- Вот моя первая публикация в городской газете за 1947 год, - показывает нам альбом газетных вырезок Аркадий Врабий. - Написано: «Стихотворение Пушкину». Ученик 7 класса, г.Мариинск, Кемеровская область». Тогда я писал другие стихи. Мы все тогда жили надеждой, что построим коммунизм. Но в моих стихах было мало о коммунизме.
- Как получилось, что вы вместо поэта стали журналистом?
- В Новосибирске я учился в авиационном техникуме и среди студентов создал самиздатовский журнал «Литературное утро». Там я писал свои стихи. Некоторые из них прочитали на областном радио. Меня это воодушевило. Потом я печатался в армии. И почувствовал, что могу влиять словом. А в газету я попал, когда служил в Германии, в ГДР. Дослужился до подполковника, с 1970 по 1976 гг. был редактором газеты ВВС и ПВО «На страже Родины» (Хабаровск). И сам же из армии ушел.
- А что случилось?
- У меня плохой характер. Раньше говорили: «Поэт Демьян Бедный - мужик вредный», - а я еще и злой. Но злой ко злу, а не к добру.
А я договорился с собкором «Красной звезды», и этот материал вышел в один день в двух газетах сразу. Тогда меня вызвал генерал и сказал: «Мы с вами договаривались, а вы что сделали?» А я ответил: «Мы с вами не договаривались. Да и договариваться поздно, этот материал вышел в центральной печати...» Мне тут же пришлось написать рапорт, где я указал: «С такими генералами в Советской Армии служить не хочу, прошу меня уволить в запас».
- Почему вы стали демократом, вы же были коммунистом?
- Очень просто. У меня вся жизнь - как картинки чередуются, то черные, то светлые.
Когда я уволился из армии, меня пригласили в краевую писательскую организацию директором бюро пропаганды художественной литературы. Я был даже заместителем секретаря партийной организации.
Затем меня избрали председателем ревизионной комиссии писательской организации. И я стал потихоньку «копать», наводить порядок. А то как было? Сидит, к примеру, секретарь Союза писателей Виктор Александровский за столом в кабинете, а рядом лежит на стульях ведущий наш прозаик (не буду называть фамилию). Повернулся к нам спиной и дальше храпит... И это было в порядке вещей. Но как только я нашел финансовые нарушения, меня решили исключить сразу и из партии, и из писательской организации.
Пятнадцать писателей собрали против меня подписи. Организатором была, если память не изменяет, Людмила Миланич. Из партии меня исключили в 1984 г. Но партбилет я не сдал, а забрал с собой. За меня заступились только Владимир Клипель и Всеволод Сысоев. Потом меня хотели восстановить. Но я не вернулся. Тут ко мне пришли вольные мысли. В 1991 г. я стал сопредседателем Хабаровского краевого Совета демократических сил, еще туда входили Владимир Попов и Александр Бехтольд.
- Долгое время я дружил со Всеволодом Петровичем Сысоевым, но и с ним у нас вышел разлад. Вот книжка «Золотая Ригма». Автографа нет. А была другая книжка, которую он мне принес домой и подарил со словами: «Честному, доброму, добросовестному, но немножко крутому, справедливому Врабию». А я ему подарил свою книжку, где «разделал под орех» г-на Ишаева. Вдруг звонок. Сысоев. Говорит, верни мне мою книжку, а я тебе другую дам, лучшего издания. Книжку я его с автографом отдал и сказал: «Всеволод Петрович, для меня вы больше не писатель!»
Стычка у меня была и с писательницей Юлией Шестаковой. Я ей выписал путевку от Союза писателей на встречу с рабочими «Энергомаша» (тогда эти встречи оплачивались по 9 руб.), она там должна была выступать. Но за ней не прислали машину, и она не поехала. На меня обиделась, мол, я должен был за ней на такси заехать и сопроводить на завод.
Знал и Всеволода Никаноровича Иванова. Я написал одну повесть и спросил у него совета - продолжать ли мне писать дальше. Он посмотрел на меня и говорит: «Брат Аркадий, если напишешь, может быть опубликуют, а не напишешь, точно не опубликуют».
- Вы, говорят, встречались и с маршалом СССР Жуковым. Это правда?
- Да. Это случилось в Германии, в 1958 г. Меня пригласили на совещание политработников как молодого офицера, подающего большие надежды в литературе. И я там стал свидетелем одного дикого случая. Пока мы совещались, шофер одного командира решил покатать немку. И угодил с ней на авто в кювет. Мимо проезжал Георгий Жуков и, зайдя к нам, сходу спросил: «Чья машина?».
Встал офицер, вся грудь у него в орденах: «Полковник такой-то, товарищ маршал Советского Союза...» «Вы не полковник! Вы рядовой, и уже в отставке!» - отрезал Жуков. Все были в таком оцепенении, что просто стало страшно. Тогда у меня и появилось сомненьице, что не все у нас герои и не все у нас руководители справедливые. Поступок Жукова меня покорежил.
- Как вы относитесь к Сталину?
- Критически отношусь, как настоящий демократ. Потому мой дед просидел 10 лет в тюрьме и еще 10 лет отбывал в ссылке. В 1953 году, 5 марта, мы отмечали мой день рожденья, сидели за столом. Дед уже пришел с ГУЛАГа, и в это время по радио сообщили: «Умер великий вождь товарищ Сталин». Мы все замерли. А бабка перекрестилась, сказала: «Слава тебе Господи, Бог ирода прибрал...»
