М.И. Горбунов (10.06.1949 г., г. Свердловск - 23.08.2012 г., г. Магадан)
М.И. Горбунов (10.06.1949 г., г. Свердловск - 23.08.2012 г., г. Магадан)

Не стало Михаила Ивановича Горбунова, журналиста-дальневосточника, магаданца, обладателя Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» - уникального и редкого звания, которое сам победитель называл «почетным и пожизненным, но безденежным в новой России».

 

Михаил Горбунов долгие годы работал собственным корреспондентом «Российской газеты» по Магаданской области, в 2000-м помогал создавать дальневосточный корпункт в Хабаровске. Бывший собкорр газеты «Территория», автор газет «Сельская жизнь», «Известия», «Утро Россiи», «Правда-пять» (Линника), «Русский курьер» (Голембиовского), корреспондент радиостанции «Радио Свобода», - да всех и не перечислишь. Был до последних своих дней участником Дальневосточной Интернет-ассоциации журналистов РФ, входил в Союз журналистов РФ.

 

Судьба не раз бросала Михаила Горбунова из огня да в полымя. Накануне перестройки за статью в газете «Известия» стал для первого секретаря Магаданского обкома КПСС А.Д.Богданова - личным врагом. Официально занесенный областным Союзом журналистов СССР в десятку лучших журналистов, обладатель дипломов «Лучший очерк года СССР» (за 1983 и 1985 гг.), он потерял поддержку коллег, лишился семьи, жилья и работы. Был исключен из КПСС с формулировкой «за аморальное поведение, выразившееся в разводе». Через три года Центральная контрольная комиссия при ЦК КПСС во главе с А.Я.Пельше сняла все обвинения и восстановила Михаила Горбунова в партии. Но жизнь была поломана.

 

В девяностых годах он открыл первый на Колыме общественный юридический пункт. Успел побывать юрисконсультом Сеймчанского автопредприятия и совхоза «Сеймчан». Еще - работал преподавателем русского языка и литературы, и не только в Магаданской области. Но завязать с журналистикой не получилось.

 

Для редакторов он был идеальным автором, его тексты не надо было править, даже запятые были на своих местах. И в фактах он не ошибался.

 

Как и многие другие магаданцы, он мечтал, выйдя на пенсию, уехать с Севера. Присмотрел Подмосковье. Но фирма, куда вложил деньги, лопнула. В общем, подкосило это сильно. Его строки из 2009-го: «...Перевалило мне за 60 и тут сначала «мотор прихватило», затем ноги стали отказывать, рука поломанная в Грозном опухать. Порой неделями не могу из дома выйти, но голова ясная и дух светел, хотя и не всегда рука писать позволяет. Вот и сейчас - пишу…»

 

Последние два года Михаил Иванович жил скромно и тихо на свою нищенскую пенсию в 13 тыс. рублей в Магадане. Болел. И продолжал писать.

 

Он хотел дожить до 2020-го. Ведь даже в несерьезном эссе «Магадан-2020» - видел будущее Дальнего Востока и Магаданской области, писал о Родине, которую любил как истинный патриот и желал ей процветания. Жалко, что эти светлые грезы при жизни отказались печатать все магаданские газеты.

 

Вот строки, которые он успел прислать: «Когда я уже буду уходить, из светлого туннеля, я верю, придет за мной мой батя, прошедший войну от рядового до майора, поддержит под локоть и скажет: «Неплохо прожил, сынок. Пошли, расскажешь обо всем». Вот только что я ему об этой России расскажу?!.»

 

Дальневосточная Интернет-ассоциация журналистов РФ.

-----------------

 

Магадан-2020


Реальные факты из жизни Магаданской области и планы на ее будущее в рамках общей федеральной программы социального и экономического развития ДФО

 

Эпиграф

В каждой шутке есть доля правды (народная мудрость).

В каждой нашей шутке есть наша доля (автор).

 

А олени лучше

 

Апрель 2020 года. Надоела Москва с ее серыми небоскребами на месте прежних памятников старины. С ее нищими, выпрашивающими подаяние, сидя на подножках собственных «Мерсов» и «Ауди». С пугающими в сумраке, как чудовища из ужастика «Чужой», перекрученными земным тяготением и волей автора «склептурами» вездесущего Зураба. Все, ребята, возвращаюсь в Магадан!

 

- Михаил, ты что звонишь ни свет, ни заря?! - на экране мобильника (такая телесвязь сейчас есть в самом глухом колымском селе) появляется заспанное милое лицо моей знакомой и землячки по поселку Сеймчан,что в самом центре Магаданской области. - У нас три часа утра!

 

- Ну, извини, - каюсь я, - да вот, домой собрался. Как там у нас температура?

