Ныне здравствующий дальневосточный писатель Юрий Квятковский заканчивает воспоминания о творческой интеллигенции Хабаровска советской поры. О том, что не вошло рукопись, в частности, как он познакомился с писателями Всеволодом Ивановым и Анатолием Ваховым, мы узнали из первых уст.

 

Юрий Квятковский/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Юрий Квятковский/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

— В 1967 году я подготовил повесть — «Секретарь райкома» — об Алексее Далецком, во многом биографическую, и отдал ее на отзыв секретарю Хабаровской писательской организации Виктору Александровскому, — говорит Юрий Квятковский. — А он сходу передал ее известному писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову, который жил в Хабаровске по ул. Калинина. Через месяц созвонился, пришел к нему на квартиру. Встретила меня старушка – прислуга. Пригласила к писателю в кабинет. Вместо ковра, на стене у него висело белогвардейское знамя, рядом стояли кровать, стол и сундук с рукописями. На столе я увидел и свою рукопись: как я ее завязал узелком, так никто и не развязывал. Зато Иванов мне рассказал сюжет сказки «Красная шапочка», так мне и советовал писать – просто и интересно… Так до сих пор стараюсь и писать.

 

За свою жизнь Юрий Иванович Квятковский издал более 20 книг, и все — за свой счет. Самое известное его произведение «Тайна змеиного острова» (первоначально называлось «Молодые побеги»), о ребятах, которые в первом классе посадили на амурском острове яблони, чтобы к окончанию школы угостить плодами учителей. Квятковский ее писал пятнадцать лет и 13 раз переписывал.

 

Книги Квятковского (нажмите, чтобы увеличить)
Книги Квятковского

Юрий Квятковский вспоминает: когда я по просьбе своего старшего коллеги — писателя Анатолия Вахова ввел в повествование иностранного разведчика, который перешел границу, и прятался на том самом змеином острове, мне везде в тираже отказали. Говорили, что граница у нас на замке, и такого не может быть, чтобы никем не замеченный шпион бродил по краю. Цензура наложила запрет на повесть в 1961 году (рукопись более двадцать лет пролежала на полке краевого издательства). А ведь писатель ничего не выдумал, а переложил случай и пограничной жизни.

 

— Раньше писателей называли инженерами человеческих душ, теперь даже инженеры никому не нужны, ни говоря уже о писателях, — рассуждает Юрий Иванович. — Ныне писатели больше пишут о чиновниках, о криминальных разборках. А почему не пишут о людях труда? Потому что пока нет в этом потребности общества, которое и диктует спрос на книги. А что не пользуется спросом, то надо издавать за свой счет. Так я и поступил.

 

Нажмите, чтобы увеличитьВ 1989 году Госкомиздат разрешил писателям и ученым издавать труды за свой счет. Квятковский взял пять тысяч рублей, скопленные за все свои годы работы и напечатал первую книгу (в 64 года!) в 5 тысяч экземпляров. Книга «Тайна змеиного острова» разошлась за две недели.

 

На чистую прибыль в 10 тысяч рублей (стоимость одной книги была 3 рубля), купил писатель 15 тонн бумаги и стал печать остальные свои произведения, которые всю жизнь писал в стол. Только одной «Амурской стороны» тираж получился — 50 тысяч. И все вручную.

 

— Утром пишу, ночью фальцую напечатанные книги на станке, накладываю марлю на корешки, склеиваю, прошиваю тетради, и вставляю обложки, — говорит писатель. — Для этой работы освободил целую комнату. Перед собой поставил задачу напечатать все, что написал.

 

Первая рукопись (нажмите, чтобы увеличить)
Первая рукопись

Юрий Квятковский к пятидесятилетию своей литературной деятельности и 84-летию подготовил и издал трилогию, посвященную дальневосточной границе и людям, защищающим наши рубежи. Все три тома: «Испытанный судьбой», «Романтика подвига» и «Путь к истине» уже вышли в свет.

 

Свои три тома он издал тиражом в 250 экземпляров. За издание с него запросили полмиллиона рублей. Он обошел всех: ходил к командующему войсками ДВО, к пограничникам. Собрали деньги всем миром. Одна книга обошлась почти в тысячу рублей. Дай бог теперь продать их по себестоимости. За свой труд он ничего не получит. Такова сегодня судьба провинциального писателя.

 

Комментарий

Виталий Захаров,

ответственный секретарь Дальневосточной межрегиональной писательской организации Союза российских писателей:

 

— Для Юрия Квятковского характерны экскурсы в прошлое. Рассуждения его не бесспорны, но всегда вдохновенны.

 

На страницах его книг теснится трудовой народ. Он ликует, ненавидит, жалуется, любит, действует, ищет дорогу к свету.

 

Только его тясячестраничная трилогия «Сказание о земле дальневосточной» — своеобразный литературный памятник землепроходцам, революционерам, партизанам, первым колхозам, пограничникам и чекистам, партийным работникам — нашим героическим дедам и отцам. Думаю, многим будет интересно познакомиться с творчеством Юрия Квятковского.

 

Константин Пронякин,

Фото Сергея Балбашова,

«Хабаровский Экспресс».

Все фотографии УВЕЛИЧИВАЮТСЯ – наведите на картинку КУРСОР и нажмите левую кнопку "мышки".

Из семейного альбома:

Семья Квятковских (нажмите, чтобы увеличить)
Семья Квятковских

Квятковский ушел на фронт в 43-м году (нажмите, чтобы увеличить)
Квятковский ушел на фронт в 43-м году

Юрий Квятковский (нажмите, чтобы увеличить)
Юрий Квятковский