Аэродром Хурба.
Аэродром Хурба.

Министр обороны РФ принял в конце осени окончательное решение о прекращении деятельности аэропорта Комсомольска-на-Амуре. Анатолий Сердюков направил губернатору Хабаровского края соответствующий документ (№ 205/8589), согласно которому «…включение аэродрома Хурба в перечень аэродромов совместного базирования в качестве гражданского аэродрома не представляется возможным…».

 

Поступивший из Москвы «военный приговор», как окрестили решение Министерства обороны (МО) работники ОАО «Комсомольский аэропорт», возможно, уже известен предприятиям, реализующим авиабилеты на рейсы из индустриального центра Приамурья и обратно. Но пока ни одна касса губернии не прекратила их продажу, ведь точная дата сворачивания деятельности компании в директивах федеральной власти не указана. Между тем ключевой пункт послания за личной подписью Анатолия Сердюкова однозначно закрепил взлетно-посадочную полосу (ВПП) в Хурбе за одним-единственным хозяином — командованием ВВС и ПВО страны.

 

Жесткое решение — ответ на официальное письмо (9.3.10-16488) Вячеслава Шпорта в адрес председателя Правительства РФ с просьбой «дать поручение Минобороны и Минтрансу… во избежание прекращения авиационного сообщения с крупнейшим промышленным центром Дальнего Востока». Просьба главы 27 региона, оперативно рассмотренная Владимиром Путиным, отклонена, но не бесповоротно. Ведь Анатолий Сердюков, отвечая по сути, напоминает, кроме прочего, и о «необходимости устранения нарушений законодательства РФ в сфере землепользования со стороны гражданского сектора авиации на территории аэродрома Хурба, которые, несмотря на неоднократные обращения Минобороны России, не устранены…».

 

Можно ли рассматривать данное напоминание как готовность Правительства РФ вернуться после устранения указанных нарушений к рассмотрению острейшей проблемы, которую «Приамурские ведомости» поднимали в 2008 — 2009 годах? В этот же период руководитель Дальневосточного окружного межрегионального управления воздушного транспорта Анатолий Будник также неоднократно заострял внимание власти на вопросе, затрагивающем интересы и крупных авиаперевозчиков, и сотен тысяч потенциальных пассажиров Комсомольска-на-Амуре, окрестных районов, а также всех российских и зарубежных граждан, заинтересованных в регулярном воздушном сообщении с отдаленными от Хабаровска территориями.

 

Открытой и точной информации о перспективах деятельности аэропорта Комсомольска-на-Амуре население губернии ждало несколько лет, а генеральный директор ОАО «Комсомольский аэропорт» Леонид Гамей еще недавно возлагал большие коммерческие надежды на специальные разовые разрешения для приземления лайнеров, курсирующих между Москвой и индустриальным центром Приамурья. Даже временное прекращение приема-выпуска гражданских самолетов могло привести к полному развалу предприятия, которое только за два прошедших года понесло многомиллионные убытки.

 

Напомним факт: все финансовые активы и акции, заработанные прежними государственными акционерами ОАО «Комсомольский аэропорт», новые управленцы вложили в ремонт местного терминала, не согласовав в установленном порядке свои действия с представителями МО и Росавиацией. Многомиллионным инвестициям в гражданский аэропорт Комсомольска-на-Амуре, очевидно, не суждено окупиться. Обновленное здание воздушного вокзала, возможно, будет впоследствии приспособлено командованием военной базы для оборонных целей.

 

Надзорным органам теперь снова предстоит анализировать и легитимность отчуждения ОАО «Комсомольский аэропорт» взлетно-посадочной полосы у Министерства обороны, хотя сомнительная процедура была проведена через БТИ и органы юстиции. Велики убытки, допущенные руководством предприятия из-за несвоевременных мер по взысканию немалых долгов с крупных коммерческих структур на фоне выделения авиапредприятию многомиллионных государственных субсидий. Здесь же проступает ответ на другой тревожный вопрос: почему Комсомольск-на-Амуре отсутствует в списке дальневосточных аэропортов, вылететь из которых можно по билетам субсидированных перевозок, доступных для молодежи и пожилых дальневосточников?

 

Похоже, что многолетняя межведомственная неразбериха с взаиморасчетами военных хозяев государственной «бетонки» и акционерами гражданского предприятия близится к эпилогу. И есть все основания надеяться, что в итоге промышленный эпицентр региона не останется без собственной ВПП. По одной из правительственных задумок все мирные летательные аппараты будут приземляться в новорожденном гражданском аэропорту Приамурья — на взлетно-посадочной полосе КнААПО. К тому же с территории «взлетки» завода Гагарина планируется передислоцировать в Хурбу истребители полка ПВО, которые также вольются в состав укрупняющейся армейской авиабазы под Комсомольском-на-Амуре.

 

При этом на чисто штатской «бетонке», арендуемой самолетостроителями у государства, будут чувствовать себя намного уверенней пилоты любых крупных гражданских авиалайнеров, включая «Суперджет», посадка которого на аэродроме Хурбы, кстати, не предусмотрена техническими характеристиками лайнера. Зато так называемый аэродромный коэффициент аэродрома КнААПО почти в два раза выше, чем у полосы в Хурбе, а значит, динамический удар при посадке рассчитан на самые тяжелые самолеты. Но выгодно ли топ-менеджменту «Сухого» затевать глобальное строительство, начинать эксплуатацию крупного пассажирского терминала и обслуживание северного завоза в период активных предпродажных испытаний «Суперджета»?

 

Юрий Ковалев,

«Приамурские ведомости», № 188, 15.12.10

http://priamurka.ru/node/5908

 

Нажмите, чтобы увеличитьНажмите, чтобы увеличить

.