Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

 

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей.

 

Вполне возможно, что качество жизни в будущем,как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будет зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

 

Сколько людей, столько, как известно и мнений. Если спросить у ста родителей: «Зачем, собственно вам ребенок?» Услышим сто различных ответов. Одной из первых реакций у многих будет недоумение. Странные, дескать, нашли о чем спрашивать. Однако, взявшись отвечать, на первых же фразах, задумываются. А, действительно, зачем?

 

И сказано будет очень и очень многое и то, что дети это смысл жизни (смысл существования), ради детей живем, и то, что в старости-то каково одному остаться, не позвонить, ни письма написать некому, и что дети - гордость наша, и радость наша, и боль, без которой тоже никуда. И про то вспомнили, что дети - это возможность не повторить своих ошибок и сделать лучше, чем мы дело, и жизнь прожить лучше и счастливей.

 

И сказано будет, что дети - это будущее, то которое мы не увидим, и продолжение рода, и носители культуры, идей, мыслей, знаний.

 

Всё правильно будет сказано, все по делу, один вопрос останется,непонятный вопрос, нелепый: «А, зачем? Зачем, чтобы были лучше, чем мы. Зачем, чтобы обязательно, зачем, чтобы что-то куда-то продолжать, зачем, чтобы смысл…»

 

Странно вопрос звучит, не то чтобы некорректно, кощунственно даже как-то. Только никакого кощунства здесь нет и даже странности не много.

 

Огромное множество вариантов ответов на «зачем» можно разделить на два пласта. Получится вот что: ребенок в одном случае будет не для чего-то и не зачем-то, а сам по себе. Как самоценность. Как равный. Как значимый. Как свободный. Изначально.

 

Что вы, как можно, как это - сам? А, родители ни при чем? При чем. Но об этом позже.

 

Всем известно утверждение о том, что, главное, «в человеке» складывается до трех лет, и это справедливо. «Учи ребенка, пока лежит поперёк лавки». Но как раз психическое развитие в первую половину этого периода складывается стихийно, а во вторую почти стихийно.

 

Все раннее воспитание должно быть подчинено формированию у ребенка доминанты человека - человека благополучного и доброжелательного.

 

Надо сказать, что возраст от первых недель жизни и до 2-х лет практически выпадает из поля зрения воспитателей: здесь многое происходит стихийно, и поведение матерей не столь активно (на основании понимания закономерностей психического развития), сколь рефлексивно.

 

Проблема возникает в результате того, что объектом изучения является живая материя, и что каждый из нас имеет за плечами богатый жизненный опыт.

 

Нам придется отказаться от заблуждения против одной величайшей ошибки, которой свойственно совершать человеку, - составлять представление о себе и других, не принимая во внимание неповторимое уникальное Я каждого представителя человеческого рода, являющееся, судя по всему, ценнейшим его достоянием, а вместо этого основываясь в своих выводах на особенностях человеческой природы в целом.

 

Итак, нет такого простого объяснения, при помощи которого можно было бы улучшить собственно самого человека или других людей.

 

Эффективный единственный путь заключается в тщательном последовательном изучении всего, что происходит или может происходить с человеком, начиная с момента его рождения. Поскольку у каждого из нас существует шесть, а то и больше чрезвычайно чувствительных каналов получения информации об окружающем мире, наш опыт интерпретации различных комбинаций данных, поступающих через различные каналы, можно считать достаточно богатым. А, так как важную роль в человеческой жизни, играют не только события, происходящие в физико-химической среде обитания, но и вопросы культурного плана- ценности, предрассудки, убеждения и т.д. - реальная сложность этой области приобретает оттенок непреодолимости.

 

В лучшем случае я хочу надеется, что мне удастся представить обоснованную модель, в которой бы содержалась структура изучения этой сложной области, и заразить вас живущей во мне уже на протяжении многих лет убежденностью в том, что колоссальные способности человека не позволят ему упустить свой шанс.

