|
Оказывается, Минобрнауки проводит на Дальнем Востоке «пилотный» проект по исключению из числа бюджетополучателей учреждений, не относящихся к науке. Первым делом планируется «реорганизовать» (переподчинить?) Медицинское объединение ДВО РАН, вторым и третьим - «оптимизировать» ведомственные детские сады и библиотеку. Хотя утверждение, что все эти структуры не относятся к науке, представляется спорным. То же медобъединение, как не раз подчеркивало руководство ДВО РАН, не только лечит, но и участвует в научных программах. Что касается библиотеки, то здесь подобная постановка вопроса кажется еще более абсурдной.
Ученые резонно считают ЦНБ ДВО РАН неотъемлемой частью научной инфраструктуры региона. Библиотека появилась одновременно с Дальневосточным филиалом АН СССР в 1932 году; в 1965 году она переехала туда, где размещается доныне, - в здание Дальневосточного геологического института ДВО РАН. Совокупный фонд хранения - более 750 тысяч экземпляров, некоторым книжным коллекциям могут позавидовать крупнейшие российские библиотеки. Среди 28 тысяч пользователей библиотеки - не только ученые ДВО РАН, но и сотрудники высшей школы, отраслевых институтов, различных КБ.
- Мотивировка Минобрнауки сводится к тому, что все подведомственные ему учреждения будут ранжироваться по категориям финансирования. ЦНБ получит самую низкую категорию, то есть останется без финансирования. Поэтому нужно передать библиотеку более сильному учреждению, первокатегорийному - например ДВФУ. Но деятельность ЦНБ до сих пор никем не оценивалась. В РАН она считается одной из самых стабильных и успешно работающих. Фактически происходит плановое разрушение научной инфраструктуры, созданной еще в советские времена, - убежден главный ученый секретарь ДВО РАН член-корреспондент Виктор Богатов. - Кто это инициировал - неизвестно. Вопрос предварительно не был проработан ни с ЦНБ, ни с ДВФУ. Дальневосточному университету академическая библиотека явно не нужна - у него есть своя, там книги пребывают не в самом лучшем состоянии. Вряд ли университет «потянет» ЦНБ: у библиотеки ДВФУ - совсем другие задачи.
Главе Минобрнауки РФ Михаилу Котюкову и президенту РАН академику Александру Сергееву были направлены соответствующие письма. В заявлении, размещенном на сайте ДВО РАН, говорится: «Попытку Минобрнауки бюро президиума ДВО РАН воспринимает как начало нового витка по уничтожению создававшейся десятилетиями сети региональных академических центров в России. ЦНБ - узловая точка, связывающая всю систему научных подразделений. Разрушение научной библиотеки путем ее передачи образовательному учреждению нанесет непоправимый вред научным исследованиям… Бюро президиума ДВО РАН выражает категорический протест столь вопиющему акту вандализма, поскольку фактически речь идет не о реорганизации ЦНБ ДВО РАН, а о ее ликвидации».
В ходе состоявшегося на днях заседания Библиотечно-информационного совета ДВО РАН председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Сергиенко назвал планы реорганизации ЦНБ попыткой удушения развития науки на Дальнем Востоке: «Если мы уничтожаем центральную библиотеку как не относящуюся к науке организацию, то давайте тогда оставим в институтах только научных сотрудников, а всех остальных уберем. Спрашивается: институт сможет существовать? Нет! Он через день остановится, потому что некому будет включить прибор, подвинтить лампочку, провести расчеты… Есть люди, которые генерируют идеи, есть люди, которые их воплощают. Это научно-вспомогательный персонал». Главный ученый секретарь Виктор Богатов сообщил: президент РАН поддержал просьбу Дальневосточного отделения и уже обратился к министру Котюкову с просьбой сохранить библиотеку в составе ДВО РАН.
Вопрос о состоянии библиотечно-информационного обслуживания будет вынесен на заседание президиума ДВО РАН, которое пройдет в декабре. Ученые считают: необходимо изменить подход к финансированию научных библиотек, изменить статус ЦНБ - из учреждения научного обслуживания превратить ее в научное учреждение, а также поставить вопрос о строительстве для библиотеки специализированного здания.
Не секрет, что с передачей рычагов управления наукой от академии в Федеральное агентство научных организаций, а затем в Минобрнауки РФ начались процессы, которые самим ученым кажутся либо абсурдными, либо попросту вредительскими. После лишения РАН права распоряжаться имуществом и финансами говорить о какой-то реальной академической независимости стало сложно. Министерский чиновник может рубить сплеча, принимая сомнительные (мягко говоря) решения, тогда как влияние академической общественности на вопросы, имеющие самое прямое отношение к науке, сведено к минимуму. Неужели именно чиновник сегодня - главный в науке?
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №518, 14.11.19