25 октября 2010 г. в Нью-Йорке, в здании ООН состоялись «Особые Дебаты» по проблеме свободы слова.
Тезисы выступления Председателя Союза журналистов России – В.Л. Богданова
Формула доверия
(Тезисы выступления Председателя Союза журналистов России – В.Л. Богданова на дебатах в ООН на тему: защита свободы выражения мнений)
Б. Резник (второй слева), В. Богданов (крайний справа) |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Россия обогатила мировой журналистский сленг словом «zakazukha». «Статью заказывают подобно блюду в ресторане», — поясняют этот термин авторы доклад.
Помимо подкупа рядовых журналистов политики и бизнесмены подкупают целые СМИ. В докладе говорится, что подобное особенно распространено в России и на Украине, где редакции получают деньги «в обмен на определенное количество статей с упоминанием компании». Это влияет и на редакционную политику в целом: «Под давлением со стороны рекламодателя редактор указывает журналисту, что писать или что не писать». По данным авторов доклада, ведущие российские СМИ зарабатывают таким способом не менее 3 млн. долларов в год. На Украине, по данным доклада, СМИ еще более коррумпированы: там продаются целые телепрограммы и выпуски новостей. Взимаются деньги и за «блокирование» — отказ от публикации негативной информации. Один из южноафриканских политических журналистов признался авторам исследования, что за сокрытие негатива получал от лидера одной из партий ежемесячно 700 — 1400 долларов в местной валюте. По утверждению ливанского журналиста, размер взяток, которые дают политики, зависит от должности журналиста и влиятельности СМИ, и «варьируется от ноутбука до автомобиля».Журналисты оправдывают получение взяток низкими зарплатами. Авторы доклада соглашаются, что доходы работников СМИ во многих странах низкие, но считают, что взятки - не выход.
Самое поразительное в этой ситуации: отсутствие какой-либо реакции со стороны журналистского сообщества на этот доклад. Уже много лет в России как добрая шутка утверждается принцип: наш журналист и деньги возьмет, и правду напишет. Но этот принцип не только убивает нашу профессию, смысл поиска истины современного бытия, он лишает общество зрения и слуха, личность- права выбора, утверждает недоверие к окружающему миру.
Мировой финансовый кризис обнажил хрупкость всех без исключения общественных институтов, в том числе и масс-медиа. Дело не только в падении тиражей или исчезновении газет с длинной историей. Двадцать первый век не сумел оставить в прошлом недоверие между людьми. Более того, недоверие стало глобальным. Между странами и религиями, между бизнесом и обществом, между властью и человеком. Недоверие как страшный вирус разъедает все живое, все человечное на планете.
Мы обрушиваем на людей водопад фактов и новостей, но не можем объяснить суть происходящих событий. Журналистов мало интересует обычный человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, развлечениях. Групповое равнодушие к читателю рикошетом бьет по журналистике и ее основам.
Накопленную в прошлом энергию и идеи мы, журналисты, во многом растратили без пользы для общества. Мы переживаем период исчерпанности идей. Наша профессия становится скучной работой и подменяется понятием «информатика». Сегодня в СМИ не более 15 % журналистики. Остальное занимает все то, что связано с политтехнологиями и пиаром. Пиар вытеснил из нашей профессии индивидуальные профессиональные качества — и жанр, и авторское мастерство, и мнения, и позиции.
Медиа торгуют лояльностью, вместо того, чтобы выполнять функции сторожевых псов общества. Всё больше слов о коррупции на медийном пространстве, о заказных материалах и компроматах. Мы не можем определиться со своей ролью в новых временах, подобрать костюм по росту. Один эксперт недавно сказал: вы, журналисты, сегодня в таком же положении, что и рабочие сталелитейной промышленности в 1970-е годы, вам суждено исчезнуть, но вы об этом не знаете.
Когда медиа теряют доверие, это все равно, что камень, преградивший путь к роднику. Люди за чистой водой пойдут в другое место. И они идут. Полтора года финансового кризиса резко усилили активность российского Интернета. В неподцензурное пространство перемещается общественное мнение. Неформальная журналистика становится могучим конкурентом печатных и электронных СМИ.
Интерактивная паутина побуждает огромное число людей к созданию собственных фото и видеорепортажей, комментариев и аналитических материалов. Идущее в сети общественное оживление выводит из летаргического сна и традиционные медиа, в первую очередь печать. Но в любом явлении не только плюсы.