 

Как видите, мы совсем не так просты. Человек рождается почти «зверем». «Звероподобное существо» известно нам как новорожденный человек. Человеческое существо после рождения долго ещё не может поддержать собственную жизнедеятельность и что его отличительные особенности последовательно формируются в течение не менее, чем 10-12 лет.

 

Если исключить нарушения, возникшие в ходе развития или являющиеся наследственными. Скорость формирования индивидуальных различий является врожденной.

 

Врожденные основы адаптивности: это инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, умственные и специальные способности, внешние данные, и физическое состояние организма.

 

Младенчество начинается с первых минут жизни, а заканчивается овладением артикулярной речью, которая тем, не менее остается неинформативной и бессмысленной.

 

Первая психосоциальная стадия соответствует первому году жизни.

 

Краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявления родительской нежности.

 

Кризис первого года связан с качеством материнского ухода за ребенком. Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие.

 

Здоровое развитие ребенка не является результатом исключительно чувством доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять чему не следует доверять, также важно, как и понять чему доверять необходимо. Это способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей средой и для эффективного принятия решений, поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей. Иначе говоря, доверие переходит у младенца в надежду. Надежда поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства.

 

Осознание матерью своих социальных обязанностей, это очень важный аспект ответственности матери перед социальной группой, членом которой она является. Следовательно, до тех пор пока мать не составит самое полное представление о своих социальных обязанностях, выполнение которых является её материнским долгом, и о том, что ей нужно делать, чтобы выполнить их хотя бы удовлетворительно.

 

Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. До 18 месяцев этот период тесно связан с удовлетворением биологической потребности и с приятными ощущениями. Даже в зрелости употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курения,поцелуи и переедание, проявление поведения этого периода.

 

Чрезмерная или недостаточная стимуляция в этом периоде формирует пассивный тип личности. Веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности чрезмерной зависимости. Фиксация у взрослых выражается в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, саркастические подкусывания, а также часто циничное отношение ко всему.

 

Людям с этим типом характера, кроме того свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

 

У ребенка будет хорошее мнение о себе и своем теле в том случае, если он ощущает материнские объятия, ласковые прикосновения и внимание.

 

К двум годам тактильный контакт становиться самым важным, как новый вид осязания. Начинает развиваться собственный телесный образ.

 

В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задержания и выталкивания фекалий. Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, однако, способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету, ребенок должен учиться разграничивать требования удовольствия от немедленной дефекации и социальные ограничения (самоконтроль). Будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этом возрасте. Некоторые родители ведут себя негибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ у него начнутся запоры.

 

Если тенденция удержания становиться чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то взрослым будет чрезвычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален, недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Родительская строгость в отношении туалета - черты личности взрослого: склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистская жестокость. В любви партнер- объект обладания.

 

Подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку, и даже может способствовать развитию творческих способностей. Этот период подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения и продолжается до 3-х лет.

 

Особенности и закономерности психического развития ребенка в первые два года жизни дают основания и возможность воспитания его в духе доброжелательности. Здесь такие правила и требования:

 

- Как можно чаще брать ребенка на руки, даже если он этого не требует

 

- Тщательно ухаживать за ребенком и кормит его по первому требованию, совет - надо дать ему поплакать ложен в самой своей основе.

 

- Необходимо больше улыбаться ребенку и говорить с ним ласковым голосом, причем разговор всегда вести в режиме диалога, т.е. обратиться к ребенку и вызвать ответную реакцию, а ожидая её, молча смотреть на него с улыбкой. Когда он выговориться, следует продолжать обращение к нему. Вместе с тем возможно и сотрудничество: хорошая мать с ребенком совместно может петь песни уже с 2-х месяцев.

 

- Полезно вырабатывать сочувствие к другим совместно со стойкостью собственным неприятностям. Если ребенок ушибся, не надо делать плаксивого лица и причитать над ним. Если кто-то в присутствии ребенка упал, надо оказать помощь и выразит соболезнование. Оптимальный возраст 1,5 лет.

 

- В возрасте от 1 до 2-х лет необходимо своевременное введение значимости запрета. Если это не делать, в последующих возрастах будете всегда наказывать.

