Владимир Иванов-Ардашев. |
|
В чем же причина такого неординарного поступка? Ведь казаки, как известно, люди горячие и вспыльчивые, но тут что-то другое. Вот как вкратце объяснил свое решение бывший редактор:
- Дело не в том, что мы поругались с Владимиром Степановым, который как атаман окружного казачьего общества Хабаровского края является учредителем газеты «Приамурский казачий вестник», просто в минувшую пятницу мы резко поговорили о моих комментариях на сайте «Дебри-ДВ», касающихся атамана Владимира Крюкова.
Еще раз повторю: это мое частное мнение и высказано не в нашей казачьей газете, а на региональном сайте, в порядке дискуссии. А хотя бы и в казачьей газете, если бы оно было опубликовано - редактор имеет на это право.
Кстати, во время предыдущих подобных разговоров я уже говорил атаману, что согласно Закону «О СМИ», учредитель имеет право сменить редактора, но не имеет права вмешиваться в дела СМИ, что, конечно, вызывало неудовольствие, но не до такой степени. А тут мой начальник взъярился, никогда не видел таким. Впрочем, это наше казачье дело, и больше посвящать в детали конфликта не собираюсь.
Просто решил оставить должность редактора газеты «Приамурский казачий вестник». А атаману Степанову желаю поскорее найти опытного редактора, который будет куда терпеливее выслушивать его пожелания.
Атаман Уссурийского казачьего войска - атаман окружного казачьего общества Хабаровского края, начальник отдела по взаимодействию с казачеством главного управления специальных программ губернатора Хабаровского края отставной полковник УФСИН Владимир Степанов |
|
Не секрет, что казачья тема замалчивается, а если и выхватываются какие-то события, то со скандальным оттенком, порочащим казаков. Даже недавно, во время торжеств на площади «Города воинской славы», телевизионные и газетные репортеры старательно избегали казаков, хотя их было немало, и в своей парадной форме, с наградами они смотрелись достойно. Поймите меня правильно, дело не в «картинках», а в самом подходе к казачеству.
Как профессионал и журналист с большим стажем я, разумеется, подмечаю детали, да и любой непредвзятый человек, если полистает газеты и пробежится по сайтам, заметит, что казаков там старательно избегают. Хорошо, что есть мобильные репортеры, выложившие в сеть хотя и любительские, но зрелищные кадры. Вот им-то спасибо!
А теперь о моей недавней публикации в московском журнале «Казаки», считающемся главным печатным СМИ в России, освещающим дела казачества. Статья называется «На краю газетной галактики» и предназначалась для газеты «Приамурский казачий вестник», должна была выйти в январском номере. А поскольку наша газета выходит как вкладыш в газете «Хабаровский край сегодня», то ее тогдашний руководитель, ныне уволившаяся, проявила любопытство, заглянув в компьютерную верстку, чего делать не должна, и устроила истерику, дескать, после такой статьи газету тут же закроют. И вычеркнула неудобные фрагменты, придав публикации «благообразный» вид.
Предлагаю читателям первоначальный вариант статьи, опубликованный в журнале «Казаки», и, думаю, ничего крамольного в публикации не обнаружится, разве что обидятся некоторые чиновники краевого правительства.
Подчеркну, что ни бывший руководитель краевого комитета по печати и массовым коммуникациям Владимир Чернышов, ни нынешний руководитель Сергей Васильев к этой истории не имеют никакого отношения, все происходило в бытность недолгого пребывания в должности «босса» краевой печати Константина Яниева, кстати, моего бывшего подчиненного по газете «Восход-Ванино».
Газета «Приамурский казачий вестник» |
|
И я ответил, что премия у меня и так есть, получил еще двенадцать лет назад, а вот журналистской награды краевого уровня еще нет, хотя в других регионах награждали и медалями. Впрочем, решайте сами.
Но когда узнал, что слово Яниева при обсуждении кандидатур оказалось решающим, да еще и «категоричным», разумеется, принял близко к сердцу, поскольку не этому человеку, пусть даже чиновнику, судить о профессиональных качествах журналиста с тридцатилетним стажем, прошедшему все ступеньки журналистской карьеры - от корреспондента до редактора и директора СМИ, автора восьми книг и лауреата губернаторской премии в области литературы и искусства.
