Хабаровский профессор архитектуры Николай Петрович Крадин целенаправленно продолжает свою научно-поисковую работу. Ее результатами обычно становятся новые книги ученого. Совсем недавно из печати вышло новое произведение Крадина под названием «Харбин - русская Атлантида» (Хабаровск, из-во «Риотип», 2010 г.).

 

Н. Крадин
Н. Крадин

- Многолетние архивные исследования, встречи с бывшими эмигрантами, многочисленные поездки в Харбин помогли мне собрать богатейший материал для этой книги, - говорит Николай Крадин. - Город Харбин строился одновременно с возведением Китайско-Восточной железной дороги, он стал пристанищем для русских людей и потом их своеобразной Атлантидой. Согласно мифическому сказанию, Атлантида представляла собой огромный остров, погрузившийся в глубокой древности на дно Атлантического океана. В 90-е годы журналисты вашей газеты придумали очень емкую и тонную рубрику для материалов о Харбине, которые публиковались несколько лет, - «Харбин - русская Атлантида». Таковы ассоциации по поводу названия.

 

- В мировой цивилизации харбинская эмиграция просуществовала всего несколько десятилетий…

 

- Да, но этот эпизод, краткое мгновение представляет для нас поучительный интерес. Несколько десятков тысяч людей, оказавшихся на чужбине, в невероятно сложных условиях, полных драматических коллизий, оторванные от Родины, сумели объединиться и создать центр привычной для них, национальной по духу атмосферы. Удивительный он, этот эмигрантский город. Здесь собрались столько носителей знаменитых фамилий, известных всему миру.

 

- Не случайно сегодня мы воспринимаем случившееся с ним, как с Атлантидой.

 

- Это так. В книге есть очерки, посвященные первостроителям Харбина, его планировке, православным храмам, памятникам архитектуры, судьбам зодчих, художников и священников. Они складываются в книге в пеструю мозаику событий и судеб, из которых вырисовываются очертания этого несуществующего ныне континента - осколка России на сопках Маньчжурии. Хотя русский «архитектурный» дух сохранялся здесь многие десятилетия, но сегодня город стремительно меняет свое лицо.

 

- Если можно называть Харбин русским городом, то почему, как, с чего он начинался?

 

- В 1898 году началось строительство КВЖД. Местом расположения управления по возведению дороги был выбран Харбин, вернее, та площадь, где он вскоре возникнет. Название Харбин было известно до того, как сюда пришли русские изыскатели трассы. У китайцев есть документ (1864 г.), в котором впервые упоминается слово «Харбин», обозначающее «узкий остров», расположенный на противоположной стороне Сунгари.

 

Это была безлюдная пустынная местность, одинокие китайские фанзы и небольшие усадьбы, залитая водой земля с островками суши. Вот что увидели члены партии инженера А.А. Шидловского, первыми прибывшие на место, где предстояло обосноваться первостроителям Харбина. Самой удобной оказалась та часть его, где располагались заброшенный ханшинный (водочный) завод и три десятка построек фанзового типа. Район этот назывался «Сян-Фан», он и стал первым месторасположением города Сунгари - так первоначально назывался Харбин. Сейчас это один из районов большого города. В 1903 году сооружение КВЖД (2400 верст) было завершено. А поселки и городки возникали в Харбине один за другим. Кстати, в 1902 году первоначальное название Сунгари было заменено на Харбин.

 

- «Атлантида…» - ваша вторая книга о Харбине. Чем вызван такой пристальный интерес к этому городу?

 

- Часто посещал Харбин, удалось завести здесь немало друзей, с которыми общаюсь и сейчас. Было у нас и свое место встречи - небольшой русский ресторанчик - несколько столиков всего-то, камерный такой.

 

Его владелец - чрезвычайно симпатичный и общительный человек по имени Андрей, притягивал к себе всех, кто интересовался русской культурой. Сюда приходил и некий господин Цао - коллекционер старых открыток с видами русского Харбина. В центре ресторанного зальчика стоял стол со стопками книг на русском языке.

 

Как-то Андрей высказал мне свое пожелание украсить стены фотографиями памятников русской архитектуры. Это было несложно, и в свой очередной приезд в Харбин я привез ему несколько десятков фотографий. Он вставил их в рамки и повесил на стенах.

 

Кроме того, однажды в Хабаровске я познакомился с профессором токийского университета, он показал мне фотографии редких зданий-памятников Харбина. Профессор имел к ним интерес, но не владел никакой информацией, кем, когда, для чего было то или иное здание построено. Попросил меня помочь ему собрать такую информацию. Эта работа увлекла, и я пошел по «тропам» старого города. Узнал многое, к примеру, мне удалось получить список памятников архитектуры, поставленных харбинским правительством на государственную охрану.

 

Сегодня ни в самом Харбине, ни у нас в России детальным изучением русского архитектурного наследия в Китае никто не занимается - нам довольно сложно, поскольку доступ к тем документам, которые там имеются, весьма затруднителен.

 

- Но в вашей книге есть раздел «Памятники архитектуры», где представлены очерки и зарисовки о некоторых из них, истории которых вам удалось отыскать в архивных материалах, харбинских периодиках, изучить в натуре. «Герои» этих страниц книги привлекательны, интересны.

 

- В книге есть большой раздел «Православный колорит Харбина». Памятники церковной архитектуры были составной частью облика города.

 

Сегодня в многомиллионном городе действует одна православная церковь, хотя сохранилось пять. Уцелели костел, мечеть, синагога, которые, правда, давно не используются по своему прямому назначению.

 

О книге Николая Крадина можно говорить долго. Она интересна, богато иллюстрирована историческими и современными снимками, картами, схемами, портретами, видами города. Более 100 фотографий публикуются впервые.

 

Хабаровчанам, посещающим современный Харбин, наверняка будет интересно познакомиться с книгой Николая Крадина.

 

Беседовал Александр Чернявский,

«Тихоокеанская звезда», № 198, 21.10.10

http://toz.khv.ru/page.php?page=441337&date_id_num=2010-10-21&year=2010&month=10&day_id=21

.