Интернет, вроде бы, готов утопить читателя в море информации. Увы, это иллюзия. Информации стало не намного больше, львиная доля скармливаемого потребителю контента — многократно переписанное или вообще пустота. Информационный шум вытесняет полноценную информацию, а копирайтеры — журналистов. Виртуальное пространство, менее подвержено контролю, но аудитория Интернета разрозненна и непостоянна.
По уровню свободы прессы Россия на 123-й позиции в мире по версии Фридом Хаус. Затона десятом по распространению мобильной связи. Это повышает коммуникационные возможности наших граждан, но вряд ли способствует демократизации общества. Можно восхищаться новыми компьютерами и телефонами, но надо честно признать: новые технологии влекут за собой не только ухудшение условий работы и оплаты труда журналистов, но и массовый исход из корпорации профессиональных журналистов.
Будущее журнализма не может зависеть от исхода дуэли между газетами и Интернетом. Поэтому мы не можем игнорировать взрывной рост онлайн-сообществ. Наша задача-привить эти дикие фруктовые деревья, чтобы улучшить качество их плодов. Гражданские журналисты должны воспринять этические принципы и стандарты качества журнализма. Их связка с редакциями повысит уровень доверия аудитории традиционных медиа.
Мы пока не знаем, будут ли редакции в XXI веке работать по схеме общественных СМИ или по гибридной системе; но ведем активный поиск слагаемых новой медиамодели. Проводим стажировки российских журналистов в Европе и США, семинары и тренинги с участием лучших российских и зарубежных экспертов. В том числе, и по антикризисной тематике.
Последствия финансового кризиса в России были не такими, как скажем, в США. У нас выросло число СМИ, финансируемых государством. Наиболее пострадали частные медиа, у которых стало меньше рекламы.
Рецессия ударила и по тем и другим, прежде всего, в отношении общественной функции прессы. Стало больше ангажированных материалов, скрытой рекламы, перепечаток из Интернета. Усилилось вмешательство государства. Журналисты подвергаются все большему политическому прессингу, цензуре и ограничениям невиданных ранее размерах. Некомпетентные чиновники, особенно на муниципальном уровне, пытаются диктовать журналистам, о чем и как писать.
- Вынесение сора из избы издавна считалось в нашей стране предосудительным. С этой точки зрения у нас медиа греховны по самой сути своих общественных функций, - считает коллега Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности.
Западные журналисты тоже порой говорят: ваш народ не привык к концепции свободной прессы. Да и статистика показывает, что большинство россиян не считает свободу слова абсолютной и необходимой. К сожалению, за последние 20 лет мы не смогли убедить не только правительство, но и наших граждан в важности института свободной прессы для развития общества.
Россия сегодня переживает период полусвободы. Обсуждение большинства значимых общественных проблем в СМИ не транслируется в политическую повестку дня. У нашего общества нет слышимости, оно существует в рамках «свободы слуха». Журналисты могут писать о чем угодно и как угодно, и это мало что меняет. Пример — сенсационный материал коллеги Бориса Резника о коррупции - «Прислужники», который не вызвал сенсации в российском обществе.
Я думаю, что развитие ситуации в России зависит не столько от очередных колебаний в настроениях властей, сколько от того, как с собой позволят обращаться общество и СМИ. С одной стороны, власти непросто подавить в себе генетическое желание максимально выстроить прессу. С другой - сегодня медиапространством гораздо сложнее командовать, чем, к примеру, лет десять назад.
Пресса должна служить тем, кем управляют, а не тем, кто управляет. Эту формулу мы взяли на вооружение, объявив национальную кампанию противодействия попыткам введения цензуры.
Так за последний месяц мы привлекли внимание общественных и государственных институтов к ситуациям в нескольких регионов России. В Башкирии уже отправлен в отставку чиновник, бурная административная деятельность которого вылилась в неправовые действия против региональных СМИ. Журналисты этой республики, как ранее их коллеги из Саратовской, Томской областей, показали настоящую корпоративную солидарность.
Доверие, как и солидарность, рождается из наших общих дел. Тысячи самых разных людей хотят вернуть нравственность и в политику, и в экономику. Наш долг — поиск единомышленников не только в медиасреде, но и в других сферах жизни, вовлечение их в свои проекты по возвращению журнализма в общественное пространство.