 

- Добро пожаловать: минус тридцать! - и мобильник дает сигнал отбоя. Слава Богу, хоть что-то на Северах остается неизменным!

 

- Самолетом какой компании желаете лететь? - заученно ровно и вежливо осведомляется кассирша, - Эр Франс, Пан Америкен, Люфтганза, Манчжоу Го?

 

Международный аэропорт «Магадан» открыт для всего мира. Но я выбираю отечественный «Аэрофлот». Неожиданно дама оживляется: «Компания «Мавиал», это ведь там у вас была и «лопнула»? Наша фирма сейчас заканчивает выплату ее бывшим пассажирам, которые не смогли улететь в 2006 году. Так что если у Вас есть претензии, или, может быть, старый билет сохранился - мы теперь обменяем!».

 

Но ни претензий, ни билета у меня нет. И вскоре я уже сижу в одном из просторных кресел начинающего разбег великолепного и огромного Ту-400, произведенного - объединенной государственной корпорацией, которая создана Указом президента России - еще в 2007 году. Государственный капитализм в действии, однако!

 

На соседних креслах расположилась шумная кампания - ребят. Выясняется, что они - студенты: из Ленинградского гидростроительного и «атомной» Дубны. Первые едут на практику на стройку четвертой ГЭС Колымского каскада. Вторые - уже заложенной Магаданской атомной АЭС. Всех их очень интересуют жизнь и трудовые будни северян.

 

- Ну, что вам могу нового сказать, - честно повествую я, - давненько на Колыме не был. Морозы там. Море. Тайга. Я-то, как повысили пенсии тем, кто на Севере проработал более 30 лет, смог, наконец, из той пенсии подкопить на квартирку в Москве. На Кутузовском проспекте, где раньше селились лишь бывшие главы северных территорий. Душно там, шумно. Даже сауна на зимнем балконе не радует. Еще полно бывших северян в Твери. Мне там жилье предлагали по программе переселения. Но я не поехал - одни наши бывшие чиновники кругом, да «крутые» бизнесмены. Вот, домой потянуло…

 

…Мы летим над морем. Высота приличная, но отчетливо вижу внизу на воде какие-то громоздкие темные туши. Киты? Ах, вот оно что! - Окликаю ребят: «Хотите поглядеть, как везут нефть из Магадана?».

 

Цепочка танкеров - «трехсоттысячников» государственной компании тянется на перерабатывающий завод «Восточный» от месторождения «Магадан-2».

 

- Кстати, - говорю я, - если кому интересны морские прогулки, то по Охотоморью и далее, с заходом в Японию, из Магадана ходят и круизные пассажирские лайнеры. Рекомендую самый комфортный - «Валентина С.». Назван так в честь ныне действующего президента Международного союза женщин Циркумполярья, некогда - «железной леди» магаданских властей. А есть еще «Антонина Л.» на подводных крыльях. Этот «человек и пароход» - в честь бывшего замгубернатора - редактора властной газеты, не менее «железного»…

 

- Ну вот, - разочарованно вздыхает какая-то девчушка в ярком «всепогодном» комбинезоне, - а говорили «только самолетом можно долететь»…

 

- Можно еще и поездом, по железной дороге, - окончательно развеиваю я былой миф, - от Москвы до самой Чукотки. Только ехать долго.

 

- А скажите, - не унимается девчушка, - правда, что у вас там водится еще такой зверь - «олень», и на нем тоже можно куда-то поехать?

 

- Можно! - уверенно отвечаю я. - И олени - лучше!

 

Спидвей по имени «Колыма»

 

Прекращаю воздушное путешествие в Якутске, куда наш Ту-400 по дороге забрасывает тамошних жителей. Давно не ездил по Колымской трассе. До боли захотелось вдруг вспомнить ее густую, долго висящую в воздухе пыль. Потрястись на могучих ухабах. А то и застрять с машиной в донных ямах - бурной речки, где такая чистая и вкусная вода «с вечной мерзлоты».

 

Увы! Ровный, как скатерть, разглаженная на столешнице, безлико европейского типа спидвей - скоростная дорога «Колыма» - быстро укачивает меня. Дремлю в «Икарусе» под мерный перестук колес: трасса зачастую подходит близко к железной дороге, по которой все идут и идут в Магадан эшелоны. Пассажирских поездов немного. Куда больше грузовых: недавно отменили досрочный «северный завоз» и теперь по рельсам круглогодично отправляются на Колыму составы с продуктами питания и одеждой, горной техникой и электроникой.