- Я считаю, что это большая ошибка, что он так долго правит. Я за него никогда не голосовал. Объясню почему. Когда он приехал из Москвы 7 ноября 1991 г., когда его назначили главой администрации, он пригласил к себе в кабинет меня и еще шестерых демократов и сказал: «Всё, ребята, с КПСС покончено! Будет свобода слова». ...А потом наш Демократический совет прикрыл.
- Почему так произошло? Демократы пришли к власти, но ни свободы, ни других демократических завоеваний они не сохранили?
- Это провокационный вопрос. Кто к власти-то у нас пришел? Такие, как я, демократы? Нет! Коммунисты там так и остались, сменив лишь партбилет. Кто у нас мэр? Первый секретарь горкома КПСС.
Я, кстати, в начале 90-х свободно выступал, выпускал сотнями листовки. Критиковал всех. Теперь мне заткнули рот, нигде не печатают, нигде не дают слова.
Один раз с большим трудом пробился в эфир на радио ДВТРК и задал два вопроса: «Почему нет свободы слова в Хабаровском крае? Почему практически нет возможности задавать без цензуры вопросы в прямом эфире?» Первый вопрос был проигнорирован, а на второй ответ прозвучал так: «Диалог в прямом эфире с радиослушателями приобретает, как правило, жесткий, нервный характер, а этого никому не нужно».
А вот на аналогичные вопросы в телепрограмме «Час губернатора» я получил ответ за подписью тогдашнего председателя комитета по печати Сергея Левкова:
«Уважаемый Аркадий Леонидович! Вы, к сожалению, не пояснили, что такое «свобода прессы» в вашем понимании. Комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию правительства края исходит из того, что полная независимость СМИ – понятие иллюзорное. И отдельный журналист, и группа людей, объединенных в редакцию, неизбежно находятся в системе определенных зависимостей - экономических, политических, социальных, бытовых и пр.».
- Что означает ваша фамилия?
- Воробей. Мой прадед был молдаванином. А вот псевдоним я себе взял славянский - Феофан Заноза, по-белорусски это Феофан Стрэмка.
- Закончить ремонт в квартире. А в плане творчества я выпустил уже восемь книг и готовлю к печати девятую под рабочим заголовком «Будем жить!».
- О чем она будет?
- Все о том же... Скажу, там будет раздел «Пресса по диагонали». Я напишу про всех наших журналистов. Вспомню и о нашем Борисе Львовиче. Я ему в свое время сказал: «Я не целую начальство в попу!» Но он, похоже, моему примеру не внял...
- Как к вашему творчеству относится семья?
- Жена переживает, дочь боится. И я их понимаю.
Напоследок Аркадий Леонидович нам сказал: жалко, что в его доме (а это дом Крайсовнархоза, 1928 г. постройки, стоит на «красной линии» - ул. Муравьева-Амурского) вообще нет балконов, а то бы он выступал прямо из квартиры.
Константин Пронякин
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», 9-16 марта 2011, № 10(914)
Врабки
У Вити личный капитал
В оффшорной зоне.
И все, что он наворовал,
Никто не тронет.
На берегу коттедж стоит
Всё в той же зоне.
Свои права он отстоит -
Он вор в законе!
----------
Наша библиография:
«Тайна третьего Хабаровска » - «ХабЭкс», № 18, 29.04.2009;
«Известные книги» - о писателе Юрии Квятковском – «ХабЭкс», № 19, 06.05.09;
«Майя и Анатолий» - о писателе Анатолии Вахове – «ХабЭкс», № 21, 20.05.09;
«Капитан «Дальнего Востока» - о писателе Николае Рогале – «ХабЭкс», № 26, 24.06.09;
«Мир Хрустова» - о художнике Владимире Хрустове – «ХабЭкс», № 31, 29.07.09;
«По следам женьшеня» - об ученом-фармацевте Николае Фруентове – «ХабЭкс», № 28, 08.07.09;
«Безумный гений», «И. Галант: Не от мира сего» - о мировом психиатре Иване Галанте – «ХабЭкс», № 34, 19.08.09, «ХабЭкс», № 42, 13.10.10;
«Необычные картины Николая Акишкина» - о художнике Николае Акишкине – «ХабЭкс», № 36, 02.09.09;
«Наука о лесной пище» - об ученом Анатолии Измоденове – «ХабЭкс», № 38, 16.09.09;
«Грачев из «Грачевки» - о писателе Александре Грачеве – «Хабаровский пенсионер», № 28, 02.10.09;
«Жизнь бабы Паши» - о Прасковье Писаревой, старожительнице п. Новокаменка - «ХабЭкс», № 41, 07.10.09;
«Охотский район чуть не стал Тунгусией» - рассказ директора Охотского краеведческого музея Виктора Морокова - «ХабЭкс», № 42, 14.10.09;
«Непростой он человек» - о фольклористе-писателе Евгении Трофимове – «Хабаровский пенсионер», № 31, 23.10.09;
«Человек с парохода «Ильич»» - о краеведе Георгии Лаподуше – «ХабЭКс», № 47, 18.11.09;
«Пироги со счастьем» - о писательнице Юлии Шестаковой – «ХабЭкс», № 22, 26.05.10;
«Судьба писателя Александровского» - о писателе Викторе Александровском – «ХабЭкс», № 25, 16.06.10;
«Михаил Асламов: «К речам высоким в наши дни - стал осторожен...»» - о поэте Михаиле Асламове - «ХабЭкс», № 27, 30.06.10;
«Великолепная Зея» - об актрисе Зее Гримм-Кислициной - «ХабЭкс», № 47, 17.11.10.
«Зимняя кошка Юрия Дунского» - о художнике Юрии Дунском - «Хабаровский Экспресс», № 53, 29.12.10.