Рекомендация журналистам, коряво составленная перед сентябрьскими выборами главой краевого комитета по печати Сергеем Васильевым
Рекомендация журналистам, коряво составленная перед сентябрьскими выборами главой краевого комитета по печати Сергеем Васильевым
Как бы не «строили» медиа-отрасль в нашей стране в последние годы, мне лично, как профессионалу, преподающему студентам «технологии пиара», все-таки хочется думать, что СМИ по-прежнему четвертая власть, которая уж как минимум на умы влиять может. В какую сторону - это уже другой вопрос.  Главное, как этим инструментом под названием «информационная политика» управляться.
 
Впереди планеты всей?
 
Ни для кого из смишников не секрет, что отсутствие рекламодателей и относительно малочисленная аудитория как читателей, так и зрителей (мы ж не Москва с ее 12-миллионным населением) заставила большинство редакций региона обратить свой взор на правительство края, а вернее, на деньги, которые оно в лице комитета по печати и массовым коммуникациям довольно щедро раздает. Чего, кстати, на мой взгляд, при прежнем губернаторе Ишаеве, не было, по крайней мере, в таком объеме и в таком формате.
 
Любой руководитель информационного направления в любом исполнительном органе власти возрадовался бы - вот оно, хоть и купленное, но единение всех более-менее эффективных СМИ с правительством Хабаровского края. И начал бы выстраивать грамотную информационную политику, но уж по крайней мере ту политику, которая этому самому правительству не вредит.
 
Но результат работы главного управления информационной политики Хабаровского края в последние годы выглядит совсем по-другому.
 
Что мы видим с экранов телевизоров, страниц газет и интернет-портала правительства Хабаровского края? В крае не жизнь, а малина: ТОСЭРЫ? - аж два, и даже свободный порт Ванино есть. Комсомольск-на-Амуре - город самого президентского внимания - аж дух захватывает! В крае строятся школы и больницы - губернатор не успевает ленточки разрезать.
 
А по выполнению «майских указов» мы впереди планеты всей - зарплаты у бюджетников растут, как на дрожжах. Губернатор у нас заботится о жителях края денно и нощно - из московских кабинетов и совещаний просто не выходит и все с мыслями о нас.  
 
С теми же мыслями он регулярно посещает Китай и Японию. Объехал и весь край - был даже там, куда Макар телят не гонял. В общем, в рабочем кабинете его не застать. Ура, товарищи!  
 
Опять провал, Светлана Евгеньевна?
 
Только ответный крик от тех, на кого эта политика информационная направлена, слышится все тише и тише. Высокий уровень протестного голосования и «неголосования» на недавних выборах в Госдуму это наглядно показал. Если бы не старания нашего дорогого и горячо любимого мэра краевого центра Александра Николаевича Соколова, результат, видимо, был бы еще хуже.
 
Представляю, как обидно было Светлане Евгеньевне Литвиновой получать тумаки от губернатора, который, наверное, все-таки разборки устроил после выборов? Я думаю, что ее могли обуревать мысли, но почему я?! Ведь стараюсь же, работаю не покладая рук, а тут - опять провал.
 
Начальник главного управления информационной политики губернатора и правительства Хабаровского края Светлана  Литвинова. Опять провал?
Начальник главного управления информационной политики губернатора и правительства Хабаровского края Светлана Литвинова. Опять провал?
Ответ напрашивается сам собой: симпатичного личика и лучезарной улыбки маловато в этом деле. Чтобы делать информационную политику, не достаточно надеть боярский кафтан, надо для начала хотя бы выйти на уровень редактора какого-нибудь самого заштатного СМИ. Но за плечами этого руководителя даже такого опыта нет.  
 
Парадный пиар в Хабаровском крае в сегодняшних экономических условиях - это мазохизм. А, если обратиться к словарному обиходу времен репрессий, то - прямое вредительство самому же правительству. Взять хотя бы новодел, созданный, вероятно, руками Светланы Литвиновой, под названием «Стратегия губернатора». Чем не образчик «черного» пиара за бюджетные деньги? Спросите, почему? Да потому, что те, кто должны с удовольствием потреблять сегодняшнюю информационную политику, в жизни сталкиваются с совершенно другой реальностью
 
Это уже не СМИшно
 
ТОСЭРы? Да, кажется, они есть, чтобы поесть - огурцы и помидоры покупаем, когда деньги имеются.
 