Потом, как вы знаете, Яниев, исполнявший обязанности начальника краевого комитета по печати и массовым коммуникациям, вернулся на свою прежнюю должность, но по-прежнему причастен к краевой информационной политике. Интересно, какие еще категоричные решения он примет и кого из опытных журналистов охарактеризует за глаза?
Тут, на сайте «Дебри-ДВ», недавно была дискуссия о целесообразности создания краевого отделения Союза журналистов России, и кто-то из читателей даже ехидно заметил, а зачем журналистам свой профсоюз, чтобы «выбивать» места в детских садиках и новогодние подарки для детишек?
Нет, не только для этого, а в первую очередь для отстаивания своих профессиональных прав и человеческого достоинства. Будь в нашем крае такое отделение Союза журналистов, любой профессионал - и не только ветеран, вроде меня, но и начинающий репортер - могли бы обратиться в случае конфликтной ситуации. И тогда бы именно профессиональные и уважаемые журналисты, а не группка чиновников решали бы, кого наградить, помочь или высказать претензии, если журналиста «занесло», бывают и такие случаи.
Тогда бы разговор был действительно объективным и профессиональным, на пользу дела. Надеюсь, в новом руководстве краевого комитета по печати и массовым коммуникациям это учтут, а мои коллеги-журналисты также выскажутся по данной проблеме.
Теперь же сам текст статьи о проблемах хабаровской журналистики, уже без купюр.
Редакция.
* * *
На краю газетной галактики
Очередной День российской печати (13 января 2016 года - прим. авт.) заставил о многом задуматься. В том числе о вкладе казачьих СМИ в общее информационное поле.
Каково оно сейчас? По-прежнему вольное и необузданное, как в девяностые годы, или здесь играют по общим правилам? Об этом и пойдет речь. Но вначале о географии.
Газету «Приамурский казачий вестник» регулярно читают руководители не только Хабаровского края, но и, к примеру, Владимирской области, где губернатор Светлана Юрьевна Орлова - бывшая дальневосточница, филолог по образованию, и вести из Приамурья ей всегда интересны.
Несмотря на большую занятость, глава области в курсе новостей из Дальневосточного федерального округа и даже ставит хабаровских казаков в пример их владимирским собратьям.
И это понятно, ведь Владимирскую область казачьей не назовешь, но сам регион является историческим сердцем России, и даже когда-то Москва была в подчинении у Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому губернатор Орлова не только гордится своим нынешним статусом, но и помнит откуда она родом - из поселка Облучье, где живут потомки амурских казаков.
Читают нашу газету и в других регионах, куда она рассылается в печатном виде и электронном формате, в чем заслуга общероссийского Казачьего информационно-аналитического центра и нашего земляка, есаула Сергея Прудкого, благодаря которому «Приамурский казачий вестник» выложен на десятках сайтов. Газетой интересуются даже в далекой латиноамериканской стране Никарагуа, где к казакам относятся с уважением.
Знакомы с «Приамурским казачьим вестником» и в Австралии, в штате Квинсленд, где живут потомки «белых» забайкальских казаков, ушедших в Маньчжурию, а затем перебравшихся на южный континент.
И, конечно, рассылка по России - в Москву, Владивосток, Благовещенск, Читу, Ростов-на-Дону, другие города. Даже на Украине, где казаков нынче не жалуют, статьи из «Приамурского казачьего вестника» тоже размещают на сайтах.
Есть и отклики. Так, на сайте Казачьего информационно-аналитического центра с интересом прореагировали на публикацию о том, что хабаровские казаки вошли в Ассоциацию народов Хабаровского края на правах народа.
«Рады за дальневосточников! - пишет Сергей Матвеев. - На Ставрополье тоже давно признали казаков отдельным народом. В краевом Доме дружбы дали отдельный кабинет наряду с кабардинцами, грузинами, русскими и другими. Причем, никто не ждал законов или других юридических закорючек. Этот факт не требует подтверждения. Согласен с автором статьи, сказавшим: «я - русский, еще и казак». Здесь в ходу выражение: «Казаки - это народ, часть русского народа». И это не парадокс».
