Хабаровские пилоты возвратились из Антарктиды. Там они работали все антарктическое лето и осень (у нас зима и весна). Командир вертолета Ми-8 авиакомпании «Авис-Амур» Виталий Кольцов, который был старшим базы «Дружная-4», рассказал подробности работы 54-й Российской Антарктической научной экспедиции .
Из зимы в зимнее лето
15 октября мы стартовали их Хабаровска и тремя бортами Ми-8 пошли на Санкт-Петербург. Летели 5,5 летных дней. Но из-за непогоды простояли день в Иркутске, пять дней в Вологде и день в Омске.
2 декабря командой из 16 человек вылетели по маршруту: Хабаровск-Москва-Лондон-Кейптаун.
3 декабря были уже в Кейптауне (или Капстад, ЮАР — Южная Африка). В Хабаровске было минус 24, в Африке — плюс 24 градуса по Цельсию. Кейптаун — прекрасный город, где соединяются два океана: Атлантический и Индийский, а недалеко находится Мыс Доброй Надежды. Здесь мы сделали последние покупки перед длительной командировкой.
7 декабря , в полдень, отшвартовались и пошли к материку — Антарктиде. Пересекли сороковые – неистовые, пятидесятые – бушующие южные широты. Когда начинался шторм, выход на внешние палубы был запрещен. На судне стоят водонепроницаемые клинкетные двери, которые задраиваются автоматически, и никуда не выйдешь – только на камбуз и в каюту. На камбузе в шторм столы накрывали мокрыми скатертями, чтобы посуда не ездила. Ели из специальных глубоких тарелок. А раз в три – четыре дня, когда океан был спокойным, мы обливали вертолеты пресной водой из помывочной машины, чтобы на корпусе не было морской соли, которая все разъедает, а особенно контакты. Морская вода все равно попадала на машины, при том, что вертолеты были зачехлены и обкатаны пушечной смазкой.
14 декабря в 15.00 на удалении 78 километров мы подошли к Антарктиде, к станции «Молодежная» (открыта в феврале 1962 года на побережье моря Космонавтов). Дальше шел сплошной лед. Около суток пытались еще пробираться к станции. Корабль носом бил себе проход — толщина льда 1,9 метров. В Антарктике наступило лето, температура установилась на отметке минус 15 градусов. Было солнечно, почти безветренно (ветер около 3 м/с).
Мне выпала честь от лица нашей авиакомпании первым открывать Антарктиду. На мой вертолет навесили лопасти. Я взлетел, сделал пару кружков, облетался. Рядом с судном поставили флажки, для посадки уже на льду. Стали возить грузы. Но первый рейс у нас был с так называемой «группой реанимации» из девяти человек. Их задача была запустить станцию, ведь «Молодежная» — не круглогодичного действия, а сезонного (действует с декабря по март). Во второй рейс на подвеске мы перевезли трехтонный контейнер. После этого стали работать двумя вертолетами, челночным принципом, один везет груз на станцию — на высоте 150 метров, другой летит в обратную сторону — на высоте уже 300 метров.
Дело техники
22 декабря прибыли на «Прогресс». Судно подошло к станции на удалении порядка 8 километров. Кругом айсберги. Мы работали по 10 часов, летали, возили грузы. Новый дом хотели перевезти на санях, но по льду пошли трещины, поэтому нам его пришлось везти на подвеске.
30 декабря , на удалении 108 километров по берегу, судно ушло к следующей сезонной базе «Дружная-4». Здесь мы и остались с вертолетами и самолетом Ан-2 для основной работы научной экспедиции. В районе ближайших ледников Эймери и Ламберта выполняли авиадесантные геологические работы. Такова был программа Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. «Академик Федоров» пошел на станцию «Мирный».