«Формула доверия» — такое название получила глобальная стратегия Союза журналистов России, посвященная наведению мостов между журналистами и обществом. Формула доверия направлена и на создание среды нового просветительства и призвана поддержать те СМИ, тех журналистов, которые служат не политтехнологам, не власти, а обществу.
Поиску формулы доверия был посвящен Международный конгресс «Журналистика и медиарынок: глобальные вызовы и перспективы», который мы провели в Анталии, Республике Турция. Журналисты, эксперты, политики обсуждали: как вернуть доверие к профессии, укрепить корпоративную солидарность, сохранить этические нормы и стандарты. Мы приняли заявление, обращенное ко всем журналистам мира, издали книгу и специальный выпуск нашего журнала «Журналистика и медиарынок».
Продолжением международной дискуссии о месте нашей профессии в обществе стал уже четырнадцатый фестиваль журналистов «Вся Россия», на который мы ежегодно собираем более тысячи участников из разных стран. На главной трибуне фестиваля «Формула доверия» представил свою книгу «Говорим только правду!» Генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айдан Уайт.
2010 год мы открыли Национальным Медиафорумом, который начали в Москве, а затем перенесли и на региональные площадки. Идут встречи с руководителями СМИ, «золотыми перьями», ведущими блогерами, исследователями медиасферы и защитниками профессиональных интересов. В центре внимания - прежде всего журналистика, ее будущее и настоящее, ее перспективы в стремительно меняющемся мире. Как сделать так, чтобы журналистика стала полноценной формой выражения общественного мнения: исследовала ,жизнь и помогала простому человеку ощущать себя личностью в обществе.
Очередной международный фестиваль «Вся Россия» мы провели на Дальнем Востоке. Фестиваль включил журналистский форум «Дни сибирской прессы»; журналистские автопробеги из Бурятии в Монголию и Тыву; экспедиции в Киргизистан; Конгресс памяти погибших журналистов; мастер-классы ведущих экспертов; международные и межотраслевые дискуссии о будущем журнализма.
Союз журналистов России — общественная творческая организация, которая не имеет финансовой поддержки от государства или от мощных пиар-структур, политтехнологов. Вмешаться вжизнь общества или в медийный рынок Союз журналистов может только через свои особые формы. Это Большое жюри СЖ или Общественная коллегия по жалобам на прессу, это Центр экстремальной журналистики — структуры оказывающие большое влияние на журналистское сообщество, на отношения СМИ с читателями, зрителями и слушетелями.
Ежегодно мы присуждаем почетные звания и премии - «Золотое перо», «Легенда российской журналистики», «Честь, Достоинство, Профессионализм».
В эти дни в Москве вручались награды победителей конкурса лучших журналистских расследований имени Артема Боровика, российского журналиста трагически погибшего 10 лет назад. Тысячи людей собираются на подведение итогов этого конкурса, чтобы почтить память Артема и встретиться с теми, кто верен журналистской профессии. Изданные книги с этими журналистскими расследованиями, с очерками погибших коллег пользуются большим успехом.
Однако все это не позволяет пока добиться позитивных результатов в правовом и экономическом обустройстве медийного рынка, где по-прежнему властвуют политтехнологи и пиарщики, в моделировании современных форматов СМИ (особенно в интернете), в правовом и социальном статусе журналиста. Поэтому мы пытаемся сегодня создать Общественное информационное агентство, которое смогло бы поднять информационный и интеллектуальный уровень региональных СМИ, позволио бы им поднять свою рыночную стоимость и обрести независимость. Большая программа в Союзе журналистов и наших партнеров по формированию контента современной журналистики и моделированию форматов СМИ.
Должен признаться: сил не хватает. Но мы обращаемся к коллегам - журналистам: только мы сами сможем изменить что-либо, только мы сами - каждый из нас — можем вернуть доверие читателя, зрителя, слушателя.