 

Среди бесчисленного перечня грузов нет лишь продукции Агропрома: местная структура сама полностью обеспечивает весь регион. По пути мы несколько раз сворачиваем с главной трассы и видим, к примеру, - водохранилище и плотину гудящей и ревущей Усть-Среднеканской ГЭС. Она снабжает энергией не только крупнейшие добычные производства, но и северный Агропром, а также продает свои киловатт-часы за пределы региона. Почти до самого водохранилища дотянулись поля бывшего совхоза «Сеймчан». Впрочем, почему - бывшего? На автобусной остановке «ГЭС-2» - маленький колхозный рынок, где меня, как ветерана Севера, гостеприимно угощают - отличной густой сметаной, свежими помидорами и аппетитно пахнущей чесноком копченой колбасой. Все - местное. На половину Среднеканского района раскинулись нынче угодья и собственные производства хозяйства.

 

Хотя, надо сказать, сам район несколько изменил очертания за счет ликвидации неперспективных сел. Часть земель отошла Якутии, вместе с изрядной долей «нашего» отрезка федеральной трассы. Зато, по договору с Саха-республикой о сотрудничестве, теперь наши эвены - взамен получили обширные пастбища на ее территориях. Вот, как раз мы останавливаемся на дороге: через нее густым потоком все идет и идет кочевой аргиш. Почтенный эвен в уютной кухлянке, выслушав наш вопрос, набирает на «мобиле» телефон справочной службы облсельхозуправления, а затем коротко отвечает: «На сегодня 58 тысяч 580 оленей всего, в три раза больше, чем десять лет назад». Задумывается и добавляет: «Осенью будет отел. Значит, будет еще больше».

 

Олени минуют спидвей. А «спидвей» в будущее для Колымы продолжается. За окном на горизонте проплывает мимо нас строгое пятидесятиэтажное административное здание ОАО «Полюс Золота», первого в мире по добыче драгметаллов. Ближе к дороге - нарядные вахтовые поселки «Полиметалла». А вот и Колымский аффинажный завод, чьи огромные корпуса уже поглотили едва ли не треть Хасынского района. Еще с полчаса - и перед нами Магадан. Мы подъезжаем к железнодорожному вокзалу.

 

Губерния «Магадан»

 

Это просторное здание похоже, пожалуй, на Казанский вокзал в Москве. Стены покрыты фресками и барельефами, отображающими страницы истории Колымы. Есть автоматические камеры хранения. Буфет, на витрине которого с изумлением вижу бутерброды с черной икрой. По цене - настоящей.

 

- Самая что ни на есть настоящая! - слышу за спиной знакомый голос. Оборачиваюсь. Это наш известный рыбопромышленник Михаил К. Здороваемся. Он рассказывает новости. Запущено еще два рыборазводных завода по лососевым. - Эксперимент по осетровым, начатый полтора десятка лет тому назад, увенчался полным успехом. Эта икра - первая сугубо местная. Еще правительство наконец-то отдало квоты на краба, креветку, минтая и прочую морскую живность на распределение местным властям, а также по районам, расположенным на берегах моря и рек.

 

На разговор подходит еще один замечательный человек, в своем районе известный как Сан Саныч. Он только что прилетел из Родезии, где выгодно прикупил очередной рудник, на этот раз - алмазный. Сан Саныч доволен еще и тем, что встречает сейчас мэра Москвы. Тот едет в гости и по делам, и просто так: порыбачить, ушицы похлебать…

 

За минувшие годы сильно разросшийся численно муниципальный оркестр играет марш. К перрону подходит фирменный пассажирский поезд «Москва-Магадан». Впереди - два - элитных вагона мэра российской столицы. Сзади - еще два, с решетками на окнах. Проходя мимо них, слышу шепот: «Золото партии я зарыл в магаданской земле!» Поднимаю глаза: Ба! Знакомые круглые щеки и мясистые губы Плохиша! Рядом громко разбивается о перрон электролампочка. Здоровенный рыжий верзила из-за решетки показывает мне язык и грозит рубильником. Его оттаскивает от окна охрана. А вот и сопровождающие новых зэков - из тамбура доносится чей-то радостный и тоже знакомый голос: «Говорил я, что пойдут вагоны на Север? Пошли, однозначно!».

 

А над ступеньками парадного вагона уже маячит до боли родная московская кепка. И навстречу высокому гостю - элегантно начинает движение ничуть не постаревший, все такой же подтянутый и улыбающийся мэр Магадана Владимир Петрович.

 

Пока гости и хозяева обмениваются речами, мы сидим в вокзальном буфете с Сан Санычем и господином с Центральной Колымы, чье имя я на слух воспринимаю как «Ли Ваньмань». Родом он из провинции Хэйнань Китая, где «на халяву» или в обмен на рекламные «песни о главном» поперебывали уже, наверное, почти все работники современных областных СМИ. А угощает нас Ваньмань зеленым чаем «Тегуаньинь» («Черный Дракон»), который пьет сейчас вся Колыма.

