С. Дарькин |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Произошло это в далеком уже 2001 году, когда малоизвестный публике 37-летний предприниматель-«рыбак» легко обошел на выборах заместителя дальневосточного полпреда Геннадия Апанасенко — ставленника Москвы.
В 2005 году Дарькин был первым из российских губернаторов наделен полномочиями уже по новой схеме — с подачи президента. За эти годы сам Дарькин эволюционировал так же, как и вся российская политика. Если сначала избранный губернатор демонстрировал свою самостоятельность и чуть ли не вступил в Союз правых сил, то «поздний Дарькин» — правоверный член «Единой России», для которого главным приоритетом является лояльность Москве.
Не секрет, что репутация Сергея Михайловича вызывает много вопросов. Широко известны уже давнишние передачи на одном из федеральных телеканалов о будто бы имеющихся связях приморского губернатора с организованной преступностью. Можно привести сюжеты посвежее — недавние аресты и уголовные дела в отношении целой когорты ближайших сподвижников Дарькина до вице-губернаторов включительно. В 2008 году в рамках расследования дела о незаконной приватизации госсобственности дома и на работе у Дарькина прошли обыски. Потом последовали многочисленные акции протеста приморцев против краевой администрации с Дарькиным во главе, едва не замерзшее Светлогорье…
Однако Дарькин снова доказал свою редкостную политическую живучесть и минувшей осенью возглавил список претендентов в губернаторы, который «Единая Россия» подала президенту. Эксперты оценили остальных фигурантов этого перечня как статистов и пришли к выводу, что альтернативы Дарькину Кремль не нашел или не захотел искать. Под самый новый, 2010 год, правда, из Нью-Йорка донеслась весть о задержании находящегося в розыске Юрия Степанченко — депутата Приморского законодательного собрания, считающегося близким к Дарькину предпринимателем. Поговаривали, что поимка Степанченко именно в эти дни может серьезно повлиять на продление полномочий Дарькина. Однако, как видим, позиции приморского губернатора оказались настолько прочны, что им уже практически ничего не может повредить. Да и Кремль в последнее время посылал слишком много обнадеживающих для Дарькина сигналов, чтобы вдруг включить заднюю передачу.
И вот — ожидаемый итог: 5 января президент Медведев внес кандидатуру Дарькина на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Приморского края. Если до этого у кого-то еще оставались сомнения по поводу дарькинских перспектив, то теперь будущее решение депутатов очевидно. Они обязаны рассмотреть президентскую кандидатуру в десятидневный срок; поэтому внеочередная сессия Приморского законодательного собрания должна быть созвана буквально на днях.
Вопреки распространенному в Приморье мнению Москве далеко не все равно, что происходит в этом регионе. Ведь теперь он стал «нефтяным» — из спецморнефтепорта Козьмино начался экспорт сибирских углеводородов в страны АТР. Вероятно, с этим проектом связаны и федеральные средства, выделяемые на проведение во Владивостоке саммита АТЭС-2012, и участившиеся визиты руководителей РФ в Приморье. Поэтому вряд ли Дарькин — случайное решение. Похоже, его двусмысленная репутация, как ни парадоксально, сыграла в его же пользу. Ведь вкупе с лояльностью она составляет сегодня рецепт политического долголетия (скомпрометированными людьми проще управлять). Сергей Дарькин — неоднозначный губернатор неоднозначного региона — оказался на своем месте и сможет руководить Приморьем еще по меньшей мере пять лет. Слухи о его неизбежной скорой отставке будут появляться каждые полгода, однако, скорее всего, еще долго будут оставаться не более чем слухами.
По другой версии, впрочем, Сергея Дарькина оставили на своем месте специально — чтобы было кого назначить «крайним» в том случае, если подготовка к саммиту АТЭС-2012 будет сорвана. Однако Дарькин, кто бы что о нем ни говорил, выиграл очередной политический раунд.
Василий Авченко,
«Новая газета во Владивостоке», № 1.