Юлия Шестакова
Юлия Шестакова

Прокомментировать факт присвоения острову  в Охотском море имени писателя Василия Пескова и игнорирование в Хабаровском крае местных писателей - мы попросили краеведа и публициста, почетного члена Хабаровского регионального отделения Русского географического общества Владимира Иванова-Ардашева:

- Конечно, неплохо, что имя такого незаурядного и совестливого человека, как журналист Василий Песков, увековечено на географической карте Дальнего Востока, ведь он когда-то совершил прорыв в публицистике, сделав ее более человечной.

На книге Пескова «Шаги по росе» мы, газетчики, когда-то учились. Но ведь речь не об этом, а о постоянном игнорировании со стороны местных чиновников инициативы хабаровских краеведов.

Вспомним, как провалили проект по переименованию улицы в районе института культуры в «Улицу Мандельштама». И ведь Хабаровское отделение «Мемориала» предлагало разумный и компромиссный вариант, когда такое символическое название дали бы отрезку улицы, почти не застроенной домами, да и местные жители были согласны. Не получилось. 

Хотя резонанс от инициативы был огромным - с десятками публикаций в российской и зарубежной прессе, документальными фильмами и сюжетами по телевидению!

Тогда, правда, членам «Мемориала» намекнули, что если они будут сговорчивее, то имя выдающегося русского поэта и узника ГУЛАГа Осипа Мандельштама, быть может, запечатлеют где-нибудь на новых улицах. 

И когда пришло время давать названия в новых микрорайонах, названия посыпались как из рога изобилия, появилась даже «Улица Солженицына», хотя в арестантском вагоне через Хабаровск, как Мандельштама, его не этапировали, просто вспоминать Солженицына стало модно, и это название утвердили без публичного обсуждения, спустив «сверху». 

А вот поэту Мандельштаму снова не повезло, и о местном «Мемориале» тоже не слышно. Уж не сломали ли?

Что касается географических названий для прежде безымянных островов и горных перевалов, то инициатива местных краеведов хорошо аргументирована. Как, например, стремление журналиста Константина Пронякина присвоить имя писательницы Юлии Шестаковой одному из таежных перевалов, где наша землячка когда-то была в трудной и опасной экспедиции.

Думаю, многие краеведы поддержат эту инициативу, как, впрочем, и другие публикации Константина Пронякина, где он вырывает из небытия имена незаслуженно забытых людей - иногда героев, как летчик Светогоров, или писатель Вахов. Кстати, два этих имени удалось отстоять, но ведь за кого-то еще предстоит побороться.

Поэтому я и поддерживаю инициативу Пронякина, да и портал «Дебри-ДВ», им организованный, на мой взгляд, является одним из лучших в России в области краеведения.

Заодно хотел бы предложить читателям «Дебри-ДВ» свою статью, ранее не публиковавшуюся, но злободневную, поскольку речь идет о сохранении нашей общей памяти.

* * *

К чему ведут цветы беспамятства

Оказывается, в американских тюрьмах пытают заключенных. И не только надевают им на голову мешки, но и заставлять читать... книги русских классиков. Донимают Толстым, Достоевским, Чеховым. И тамошние зэки становятся такими умными и начитанными, что могли бы одолеть в споре многих русских.

А вот в отношении собственной американской литературы там, за океаном, случаются проколы. Недавно уничтожили дом выдающегося писателя-фантаста Рея Бредбери, назвав его малоценным. И тут же откликнулся наш доморощенный знаток архитектуры, заявивший в телевизионном интервью, да, так и надо, дом-то был неказистым, что-то вроде обычной «хрущевки», только на американский лад. Выдал, стало быть, индульгенцию для всех застройщиков, решивших ударными темпами избавляться от старья.

Конечно, за американцев можно не беспокоиться, и богатейший архив писателя Рея Бредбери уже отправлен в Центр изучения его творчества, а на месте снесенного дома власти обещают возвести нечто эффектное, под стать его талантливым книгам. Помните, одна из них называлась «Вино из одуванчиков», и ею зачитывалось старшее поколение.

А еще романом «451 градус по Фаренгейту», оказавшимся пророческим. В нем Бредбери предсказал грядущее беспамятство и уничтожение книг. Книги пока еще, к счастью, публично не сжигают и за авторами не охотятся, но циничное око новейших технологий уже ехидно подмигивает литераторам, мол, катитесь прочь, ваше время ушло.

Да никуда оно не ушло! И технологии сами по себе дело вторичное, быстро устаревают. А с Книги и Слова, как известно, все началось. И как бы там ни хотелось нашим недоброжелателям, книги никуда не исчезнут. Будет меняться формат и носители - электронные, квантовые или еще неведомые, межгалактические, но сами книги переживут время и пространство. А вот литературные музеи, к сожалению, могут исчезнуть, как у нас, в Хабаровске. И уже не появятся музеи-квартиры именитых авторов, как тех же писателей Юлии Шестаковой и Анатолия Вахова, за которые так ратует журналист Константин Пронякин.

Но книги на планете будут жить. И даже в далекой Америке тюремные библиотекари это хорошо понимают и уже включились в благое дело, приобщая зэков к романам «Анна Каренина» и «Доктор Живаго».

Интересно, а многие ли наши радетели новизны читали эти произведения? И вообще книги, в том числе краеведческие, об истории застраиваемых земельных участков? Наверное, нет. Иначе как объяснить их напористое желание быстрее втиснуть огромные здания в парковую зону в центре Хабаровска, переделать тихие улочки близ музеев, да и сами музеи, вроде археологического, отправить в небытие.

Сейчас в СМИ и интернете развернулась дискуссия по этому поводу. Есть и упреки в адрес любителей старины, что, дескать, мечтают сохранить каждую развалюху. Да не об этом речь, а о том, что не надо доводить до неприглядного состояния историческую часть города и сами архитектурные проекты обсуждать не только в чиновничьих кабинетах, но и с участием СМИ, общественности. И с этим, на мой взгляд, дела сейчас обстоят хуже, чем в конце восьмидесятых годов, когда забурлила «гласность». И поле информационное уже не то, успокоилось вроде бы. И уже многим наплевать, что будет дальше. А тут еще какие-то музейщики с писателями и прочими краеведами путаются под ногами, толкуют о сужении музейного пространства. Ну и пусть себе сужается, считают многие, нам-то какое дело?

Кстати, если внимательно приглядеться к проекту огромного здания на углу улицы Тургенева и Амурского бульвара, можно заметить, что и старинному особняку, известному как «Дом Люббена», где сейчас располагается музей археологии, тоже не нашлось места. Выходит, и этот памятник архитектуры уже обречен?

И старинные здания, даже живописный овраг близ музея археологии, где в летнюю пору так много одуванчиков, скоро затеряются в нашей памяти, как и американский дом великого фантаста Рея Бредбери, мечтавшего об этих скромных цветах и написавшего книгу «Вино из одуванчиков». Конечно, ни о каком спиртном речь в книге не идет, а лишь о детской мечте, пронесенной через всю жизнь. И многие американцы по-прежнему мечтают, вспоминая детство, и с удовольствием перечитывая книги Рея Бредбери и книги русских классиков. Кто-то еще скажет спасибо заморским тюремным библиотекарям, приобщившим зэков к великой русской литературе. Вот если бы еще и наших, российских застройщиков, чиновников и депутатов приобщили к литературе и краеведению, тогда бы ценили уходящую старину. И помнили, что за цветочками беспамятства будут ягодки, горькие для потомков.

Владимир Иванов-Ардашев,
писатель, краевед.