Выздоравливают при впервые выявленном туберкулезе чуть больше трети больных |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Масштабы наступления
Сегодня в России каждый час умирают от туберкулеза три-четыре человека. В пятнадцати субъектах Российской Федерации показатель заболеваемости туберкулезом в 1,5 и более раза превышает средний по стране. К числу таких неблагополучных территорий относится и Хабаровский край.
Наиболее информативно эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу характеризуют показатели заболеваемости и смертности. Так, заболеваемость туберкулезом в Хабаровском крае (рисунок 1) в 2009 г. выросла по сравнению с 2008 г. и составила 143,4 случая на 100 тыс. населения. И этот показатель в крае сохраняет тенденцию к неуклонному повышению в течение 10 последних лет (с 2000 г.). В то же время уровень заболеваемости туберкулезом в РФ куда ниже и он относительно стабилен.
Смертность от туберкулеза в крае растет с 2006 г. (рисунок 2), в 2008 г. уровень смертности составил 25,7 случаев на 100 тыс. населения, а в 2009 г. вырос до 28 на 100 тыс. населения. В стране уровень смертности значительно ниже. Отмечается даже его снижение с 2006 года.
Важнейшим в профилактике туберкулеза является его эффективное лечение. Основными критериями эффективности лечения больных туберкулезом органов дыхания (а именно он составляет 99,1% у впервые выявленных больных) являются прекращение бактериовыделения и закрытие полостей распада (каверн).
А эти показатели в Хабаровском крае являются поразительно низкими! Так, в III квартале 2010 г. прекращение бактериовыделения (подтвержденного микроскопией мокроты) среди впервые выявленных больных достигнуто у 36,3%, а среди пациентов с рецидивом туберкулеза - у 20,0%. В тот же период времени полости распада закрыты среди впервые выявленных больных у 36%, а среди пациентов с рецидивом туберкулеза - лишь у 11,8%!
Проще говоря, шансы на выздоровление есть только у каждого третьего больного! А у пациентов с рецидивом заболевания (или болеющих больше года) вероятность выздоровления еще ниже. Даже в те далекие времена, когда лечили просто кумысом, усиленным питанием и заботливым уходом, эффективность лечения была примерно такой же - из трех заболевших один умирал от туберкулеза, один выздоравливал и у одного заболевание принимало хроническое течение. А ведь тогда не было противотуберкулезных лекарств и специализированной противотуберкулезной службы...
Деморализованные борцы
Как следует из вышеизложенного, отмечается прогрессивное ухудшение эффективности лечения больных туберкулезом в Хабаровском крае и значительное отставание местных показателей от средних данных по Российской Федерации. Эпидемическая ситуация по туберкулезу в крае по сути является катастрофической! И продолжает ухудшаться.
Положительным примером решения проблемы туберкулеза является сопоставимый по многим условиям соседний регион - Якутия. Там на протяжении последних лет отмечается низкий уровень заболеваемости и смертности от туберкулеза, а эффективность лечения растет.
Резервы повышения эффективности лечения у нас есть, но внедрению их мешает косность руководства фтизиатрической службы края. Убежден, что его неэффективная работа во многом и создала столь неблагополучную ситуацию по туберкулезу.
Руководителем фтизиатрической службы края и главным врачом Государственного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» (в дальнейшем ГУЗ ПТД) в течение долгих лет является Карпенко О.Л. Результаты его деятельности, полагаю, населению края придется пожинать еще долго.
Во многих районах края даже нет врачей-фтизиатров! Между тем, г-н Карпенко придает большое значение кадровой политике, устраивая друзей и родственников в «свое» учреждение. При этом и сам успевает дежурить аж 12 раз в месяц!
Многие опытнейшие сотрудники, руководители подразделений были смещены со своих должностей или вынуждены уволиться из диспансера из-за несогласия с курсом, проводимым главным врачом. Это Кораблев В.Н. - профессор, доктор медицинских наук, начмед; Авдошина Н.П. - кандидат медицинских наук, начмед; Алешко О.П. - заместитель по оргметодработе; Медведева Л.И. - заместитель по амбулаторной работе; Самутина Е.В. - заведующая поликлиникой. Затем, буквально в последнее время, г-н Карпенко без сожаления расстался с врачами-окулистами высшей категории, единственными в крае специалистами по туберкулезу глаз Бутаковой Н.А. и Комлевой Н.Е., а также с единственным фтизиатром-гинекологом Янчук Г.П. Вот и складывается ситуация, что лечить больных туберкулезом просто некому!
Несправедливая система оплаты труда толкает сотрудников ГУЗ ПТД на сверхнагрузки (увеличение количества отработанного времени, расширение объема работы) в надежде хоть что-то заработать. Несомненно, эти сверхнагрузки, как и плохие условия труда, влияют на заболеваемость медперсонала туберкулезом. За последнее время заболели туберкулезом шестеро сотрудников (врачи, медицинские сестры, санитарки).
Производственные условия в стационаре диспансера абсолютно не отвечают требованиям охраны труда. Главный врач не заботится о безопасности сотрудников. В большинстве отделений диспансера нет вентиляции. В настоящее время (только по решению суда!) ведется ремонт отделения лекарственно устойчивых форм туберкулеза.
Из-за сложившейся обстановки в коллективе значительная текучесть кадров. В сентябре уволилось 13 сотрудников.
Заложники лечения
Также надо отметить, что качество питания больных стационара ГУЗ ПТД оставляет желать много лучшего, поэтому пациенты (у кого есть такая возможность) стараются питаться сами. А ведь больные туберкулезом нуждаются в полноценном питании, иначе выздоровление при даже самом лучшем лечении становится проблематичным.
Стационарные отделения переуплотнены больными. Причем порядка в отделениях диспансера нет. Пьянство и употребление наркотиков среди больных - дело обычное. Ночные дебоши таких «пациентов» представляют реальную угрозу для персонала и других больных. Противотуберкулезный диспансер является единственным краевым учреждением здравоохранения, где нет постоянной охраны. Ночные сторожа (которыми устраивались и дети главного врача, и родственники его окружения) за порядком в отделениях не следят.
Одежда пациентов хранится прямо в палатах, поэтому они (в том числе и бактериовыделители) запросто отправляются гулять по городу или едут домой - «в семью». А ведь каждый бациллярный больной заражает туберкулезом около 20 человек в течение года!
Казалось бы, нужно меры принять! Но нет - все остается по-старому.
Давно назревает необходимость оценить результаты деятельности Карпенко О.Л. В отчетах ГУЗ ПТД о проделанной работе часто звучат такие показатели, как количество командировок, проведенные штабы, выпущенные санитарные бюллетени и прочее. Конечно, это важно. Но реальными критериями успешности противотуберкулезных мероприятий являются следующие объективные показатели: высокая эффективность лечения и как результат этого - улучшение эпидемиологической ситуации на вверенной территории - снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза.
Нужно честно признать и сказать, что опасность заболеть туберкулезом для жителей края увеличивается из года в год. Необходимо переломить ситуацию, что пока еще вполне по силам министерству здравоохранения Хабаровского края.
Павел Харитонов,
«Хабаровский Экспресс», 15-22 декабря, 2010, № 51(902)