Свободный порт Ванино? Есть такой - поселок весь угольной пылью завалило.
 
Комсомольск-на Амуре, город президентского внимания? Слышали что-то об этом, но пока там почему-то транспортники бастуют, потому что без зарплаты сидят, и местная власть какая-то невнятная.
 
Больницы и школы строятся? Только вот очереди в больницах и поликлиниках все длиннее, а специалистов все меньше. А у родителей - главный вопрос: как бы по блату устроить ребенка хоть в какую-то более-менее приличную школу.
 
Зарплаты бюджетникам растут, как на дрожжах? Ах, да, по телевизору что-то говорили. Но общался со знакомыми учителями и врачами, и у них там как-то все не так. Среди них растет недовольство. Говорят, мол, их в очередной раз обманули.
 
Слушайте, господа изощренные мазохисты, вы же члены нашего замечательного правительства, может быть, пора признавать проблемы и показывать пути их решения?! Помогите вашей милой коллеге со сладкой улыбкой скорректировать информационную политику в крае, и в плане содержания, и в плане финансирования.
 
Это уже даже не СМИшно, когда бюджетные деньги тратятся на какие-то бесцельные новоделы: газету «Хабаровский край сегодня» и ее интернет-версию, которая дублирует правительственный сайт, «Стратегию губернатора», как я уже говорил, антипиар за бюджетные деньги, еженедельник «МД 21 век», который, на мой взгляд, существует только ради получения субсидий.
 
Радиостанция «Восток России» -  вообще непонятный атавизм. Телекомпании тоже хороши - отбили свой кусок, по 20 млн на брата, и делают вид, что эти деньги отрабатывают. Впрочем, отбивать деньги, похоже, уже научились и интернет-агентства - по «Амурмедиа», например, можно вычислить, кто и за что платит – посмеяться что ли?
 
Министерство требует оправы
 
А кто-нибудь из главного управления информационной политики или комитета по печати проводил анализ, сколько людей заходят на тот или иной сайт, смотрят телеканал или читают газету? Спорим, если посмотреть реальные цифры, они окажутся по большинству СМИ весьма плачевны…  
 
Может, все-таки деньги выделять не по принципу, кто громче кричит, кто сильнее шантажирует, кто куда вхож, свой он или чужой, или, прости господи, кто с кем спит - в общем, не за бесцельный информационный мусор. Может, перейти на принцип проектного финансирования (грантов) - за конкретный информационный продукт с понятной задачей, целью и путями реализации и т.д.?
 
Но, судя по разговорам, раздающимся из стен Белого дома, спасет ситуацию, оказывается, создание министерства информационной политики во главе с красивой девушкой, которая в любой момент может зайти на 10-й этаж. И это, выходит, чуть ли не главная заслуга в табели о рангах Белого дома? В этой связи хочется пожелать нашему губернатору Вячеславу Шпорту большой удачи. Похоже, скоро она ему очень сильно понадобится.
 
Кстати, по данным открытых источников, на информационную политику в 2016 году выделено четверть миллиарда - 250 млн рублей. По планам, в 2017 году эта цифра вырастет. Министерство требует должной оправы.
 
Валерий Чудоплясов,
преподаватель «технологий PR», Хабаровск.
 
P.S.
Спасибо автору за выраженное мнение. Редко встретишь в краевом центре преподавателя пиара или журналистики, готовых в открытом формате обсуждать информационную политику в регионе, делая при этом упреки отраслевому главку и комитету по печати. Кстати, последний департамент с приходом нового руководителя Сергея Васильева вместо скандально уволившегося Владимира Чернышова и тихонько скатившегося «в никуда» Константина Яниева и вовсе не замечен в каких-то серьезных совместных проектах с хабаровскими СМИ.
 
О существовании компечати пока говорят лишь квартальные сводки выдачи очередных субсидий «медиа-счастливчикам» и один из недавних коряво написанных документов-рекомендаций, разосланных в редакции опять же накануне сентябрьских выборов, о том, как вести себя журналистам при посещении официальных «белодомовских» мероприятий. И на том спасибо «журналистскому» ведомству. Будем помнить.