Каждый год 15 декабря — это особый день. В Москву приезжают семьи тех, кто был, наверное, смелее, не сговорчивее, неосторожное других. Каждый год, 15 декабря мы проводим День памяти погибших журналистов. Мы учредили Фонд помощи семьям погибших журналистов. Помогаем семьям погибших коллег в дни знаменательных для них событий: бракосочетаний, рождений детей, юбилеев. Клуб детей погибших журналистов, созданный Союзом журналистов России, стал неформальным сообществом, которое выращивает людей с высокими моральными принципами. Многие дети погибших коллег тоже выбрали нашу профессию. «Частичное Правосудие». Так называется совместный проект Международной федерации журналистов и Союза журналистов России. Это важная инициатива по сбору сведений о более трех сотнях смертельных случаев и исчезновений журналистов в России между 1993 и 2009 годами. 324 фамилии погибших и пропавших без вести российских журналистов в электронной базе данных. База данных - не имеющий на сегодняшний день аналога в мире ресурс, позволяющий получить максимальную информацию о жизни, профессиональной деятельности, публикациях, личности и окружении каждого погибшего. Материалы базы будут постоянно пополняться за счет новой информации, переданной знакомыми и сослуживцами, героями выступлений. Мы обращаемся к коллегам из разных стран мира с предложением, чтобы наша инициатива воплотилась во всемирную кампанию по борьбе с безнаказанностью убийц журналистов. Люди должна понять, что ствол или дубинка, направленная на журналиста, - это угроза всем и каждому, и безопасности мира в целом.
В подмосковном городе Химки открылся судебный процесс, в котором в качестве обвиняемого в клевете на мэра города Стрельченко выступает журналист.
Михаил Бекетов, редактор газеты «Химкинская правда», активно выступал против проекта уничтожения знаменитого ныне леса для прокладки автодороги Москва-Петербург. Как и многие его единомышленники, он подвергался неприкрытому давлению со стороны властей и многочисленным угрозам со стороны неизвестных, найти которых местные правоохранительные органы почему-то даже не пытались. А год назад журналист был зверски избит, долгое время пролежал в коме, стал инвалидом, деньги на его лечение до сих пор собирают коллеги со всей России и других стран; лечение сложное, денег не хватает.
В этом году Союз журналистов России наградил Михаила Бекетова премией имени Казиханова «За мужество и профессионализм», он также отмечен наградами ряда международных организаций.
Преступники до сих пор не найдены. Желания их искать местные милиционеры по-прежнему, не испытывают. Но руководство Следственного комитета на недавней встрече с представителями ньюйоркского «Комитета защиты журналистов» заверило, что все возможное в этом направлении делается.
В одном из интервью Бекетов предположил, что за его избиение политическую ответственность несет в том числе мэр города. Что невероятно обидело мэра. Поэтому «дело о клевете» на него оказалось расследовано значительно раньше, чем собственно дело о нападении на журналиста.
Мэр не понимает, как недостойно он выглядит. Он не подождал, пока его оппонент поправит здоровье и сможет прийти на суд лично. Правда, по независящим от Бекетова причинам, это может произойти нескоро.
И в заключение приведу слова нашего публициста Альберта Плутника:
Журналистика высшего качества — это журналистика открытия, нового слова, нового взгляда.
Это - когда обществу на многое открывают глаза, добровольно или невольно закрытые.
Это - когда рассказывают о чем-то, далеко не всеми осознанном так, что многое вдруг становится на свои места, освещается светом многозначности и многослойности.
Это — когда просвещают и очень образованных людей.
Это — сплав нового слова и новой мысли, сформулированной общепонятными словами.
Но одно то, что мы говорим о «кризисе журналистики», порождающем к ней общественное недоверие, — это, по-моему, хороший знак. Само падение доверия к журналистике, как мне видится, тоже хороший знак. Было бы хуже, если бы та журналистика, которая нас с вами глубоко не устраивает, пользовалась широким общественным доверием.
Но этого нет. Значит наши оценки совпадают с критическими представлениями общества. Значит, само общество — читатели, зрители, слушатели — не обманывается. Значит оно выносит происходящим процессам точную оценку.
А это гарантия того, что журналистика, восстанавливая доверие общества, без которого ей не поднять свой авторитет, будет меняться.
Уважаемые коллеги, друзья!
Уверен, - те основы, которые питали и хранили свободное слово несколько столетий, те принципы, на которых держится свободная журналистика во всем мире — помогут нам не только сохраниться морально и профессионально, но и стать крепкой основой для совместных действий во имя читателя, зрителя и слушателя. Журналистика должна и может стать могучим агентом влияния силы честного слова на общественную жизнь.
В.Л. Богданов
СЖР, 29.10.10