Обозреватель газеты «Тихоокеанская звезда»: Мария Иванова |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Напомню, в списке «неэффективных» в нашем крае - Хабаровский государственный институт искусств и культуры, Хабаровский филиал Российской академии правосудия, Дальневосточный государственный медицинский и Дальневосточный государственный гуманитарный университеты. Это при том, что все остальные априори эффективны. К примеру, Хабаровский филиал института водного транспорта. Ничего против не имею, честное слово, у нас даже одна из бывших сотрудниц заочно его окончила и теперь успешно трудится в страховой компании на ниве менеджмента. Эффективен, судя по данному рейтингу, и наш хабаровский же какой-то институт аж международного бизнеса.
Это тот, где хорошо одетые девочки и мальчики с кейсами постоянно ходят в телевизоре и рассказывают, как их хорошо образовывают, какие они востребованные специалисты. Всегда хотелось спросить: где и с кем они там отношения строят? Но для экспертов таких вопросов, видимо, нет. Зато вот мед наш и пед, по-старому говоря, через который прошли сотни и тысячи сегодняшних специалистов, успешно работающих именно на территории нашего края, у экспертов вопросы, как видите, вызвали.
Сколько у нас не хватает учителей и врачей? Боюсь, десятками не обойтись. Средний возраст доктора - пятьдесят лет и более, педагога - аналогично. Отраслям катастрофически требуются кадры - дефицит сумасшедший. Работает программа целевого накопительного капитала для педагогов, «Земский доктор». И что, многие едут? С таким же успехом молодой человек может просто уехать в другой регион - где теплее и сытнее, чем у нас. А много желающих учиться на врача или учителя, когда знаешь, какая светит впереди зарплата? Трудно понять смысл этих рейтингов про эффективности. Когда неэффективными вузами оказываются те, которые работают на социальную сферу региона, на реальное дело, которые единственные снабжают профильными кадрами наш край.
Так по каким же параметрам оценили вузы? Вот, например, очень важным критерием признали международную деятельность: удельный вес численности иностранных студентов в общем выпуске студентов. А что, наш медицинский или гуманитарный университет, простите, создавались, чтобы учить иностранцев? Давайте тогда считать иностранцами коренные народы Севера, коих вузы подготовили для отдаленных территорий тысячи!
Или вот параметр про инфраструктуру: чем больше «квадратов» у вуза, тем лучше. А ничего, что студенты Дальневосточного медицинского университета занимаются также и за пределами своей альма-матер - на кафедрах, действующих прямо в ведущих клиниках Хабаровска? Будущих специалистов вообще-то не квадратными метрами измеряют…
Главную оценку всё-таки ставят абитуриенты и студенты, которых среди прочего очень интересуют, например, бюджетные места, а также наработанная десятилетиями репутация вузов. И работодателю всякие рейтинги порой неважны, ему требуются отличные специалисты, и он знает, где их готовят лучше всех.
Знающие люди говорят, что смысл такого рейтинга один: хотите специалистов? Тогда учите за свой, краевой счет. Это ж вам они нужны! Тогда зачем нам рассказывают про развитие Дальнего Востока, про особое внимание не только экономике, но и социальной сфере. Сейчас федеральные власти говорят, что вроде как закрывать ничего не будут, может быть, реорганизуют... Осталось уточнить, как: патологоанатомически или в управлении образованием все-таки будет преобладать тот самый проктологический подход?
Мария Иванова,
«Тихоокеанская звезда», 16.11.2012
----------------
Неэффективные хабаровские ВУЗы соединят в университет-монстр
Сегодня стали известны результаты мониторинга ВУЗов, проводившегося по всей стране. В Хабаровске неэффективными признаны Гуманитарный университет, Медицинский университет, и институт культуры.
При этом следует признать, что критерии, по которым оценивалась деятельность учебных заведений, были, скажем так, сомнительны. Вопросы научной деятельности, средний балл по ЕГЭ у обучающихся студентов и наличие международных контактов действительно могут говорить о качественных показателях работы. Однако они в ходе оценки рассматривались преимущественно с формальной точки зрения, с позиции сухих цифр. Например, не особо интересовало количество, и, главное, качество научных школ, созданных на базе того или иного ВУЗа.
