикаций, посвященных внутренним проблемам театра. Были явления по этому поводу и в эфире местных телеканалов. Город, в принципе, в курсе, что не все ладно в королевстве датском. Но дело в том, что по большому счету это мало кого волнует. Тут в газетах можно долго рассуждать - хороший или плохой директор театра равно как и режиссеры, и балетмейстеры, и художники.
При такой постановке вопроса кроме сотрясения и запыления воздуха ничего не выйдет. Да, ситуация в закулисье весьма непростая, если не вдаваться в подробности мы имеем на сегодняшний день крайне невразумительный и несбалансированный репертуар - малоизвестные и, вместе с тем, провальные драматические пьесы, отсутствие основы музыкального театра - венской оперетты, невзрачные и даже иногда убогие декорации, пустующий зрительный зал. Это если окинуть взглядом снаружи.
Внутри все гораздо трагичнее с одной стороны, потому как театр и люди его населяющие являются очень особенным и трудным симбиозом с предельно обнаженной нервной системой, а с другой стороны все просто и заурядно - склоки и зависть, старые счеты, подковерные интриги и наполеоновские комплексы посредственности - все эти «милые» обстоятельства присутствуют практически в любом месте, где люди собираются количеством больше двух. Перекос по зарплате, кадровый голод, на фоне которого буйным цветом разрастается гордыня сирых и никчемных ремесленников, почувствовавших вдруг вкус исключительности, выдвижение и самовыдвижение режиссеров из артистической среды, что всегда ведет к зависти коллег и не всегда к проявлению режиссерского таланта.
Да, все это, к сожалению, есть, и это путь в никуда. А теперь второй вопрос - кто виноват и что делать? Извечный и такой русский. Я считаю, что вторая часть этого вопроса важнее первой и попытаюсь в меру своих сил на него ответить.
Первое. Театр наш настолько уникален и богат необычной историей, что просто формально сдать его на поруки областному управлению культуры, что де-юре абсолютно правильно, было бы ..неправильно. Областная власть должна понять, что футбол - это здоровье тела, а театр - это здоровье души. Городская власть должна понять, что театр - он в городе и он один, второго не будет и несмотря на областное подчинение, городские власти и лично мэр Магадана, тоже могут и должны принять участие в его судьбе. И ведь речь-то идет не только и не столько о деньгах, а о внимании и заботе. Поэтому без попечительского совета, в состав которого входили бы представители не только творческой интеллигенции и широко известные в городе люди, пользующиеся доверием горожан, а так же представители городских и областных властей, не обойтись. Есть меценаты - они тоже могут по желанию быть членами такого совета, кстати, неплохо было бы уже придумать законодательно работающий закон о меценатстве, хотя бы и на местном уровне.
Второе. Не секрет, что здание театра ветшает и то, что его непременно закроют - лишь вопрос времени. Поэтому, считаю пока не поздно пересмотреть планы по строительству суперсовременного концертного комплекса, принятые недавно на заседании областной администрации в пользу строительства нового здания театра - расходы практически те же, а проекты давно есть и существуют на бумаге! И орган там поставим, как вещал начальник областного управления культуры В.Савченко в интервью местному телеканалу. Ведь подумайте, господа, вы хотите строить зал, чтобы приглашать звезд мировой величины - так постройте новый театр и пусть звезды выступают там! Одним выстрелом - двух зайцев. А тратить огромные деньги на зал, при ветшающем театре - это пир во время чумы, по-другому не скажешь!
Третье и последнее. Надо, наконец-то, определиться с художественным руководством в театре. Это не уровень управления культуры, это уровень областной администрации, потому что хороший приглашенный худрук стоит дорого и вопрос этот решать надо при содействии Министерства культуры РФ, это несомненно. Нельзя просто пригласить знакомого режиссера из другого города на эту должность, слишком большая ответственность и далеко идущие последствия. Тут нужен человек с именем и репутацией, потому что хороший худрук - это долгосрочное вложение.
Подытоживая, хочется просто и по-человечески попросить власть повернуться к театру лицом, вспомнить о нем, ему сейчас так плохо и обидно... С его-то историей - быть униженным и числиться в попрошайках!
И хочется попросить своих бывших театральных коллег - ребята, давайте заниматься каждый своим делом и, как это там, у Станиславского - не любить себя в искусстве, а искусство в себе и уважать и любить друг друга..
А плафон был, правда. Как раз губернатор с мэром в зал зашли, - так раз - стремительный полет с 12 метров! Женщинам повезло, очень повезло, что остались живы. Что произошло и почему, как ответил мне в твиттере губернатор, разбираются специалисты, правда он не ответил на вопрос - понравился ли ему концерт. Наверное, зря я его отвлекал - область большая и серьезная - до концертов ли тут.. А вот директор театра не спустился к женщинам и не извинился, хотя это было его прямой обязанностью. Это я могу засвидетельствовать как на духу - ваш покорный слуга помогал одной из женщин останавливать кровотечение до приезда «скорой». Это минус вам, директор...
С огромной любовью,
Константин Александров,
Магадан.
--------------
Вешалка отремонтирована. А люстра - нет…
2 ноября - дата открытия нового театрального сезона - чуть не стала последним днем жизни двух зрительниц Магаданского музыкального и драматического театра.
Падает плафон! |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В этот день пенсионерки Нина Усова и Людмила Курашова пришли в театр на концерт любимых отрывков из оперетт. Еще не погас свет в зрительном зале, но уже на свои места расселись и губернатор, и мэр, и другие вип-персоны, как вдруг раздался взрыв! На головы двух женщин с огромной высоты упал плафон от люстры!
«Все произошло в доли секунды, мы сидели на 11-м ряду, 10-11-е места, - рассказала «ВгМ» пострадавшая Нина Усова. - Моя родственница Людмила, сидевшая рядом, была вся в крови, ей разбило голову. Я тоже была вся в осколках, так как у меня было платье с открытыми рукавами. Удивило то, что никто из руководства области и города к нам не подошел, не спросил, что случилось, а в театре не было даже аптечки. Нас отвели в нижнее фойе. Хорошо, что в зале оказался врач, он оказал сестре первую медицинскую помощь. У нее сильно текла кровь. На удивление, «скорая» приехала быстро. Нас увезли в областную больницу.
Жертвы плафона |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Жертвы плафона |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Людмиле зашили голову, мне обработали шишку на голове и раны. Врач сказал, что у сестры много осколков в коже головы, неизвестно, как они будут выходить… На следующий день к Людмиле приехал директор театра А. С. Бондаренко, вручил ей букет цветов и сказал, что теперь в театр мы с ней будем ходить пожизненно, то есть нам будут давать приглашения на все спектакли… А я вообще, думаю, неизвестно, чем все это кончится, какие будут последствия для нашего здоровья? В любом случае, было страшно, неприятно, обескураживающее. Если Людмила будет подавать заявление в правоохранительные органы, я ее, конечно, поддержу».
Несмотря на случившееся, артисты продолжили концерт. Хотя, в случае ЧП дирекция должна была вызвать полицию, «скорую», органы технадзора и сразу провести служебную проверку. Пострадавшие еще не решили, обращаться ли им в прокуратуру или суд по факту нанесения увечья их здоровью. Пока они еще не понимают последствий. Выходит, что «вешалка», по словам директора театра, «отремонтирована». А вот люстра - нет…
Наталья Алексеева,
«Вести города М», № 45 от 8 – 14 ноября 2012 г.
Фото из архива «ГТРК-Магадан»
.