Сегодня от дачного общества хабаровских писателей осталось единственное строение. На том же месте, недалеко от поселка Осиновая речка, в распадке, на живописном берегу Амурской протоки, стоит как одинокий маяк дом писателя Василия Ефименко. А раньше тут было почти Переделкино! Но место это в народе называли Грачевка, в честь первого дачника. В 1953 году его выбрал и застолбил дальневосточный писатель Александр Грачев.

 

Дочь писателя Анна Пономарева (нажмите, чтобы увеличить)
Дочь писателя Анна Пономарева

— Это был рыбацкий стан, — вспоминает дочь писателя Анна Пономарева, заместитель директора по научной работе краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова. — Две трети дома купил отец, а одну треть — Всеволод Иванов. На берегу реки, рядочком, стали строить дачи и остальные писатели. Здесь были дома прозаика, литературного критика и переводчика Юлии Шестаковой, драматурга и ответственного секретаря Хабаровской писательской организации Виктора Александровского, национального поэта Андрея Пассара, прозаика и поэта Сергея Феоктистова, в палатке даже жил прозаик Петр Проскурин.

 

— Собирались в Грачевке все с пятницы на субботу, — продолжает Анна Александровна. — Ходили друг к другу чаевничать. А иной раз собирались вместе и на уху! Это было благословенное место писательского общения. К примеру, рядом с нашим домом жил бакенщик по фамилии Хом, у него было человек восемь детей. Помню, его супруга великолепно пела. Так вот, для Всеволода Никаноровича Иванова это были желанные гости в доме. Тогда был настоящий демократизм, и никто не чурался приглашать людей из народа. Жил у нас в обществе, на дачах и забулдыга Ленька Горячев. Так вот, у отца в друзьях ходил он и третий секретарь райкома партии Александр Лапшин. И отношения были абсолютно уважительные к обоим.

 

У заядлого дачника Александра Грачева остались любопытные дневники, которые он вел с 16 лет. Их нашли родственники уже после его смерти.

 

Вся редакция "ТОЗ" в Грачевке, 1956 г. (в центре на заднем плане Грачев) (нажмите, чтобы увеличить)
Вся редакция "ТОЗ" в Грачевке, 1956 г. (в центре на заднем плане Грачев)

— Сами по себе эти записи уникальные, — рассказывает дочь писателя Анна Пономарева. — Они нечитанные. Я все мечтаю уйти на пенсию и разобрать их, но с пенсией у меня что-то не получается (смеется).

 

Первый дневник датируется 1928 годом. Детство Грачев помнит смутно. Пишет отрывочно. Родился он в 1912 году, в казачьей семье на Дону, на хуторе Меркуловском. Сейчас это Шолоховский район Ростовской области. Отец его был вахмистром, а это значит, старшим в эскадроне. На службе в Нижнем Новгороде, заприметил девушку. Познакомились. Она оказалась латышкой Алидой Липеньш. Горячий парень, не долго думая, забрал ее к себе домой. Казаки тогда ведь часто привозили невест «на седле». Сыграли свадьбу. Народили троих детей. Средним был Саша Грачев.

 

Жили они очень бедно. В 1919 году его отец умер от тифа, и матери пришлось одной воспитывать троих детей. Саша частенько убегал из дома. Бродяжничал. Тем не менее, закончил четыре класса сельской школы, а затем в 1925 году продолжил учиться в школе крестьянской молодежи. В 1930 году поступил на КУКС — высшие курсы усовершенствования командного состава РККА. Это кавалерийское училище стояло под Новочеркасском, недалеко от станицы Каргинской — родины всесоюзноизвестного писателя Шолохова. В своем дневнике Александр Грачев пишет: «Времена те были голодные, но мы знали, что рядом живет мать Шолохова — Анастасия Даниловна, и решили взять над ней шефство. А она нас сама подкармливала…»

 