Экипаж Ан-2 делал аэрогеофизическую съемку в районе станции, летали галсами. Мы же заправляли вертолеты топливом «под завязку», примерно на 5,5 – 6 часов полетов, и шли в район ледников, где земля Принца Чарльза и Принцессы Елизаветы. Там мы высаживали две группы по два человека (они собирали камни), и улетали, потому что на 2,5 километров выше уровня моря двигатели вертолетов выключать нельзя, запрещено, там разряженный воздух. Потом возвращались и забирали экспедиции. Ветер в горах был 25 м/с, температура — минус 30 градусов по Цельсию. Так мы летали до 21 марта .
21 марта «Академик Федоров» вернулся на базу «Дружная-4». Забрав нас, мы отправились в Кейптауне. 14 апреля , в ночь пришвартовались, прошли таможню и на самолет, домой.
Бытовые условия в Антарктике были хорошие, питание прекрасное, коллектив состоял из 18 человек, и на юге особенно сплотился. Пили только дистиллированную воду (другой не было), яблоки нам давали раз в неделю, но постоянно в меню были мясо, рыба. Делали нам солянки, варили борщи, в общем, стол был как дома. С собой для улучшения зрения мы взяли кунжутных семян, витамины, солнцезащитные очки, которые практически там не снимали, противозагарный крем и гигиеническую помаду…
Соседи
Рядом с нами работали австралийцы на станции «Моусон» и «Дэйвис». То мы им «помашем» крылом, то они нам. У них были маленькие вертолеты, они юркие и мало топлива потребляют. Но у них и нет таких научных задач, такого размаха, как у нас.
В близи станции «Союз» наши ученые заявили о запасе каменного угля на 12 миллиардов тонн. Говорят, на земле еще столько не добыли. А на станции «Восток», которая стоит на геомагнитном полюсе Земли, на превышении 3,5 километров от уровня моря, идут буровые работы (это единственная станция, где разрешен бурение!), ведь в Антарктиде кроме собирания камней, бурить ничего нельзя, эта земля еще не поделена между государствами. Так вот там приборы как бешеные. Там же ученые обнаружили там озеро Восток — самое крупное на Земле. Его длина — почти 300 километров, ширина — от 40 до 80 километров, глубина — 500 метров, площадь — около 20 тысяч квадратных километров.
По соседству со станцией «Прогресс» мы видели, как разворачивается станция КНР «Чжуншань» («Сунь Ятсен»). К ней даже подходило китайское судно «Сюелун» — что в переводе означает «Снежный дракон», а на самом деле, это бывшее судно ледокольного типа «Витус Беринг», которое мы им продали.
Босоногие дети
Пингвинов мы называли «босоногие дети», такие они непосредственные и любопытные. Маленькие пингвины называются по научному Адели (высота 70 сантиметров, вес около 6 килограммов), а большие — Императорские (рост до 1,3 метров, вес до 45 килограммов).
В районе станций «Прогресс», «Молодежная», «Мирный» (там колония до 15 тысяч пингвинов!), их особенно много. Они подходят близко к людям, но еду из рук не берут, и даже со снега не подбирают.
К примеру, около судна мы ставили красные флажки для посадки вертолетов, так пингвины, пока мы не летали, «разговаривали» с флажками. А как-то мы пробили лунки и стали ловить бычков и ледянки (ледяная рыба), а когда ушли, так пингвины долго еще смотрели, что это за отверстия во льду, через которое мы таскали рыбу. А вот поморники — птицы разбойники — все у нас воровали. Крали они и маленьких пингвинов…
Удивительная Антарктида
Если в Антарктиде начинается ветер — жди беды. Он называется стоковым ветром, как бы стекая вниз по склону, при этом получая силу разгона. Буквально за полчаса, из спокойного — 5 – 7 метров в секунду, он может превратиться в ураган до 25 – 30 метров в секунду. Я застал на базе «Дружная-4» ветер в 48 метров в секунду. Домик подпрыгивал, в метре ничего не было видно. Пурга! Поэтому когда начинался ветер, мы быстро снимали лопасти, швартовали вертолеты, и быстрее убегали с палубы. К концу экспедиции научились так быстро снимать лопасти, что тратили на это дело от 9 до 12 минут…
Записал Константин Пронякин.
Все фото УВЕЛИЧИВАЮТСЯ .