Но это всё мелочи по сравнению с двумя оставшимися критериями оценки.
Первый – это соотношение площади ВУЗа к количеству обучающихся в нём студентов. Объясните мне: как квадратные метры влияют на качество получаемого образования? Конечно, можно сказать, что помещения нужны для аудиторных классов, лабораторий и т.п. Это, в принципе, верно. Но не стоит забывать, что нехватка рабочего пространства, если она наблюдается – это вина не столько бюджетных учреждений, сколько государства. Например, у ДВГГУ достаточно давно в планах было строительство лабораторного корпуса – но для этого нужны деньги. А их, в условиях непрекращающегося сокращения финансирования не предвидится. По факту, признание ВУЗа неэффективным в связи с нехваткой площадей – это расписывание государства в собственном бессилии и перекладывание ответственности с больной головы на здоровую.
Второй абсурдный критерий – это доходность университета. Может быть, я чего-то не понимаю: но разве миссия ВУЗа как организации, состоит не в обучении нового поколения, а в выкачивании из него денег? Разве ВУЗ – это коммерческое предприятие? И разве не абсурдно, что одарённые студенты-бюджетники, которые не приносит ВУЗу вообще никакого дохода, согласно данному критерию снижают показатель эффективности своего учебного заведения?
С моей точки зрения, этот последний критерий весьма симптоматичен. Он чётко показывает: правительству наплевать на обучение нового поколений, на их интеллектуальное и духовное развитие. Единственное, что интересует власть имущих – извлечение прибыли. Здесь и сейчас. Со всего, с чего только можно. Я не удивлюсь, если вскоре нас, прямо по Джанни Родари, доморощенные сеньоры-Помидоры заставят платить за воздух.
Будущее «неэффективных» ВУЗов весьма прозрачное: их просто ликвидируют как самостоятельные организации. Но если вы думаете, что другие институты это спасёт - то вы ошибаетесь. Уже было проведено внеочередное заседание совета ректоров, на котором, по сути дела, было озвучено принятое в верхах решение о слияние всех хабаровских ВУЗов в один университет. Исключением может стать только «железка», являющаяся ведомственным учреждением Минтранса, и, теоретически, Медицинский университет. Правда, если он станет филиалом одного из «эффективных» иногородних ВУЗов.
Понятно дело, ни один из ректоров этого не желает. Но вряд ли они что-то смогут сделать. Похоже, стоит привыкать к мысли, что у нас в городе появится монстр Франкенштейна, скроенный из частей совершенно чужеродных организмов. Балалаечники будут соседствовать с учителями, стоматологи с физкультурниками и инженерами.
Может быть и другой вариант: создание университетов, которые не будут ограничиваться одним городом. При этом далеко не факт, что головными будут хабаровские ВУЗы, их вполне могут низвести до статуса филиалов. Подобная история, кстати, не так давно произошла с бывшей Дальневосточной академией государственной службы. Её существование признали нецелесообразным, и присоединили к созданной в Москве Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Как и ещё шесть десятков ВУЗов по всей стране. Теперь представьте, какие финансовые потоки оказались в руках ректора РАНХиГС, Владимира Александровича Мау? Человека к слову, с весьма конкретными связями в правительстве ещё с тех времён, как он работал в командах Гайдара и Чубайса, а затем, в первое президентство Путина, был руководителем Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.
Не исключено, что весь этот фарс с мониторингом и был организован для легитимации, по сути дела, последующего рейдерского захвата провинциальных учебных заведений. Причём, несмотря на документальную «неэффективность» - не самых безнадёжных и нерентабельных. Ведь, по какой-то странной причине, эффективными показали себя ВУЗы Магадана, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Но что-то я не слышал, чтобы люди съезжались в эти города для обучения в столь высококлассных институтах.
По старой недоброй российской традиции, принимаемые в верхах решения не учитывают судьбы людей. Никто не задумывается о том, что преподавателям придётся искать себе новые места работы (и не факт, что по специальности), а студентам, поступившим в один ВУЗ, заканчивать совершено иной. Мой прогноз – в ближайшие годы следует ожидать увеличение оттока населения с Дальнего Востока, как за счёт работников системы образования, так и студентов, которые не пожелают иметь в дипломе запись об обучении в каком-то там филиале.
tony_ygli, 02.11.12