 

Китайцы, как рассказывает их представитель, на Центральной Колыме вовсю добывают золото и медь. Но граждан Китая среди них уже почти нет: все ассимилировались и получили гражданство России. Проще говоря, уже не иммигранты и не гастарбайтеры. А вот прав у них поболе, чем у русских. Внутри общины - исключительно свои законы, да и управляет этническими китайцами исключительно наш собеседник. Так что местные острословы частенько в шутку называют его «нашим губернатором по жизни». Впрочем, он и сам любит шутки, особенно - первоапрельские.

 

- Вообще-то, - замечает Сан Саныч, - китайцев пригласил на Колыму под «свое крыло» еще Николай Дудов.

 

- О, бывший официальный губернатор области! А нынче кто на Колыме Хозяин?

 

- А их теперь как бы два! - буквально огорошивает меня старый знакомый. - Области и - губернатор «города федерального подчинения Магадан»! - Как когда-то Валентина Матвиенко в Питере. И у нас, кстати, теперь снова - «большой Магадан»…

 

Гостей по традиции везут в краеведческий музей, перед которым (через дорогу) ныне высится памятник: высокий худой человек в мундире генерала НКВД. В Магадане этот персонаж неплохо известен. По профессии - палеонтолог, политрук Первой Колымской экспедиции, ставший вскоре главным геологом Дальстроя, с чьей подаче в лагеря отправилось немало бывших соратников…На постаменте - подпись: «Соратнику Билибина, Первооткрывателю Колымы» и барельеф: геологи под конвоем…

 

…Мы - в музее. Московские гости с недоумением рассматривают живой экспонат - лохматого мужичка в углу, огороженном бронестеклом, под плакатом «Последний «реформатор» Колымы». Увидя прессу, он сучит фигами, плюется на стекло и пытается обнажить «заднюю точку». Затем отбегает в угол и истово целует обмусоленные портретики «товарищей по партии Анатолия,Егора и Ирины». Не так смешно, как противно. Тем более, что настоящие реформы давно уже проводят другие партии и лица.

 

Примерно треть экспозиций посвящены современности - экономическому и социальному развитию региона. Возле одного из стендов мне удается побеседовать с губернатором города Магадана. Спрашиваю, что нового произошло за последние годы.

 

- Ну, сам видишь, - отвечает он, - Магадан действительно стал главным «нервным узлом» всей территории, «электронным городом». Бараков давно нет, как и очереди на жилье. А вырос больше, чем был когда-то. Сперва мы присоединили к нему два ближних района, потом - еще три. На территории остальных пользователи недр - крупные корпорации, они с нами на договорах: никуда мимо города не пройдешь. Он есть, был и будет!

 

На постоянно обновляемых стендах музея - макеты. Микрорайонов, которые построены для переселенных магаданцев на Дальнем Востоке и в Центральных районах страны. Многочисленных «хосписов» для одиноких северян, которые есть уже в каждом местном районе. Схемы четырех нефтяных «Магаданов», золотых и серебряных рудников…

 

Мимо стендов ходит какой-то энергичный молодой человек и сам с собой разговаривает. За ним мечется пресса с диктофонами и видеокамерами. «Это - кто?!» - спрашиваю у встретившейся знакомой корреспондентки. «А это - председатель нашей думы нынешнего созыва, - отвечает она, - из питомцев ее Молодежной палаты. И не он один нынче во «взрослых» законодателях. Прежние составы вообще обленились: передадут, бывало, свое право голосования коллегам - и месяцами гуляют за пределами Колымы. До того доходило, что из 25 депутатов реально «вживую» на сессии заседало не более пяти. - Так молодежь теперь так «допекла» остальных, что все депутаты решили работать исключительно по своим округам, а председателю оставляют доверенности, где отмечают свое мнение о законопроектах. Вот он для нас и озвучивает. Мы - доносим до избирателей. А что, нам нравится! Познаем процесс законотворчества. Кстати, помнишь «телеСвету»? Она тоже вот так сперва знакомилась с законами, а теперь сама их пишет, - депутат Госдумы от Колымы…».

 

…2020 год. Апрель. Иду по улицам Магадана. Холодно. Метет колючим снегом. Природа Севера неизменна. Она - экстремальна. И очень хочется, чтобы от нашего северного «экстрима» только эта составляющая и осталась. А еще - чтобы осталась наша История. И - колымский характер, который даже в экстремальных условиях всегда позволял нам шутить!

 

Михаил Горбунов,

г. Магадан.

.