Немало откликов и на региональном сайте «Казаки Хабаровска и Хабаровского края», редактируемом младшим вахмистром Сергеем Пробатовым (на тот момент - прим. авт.), который, благодаря интернету, также известен за пределами края.
Гордимся и тем, что наша газета и ее авторы регулярно публикуются в журнале «Казаки», выходящем в Москве и являющемся общероссийским. И даже новую рубрику - о региональных казачьих СМИ - начали с «Приамурского казачьего вестника».
Так что в профессиональном и имиджевом отношении наша газета котируется. Но все ли об этом знают? Я имею в виду не рядовых читателей, а чиновников от журналистики, для которых все газеты, как говорится, на одно лицо. За четыре года «Приамурский казачий вестник» так ни разу и не отметили, хотя редакторы - первый и ныне действующий - опытные журналисты и писатели, опубликовавшие много книг и получившие награды в других регионах.
Когда-то выпустить книгу для журналистов считалось высшим классом, и к этому порой шли всю жизнь. Спросите нынешних молодых журналистов, мечтают ли они опубликовать роман или хотя бы сборник статей, и ребята грустно вздохнут.
А ведь хабаровские газеты, особенно «Молодой дальневосточник», были «кузницей» писательских кадров. И сейчас «МД» («МД XXI век». - Ред.), при всем своем эпатаже - талантливое и способное на творчество хабаровское СМИ, во многих же газетах словно приуныли, ссылаются на кризис, мол, главное - выжить. Но это отговорки. Кризис действительно во всем - в финансах, смене поколений и технологий, но главное - в умах.
Время танцулек, как я его называю, буквально обрушилось на читателей, и журналисты, к сожалению, перед ним капитулировали. Не все, конечно. Но те «золотые перья», кого усиленно расхваливают, действительно подыгрывают этим информационным «танцулькам».
Не хочется обижать пожилых коллег с ТВ и радио, но когда телевизионному или радийному репортеру дают награду газетную, это вызывает чувство неловкости. Не надо сталкивать лбами журналистов печатных и электронных СМИ.
Я уже говорил, что краевая награда «Золотой микрофон» для электронных СМИ давно необходима, и когда-нибудь от души поздравлю мастеров эфира, ставших такими лауреатами.
Но пока обида за газетное сообщество, чье «Золотое перо» присуждается пусть и достойным, но не из той области СМИ людям. Представьте, что будущим «Золотым микрофоном» будут награждать не телевизионщиков, а газетчиков, а театральную «Золотую маску» будут вручать… хоккейным вратарям, которые тоже в масках, но, как говорится, из другой оперы. И это совсем не смешно.
А вообще жаль, что регионального отделения Союза журналистов в Хабаровском крае нет (на момент написания, январь 2016 г. - Ред.), был бы и профсоюз, и орган, умеющий предложить и оценить вклад того или иного журналиста в информационное поле. И тогда бы выяснилось, что по крайней мере с десяток хабаровских журналистов-газетчиков реально являются «золотыми перьями», но они… неудобны, с точки зрения распорядителей.
Вот и существует как бы параллельно две галактики - одна показушная и настроенная на сплошной позитив, другая же - реальная, с опытными и энергичными журналистами, поднимающими острые проблемы и публикующимися не только в нашем крае. И казачья журналистика - а это не только «Приамурский казачий вестник» - принадлежит к реальной и деятельной информационной галактике, даже если мы живем на ее краю.
Владимир Иванов-Ардашев,
член Союза журналистов СССР с 1988 года.
P.S. К сожалению, как я уже говорил, в минувшую пятницу отказался от редакторства в газете «Приамурский казачий вестник», которую редактировал три года и отношусь с уважением к ее авторам и читателям. Обычно на такие «сердитые» публикации журналисты решаются, когда уже не при деле. Но в случае со статьей «На краю газетной галактики» все было по-другому, и на вызов чиновникам от краевой журналистики я решился давно, еще когда был человеком, зависимым от учредителей и рисковал должностью. С тех пор не раз высказывал в СМИ свое критическое мнение, буду делать это и впредь, ведь проблем в журналистике хватает. Надеюсь, коллеги-журналисты меня поймут, да и читатели тоже.