На курсах Грачев упал с лошади и получил травму. Был комиссован. Воспитанный на книгах Арсеньева, уехал на Дальний Восток. Сначала служил в штабе военного округа. Но как сын бедняка, имевший льготы для поступления без экзаменов в мединститут, решил продолжить учиться. Его учеба – это три месяца в вузе. Не вынес он «анатомки», куда их водили изучать предмет на практике. Забросив окончательно попытку получить образование, он поехал на стройку века. Первым пароходом «Колумб» в 1932 году прибыл Грачев в село Пермское (будущий город Комсомольск-на-Амуре), где собирались строить судостроительный завод.

 

В дневнике он пишет: «Пришел я в райком комсомола. Пробрался к секретарю, а он мне: Грамотный? Писать, читать умеешь? Я и ответить не успел, как стал… сначала учителем, а потом и директором школы». Тогда же Александр Грачев стал писать.

 

— Я читала его несколько дневников, — говорит Анна Пономарева. — У него было очень легкое изложение. И он чувствовал, что ему хочется писать, что у него есть определенный талант. В первом выпуске альманаха «Комсомольск» за 1937 год, папа написал статью, и на него обратили внимание в Хабаровске. Раньше ведь очень поощряли молодых людей из народа, которые хотят учиться, которые хотят заниматься творческой работой. Особенно в то время были нужны писатели — кузнецы идеологии.

Писатель А. Грачев (нажмите, чтобы увеличить)
Писатель А. Грачев

 

Уже в Комсомольске Грачев написал первую книгу «Тайна Красного озера». Вышла она в 1948 году в Хабаровске. В ней он сумел рассказать и о войне, и дальневосточной тайге, и о тиграх, и о молодых ученых и даже о японском шпионе. «Тайна красного озера» — была любимой книгой писателя.

 

Во время Второй мировой войны Грачев участвовал в высадке нашего десанта на Курильские острова и освобождении их от японцев. Это событие потом и легло в основу его второй повести «Падение Тисима-ретто» (так называют в Японии наши острова, что на русский язык переводится как архипелаг тысячи островов). Было 15 вариантов и 15 названий, одно из последних «На острове Минами». Книга вышла, а вот его курильский дневник безвозвратно потерян. Как говорит Анна Пономарева: «У меня его выкрали на работе…»

 

— У отца была страсть к перемене мест, — говорит Анна Александровна. — С Камчатки в 1946 году мы отправились во Владивосток, а оттуда на Дон. У нас была уже большая семья — семеро человек, из них четверо детей, еще его мама Алида, которая всю жизнь с ним и прожила. Звали мы ее баба Лида.

 

На Дону Грачев хотел осесть и заниматься писательским трудом. Но там была такая нищета, беднота, что семью, понятное дело, не прокормить. Переписывался он с друзьями с Дальнего Востока, и его пригласили в Южно-Сахалинск, корреспондентом ТАСС.

 

В 1948 году в Сталинграде стали строить Волго-Донской канал. И Грачеву предложили освещать стройку как корреспонденту уже «Известий».

 

Он все время поддерживал связь с хабаровскими писателями. Переписывался с Всеволодом Никаноровичем Ивановым. В одном из писем Иванов пишет: «ну что ты там сидишь, приезжай к нам, в Хабаровск!» И вот в 1953 году, после смерти Сталина, Грачевы возвращаются опять на Амур.

 

Здесь в 1960 году выходит книга о Комсомольске. Называется она «Первая просека» (прежнее название «Город в тайге»), писал ее Грачев тридцать лет. Книга несколько автобиографичная. Главный герой там Захар Жернаков – это и есть сам Грачев. Роман получил положительный отзыв. Но написан он была в духе соцреализма. Не скажешь, что Грачев там прописал какие-то новые характеры, создал новые образы. Эта книга – веление времени.