 

- В возрасте 1,5 лет и старше надо формировать понимание красивого, и вырабатывать отношение к красоте как ценности. Сочувствие ко всему живому, показывать ребенку насекомых, предотвращая их хватание, расхваливать красоту и совершенство их строения.

 

Все раннее воспитание должно быть подчинено формированию у ребенка доминанты человека-человека благополучного и доброжелательного. Источник доброжелательности коренится в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу законов (право и порядок), ценностям, нравственности, морали и традиционной культуре.

 

Л.С. Выготский развил положение о том, что каждая высшая психическая функция - не врожденная «способность», полностью обусловленная наследственно закрепленной организацией мозга, а сложное прижизненное образование, формирующееся только в процессе овладения языком и «присвоения» культурно-исторического опыта человечества. Высшие психические функции формируются под влиянием предметного мира, который имеет общественное (культурное – историческое) происхождение, а образующиеся в процессе психического развития рефлекторные связи отражают эту объективную реальность. Необходимым условием формирования высших психических функций (логическое мышление, логическая память, произвольное внимание, запоминание, речь и др.) у ребенка является общение со взрослыми. Действия,сначала разделенные между ребенком и взрослым, затем становятся способом индивидуального поведения, что также свидетельствует о социальном генезе высших психических функций.

 

Жизнь человека возможна тогда, когда удовлетворяются его физиологические и психические потребности. Современная наука указывает, что корни неуживчивости, агрессивности, нетерпимости к чужому мнению, веры в потусторонние явления, предсказания и наговоры... И великодушия уходят в детство. А, это, значит, что…

 

В течение первых лет жизни созревают основные мозговые структуры,обеспечивающие готовность к обучению. Все остальное, что человек узнает и чему научиться в своей жизни,он будет строить на этом фундаменте, вокруг этого ядра. Именно в этот период он приобретает направление движения в обучении:

 

- либо одаренного ребенка;

- либо обыкновенного ребенка;

- либо неспособного ребенка.

 

Для развития способностей в этот период необходимо, чтобы умственная деятельность на фоне ярко выраженных эмоций - чувства радости, удовольствия,может быть даже восторга.  И главная задача в этот период духовно-нравственное воспитание ребенка. Каково детство, такова во многом личность и жизнь человека.

 

Человек - социальное существо. Что это значит? То, что он способен жить только в условиях общества, поскольку нуждается в постоянной информации о себе подобных. Следовательно, существует потребность человека в людях, и удовлетворяется она путем общения. Только в ходе общения и благодаря общению ребенок может стать полноценным человеком. И взрослый нуждается в этой информации для поддержания достигнутого уровня психического развития.

 

Человек должен чувствовать себя комфортно при любых изменениях, новшествах, в любой незнакомой и нестандартной ситуации, на первое место выдвигается на задача обучения, а задача воспитания (формирования) человека нового типа, находящегося постоянно в движении, поиске, творческого, импровизирующего, интуитивного. Такой тип человека станет доминировать в XXI веке.

 

Резолюция:

 

Российское общество продолжает переживать острый социальный кризис.

 

Решению благородной задачи воспитание человека доброжелательного и благополучного без активной помощи всего общества невозможно.

 

Общечеловеческое должно быть выше конкретно-исторического. Не судить людей по их принадлежности, кроме принадлежности их к роду человеческому.

 

Любить человечество в целом легче, чем любить конкретного индивида.

 

И, помнить, различия закладываются неосознанно к трем годам, как и фундамент судьбы человека.

 

Культура, традиции и ритуалы в обществе должны способствовать общению ребенка для развития индивидуальных социальных качеств, чтобы различие не воспринималось как недостаток.

 

Настало время бережного отношения как воспитать, стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках и искусстве. И особое внимание обращать на воспитание нравственности.

 

И это все, выше сказанное, закладывается до трех лет. Бесспорным при этом полагается то, что развитие идет по путям, существующим во внешнем мире, но выбор путей реализации потенциалов развития принадлежит самому человеку.

 

Любовь Белова,

медицинский психолог

г. Хабаровск.

.