 

— Хотя хабаровская писательская организация была сильная и за Уралом, и на всем Дальнем Востоке, — говорит Анна Пономарева. — Поэтому халтура здесь бы не прошла. Рукопись всегда обсуждали все писатели. Очень много значило мнение Всеволода Никаноровича Иванова. Его авторитет писатели признавали безоговорочно. В авторитете была и Юлия Шестакова, которая сама написала мало, но была прекрасным литературным критиком.

 

Книги Грачева (нажмите, чтобы увеличить)
Книги Грачева

К своему 60-летию, окончил Грачев рассказы о природе под названием «Лесные шорохи». Есть заключения специалистов, что все в них верно, ничего он не соврал. Он лишь очеловечил животных, одушевил их.

 

— Эта книга у него получилась наиболее удачная, — считает дочь. — Ее много раз уже переиздавали. Теперь вышло четвертое издание.

 

Идеалом для Грачева среди писателей был конечно же Михаил Шолохов. Он его земляк! Есть интересное письмо, точнее его распечатка с дневника. Он там пишет, как посетил М. А. Шолохова, это еще до войны было.

 

«Вчера был у Шолохова. На главной улице в центре Вешенской стоит его голубой дом с мансардой. Парадный вход занесен снегом. Иду в хозяйственный вход… И вот, наконец, явился Шолохов – этот титан-художник, 35-летний академик, человек, уважаемый всем культурным человечеством мира. Маленький ростом, коренаст, со свежим лицом и спокойно-проницательными, умными, большими глазами… Беседа продолжалась минут 15. В доме готовились к свадьбе свояченицы М. А. Ушел я рассеянный, немного огорченный, слишком короткой встречей, но полный желаний и энергии…»

 

6 мая 1966 года на пути в Японию Шолохов побывал в Хабаровске, и встречался с Грачевым. Высокого гостя принимали на даче в Грачевке, потчевали фирменной ухой. Помня давнее желание Шолохова отведать амурских карасей (он как-то писал об этом Грачеву), ему преподнесли целого, жирного карася.

 

— Когда я один раз спросила у отца: какой ему нравится пейзаж? — говорит Анна Пономарева. — Так знаете, что он мне ответил? Ему нравится степь! При этом он всегда рвался на Дальний Восток. Его звали в Москву, а он там не захотел жить. В Сталинграде  ему давали в центре огромную трехкомнатную квартиру, а он вернулся в Хабаровск, в Грачевку.

Писатель А. Грачев
Писатель А. Грачев

 

Александр Матвеевич Грачев прожил не долго, 61 год. Ефросинья Ивановна Грачева (подружка уговорила ее поменять имя, и она стала Фаиной Ивановной) была большая любительница телевизионных «Голубых огоньков» и сказала, что в новом веке она новогоднюю передачу посмотрит. И досмотрела. Один сын погиб. Старший сын Владимир сейчас живет на Гатчине (Ленинградская область), он доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, физик-атомщик, работает в Институте ядерной физике. Ему уже 67 года, но он продолжает работать. А младший сын — Леонид — живет на Камчатке, он врач-педиатр, депутат Законодательной думы края. Ему 64 года.

 

Писатели Дальнего Востока - жители и гости Грачевки/ 1976 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Писатели Дальнего Востока - жители и гости Грачевки/ 1976 г.

Первый дачный дом Грачевых — самый обыкновенный крестьянский, рубленный, — унесло с водою. В 1957 году было большое наводнение на Амуре. Потом на этом месте поставили новый дом — кирпичный, двухэтажный. В 90-х годах он сгорел. А когда наводили понтонную переправу на Уссурийский остров, то его и вовсе разрушили. Срубили и клен, который садил когда-то Александр Грачев. Все писательские дачи родственники потихоньку распродали. Не стало писателей, не стало Грачевки.

 

Константин Пронякин,

Ирина Харитонова.

Фото Сергей Балбашов.


Все фото УВЕЛИЧИВАЮТСЯ