Спасатели должны уметь работать везде
Спасатели должны уметь работать везде
Необратимые последствия летнего отдыха детей на карельском Сямозере обнажили настоящий провал в сфере туризма. И не только детского.
 
Беда всероссийского масштаба заставляет сегодня ответственных чиновников и законодателей вместе с руководством надзорных органов проводить беспрецедентную работу над ошибками, вспоминать туристический опыт СССР, пересматривать систему безопасности современных путешественников, никто из которых пока никак не застрахован от подобных трагедий.
 
Контроль за романтиком
 
Уследить за нацеленными на экстрим «первопроходцами» Приамурья оказывается не так просто. Ничем, по сути, неограниченная свобода их передвижения, отсутствие четких правил и безусловных нормативов могут обернуться очередным шокирующим ЧП. Никакие личные гаджеты и спутниковые телефоны не заменят человеческого фактора при контроле за скрытыми походами людей по речным стремнинам, горным кручам и звериным тропам.
 
- В отделение травматологии нередко поступают пациенты прямо с туристических маршрутов, - констатирует хирург Станислав Илляшенко. - Попадают к нам во время каникул и дети с тяжелыми травмами. Кто-то где-то за ними не уследил, вовремя не проконтролировал. А ведь в современной России целая армия надзорных органов и бесчисленных контролеров призвана мониторить загородные лагеря и детские турбазы. В Николаевске-на-Амуре, где я родился и провел детство, моя мать когда-то работала в «Обществе спасания на воде» (ОСВОД). В составе ее подразделения было всего 3 человека, включая моториста, но они успевали регулярно, со всей ответственностью проверять все прибрежные пионерские лагеря.
 
Настораживают, между тем, самые свежие факты личной безответственности не только нынешних представителей всевозможного надзора, но и самих путешественников, независимо от их возраста. Кроме того, как отмечают профессионалы поисково-спасательного отряда (ПСО) МЧС Олег Саяпин, Павел Киле, Андрей Скиба и Сергей Федотов, ключевая роль в обеспечении безопасности туристов должна возлагаться также на близких людей. От их информации во многом зависит порой жизнь романтиков, столкнувшихся с непреодолимыми обстоятельствами.
 
Наглядные примеры продемонстрировали к концу июня в интервью собкору краевой газеты ВРИО начальника филиала ФГКУ «ДВРПСО МЧС России» в Комсомольске-на-Амуре Владимир Кадыков и врач Хабаровского ПСО Станислав Федоров.
 
Хроники переполоха
 
В начале лета очередными объектами больших переживаний стала группа молодых байкеров, а затем и пара велосипедистов, «исчезнувших» в горно-таежной местности Солнечного района. Колонна мотоциклистов, покоряя перевалы на своих «железных конях», в течение нескольких суток не нашла способа или просто не удосужилась выйти на связь с близкими.
 
Потерявшие сон и покой родители обращались и в структуры МЧС, и в УМВД с настоятельной просьбой - развернуть масштабную операцию по поиску «пропавших», которые, отправляясь в путь не оставили никому никаких официальных сведений даже о предполагаемых маршрутных нитках. Никто из комсомольчан так и не смог предоставить спасателям и полицейским хотя бы приблизительные направления мотоциклистов. «Пропавшие без вести», завершив свою увлекательную миссию, вскоре объявились. К каким выводам на будущее они пришли - неизвестно.
 
Не меньше надежд возлагали на спасателей и полицейских родственники местных студентов Евгении Леонтьевой и Олега Муженко. Но заявителям было известно немногое об их планах. Достаточно опытные физкультурники высадились утром 11 июня с велосипедами и минимальным снаряжением на 21-го километре трассы «Комсомольск - Солнечный». Свернув с шоссе, они обещали ровно через 3 суток позвонить из поселка Горного и покатили вдаль по заросшим дорожкам.
 
В условленное время мобильники молодых людей оказались недоступны. За семь часов родственники успели написать заявления в полицию, поднять по тревоге местных спасателей. Оперативным дежурным пришлось фиксировать поступающую от взволновавшихся родителей информацию сразу о нескольких предполагаемых маршрутах по району, который побольше территории иных европейских стран. И на этот раз именно отсутствие исходных данных затрудняло принять окончательное решение сотрудников ПСО по конкретным зонам поиска.
 
…Женя и Олег объявились в понедельник на минувшей неделе живыми и невредимыми. Но бывалые сотрудники Хабаровского ПСО, сталкиваясь с подобными ситуациями почти еженедельно во все времена года, не случайно сопровождают обращение в редакцию ключевой фразой: «Учиться надо на чужих ошибках».
 
- Показательны меры, предпринятые в начале лета преподавателем одной из школ Комсомольска-на-Амуре, - рассказывают спасатели ПСО. - Ответственный учитель сумел на достаточно высоком уровне организовать достаточно сложный сплав по Гуру для семерых шестиклассников. Причем, в те дни, когда случилась беда в Карелии. Прежде, чем отправиться на маршрут, он провел с подопечными походы выходного дня в окрестностях Комсомольска, тщательно проверив на реке Циркуль и Пиванском озере психологическую и физическую закалку подопечных, их снаряжение.
 
На вокзале, как рассказал педагог, детей проверила инспектор по делам несовершеннолетних, а в Кенае группу ребят встретила и сопроводила до реки заранее предупрежденная администрация села. Школьники, успешно преодолев солидную водную дистанцию на плавсредствах под руководством опытного наставника, сразу возмужали, сплотились, поверили в свои силы. Многое, как видно, зависит от личных качеств руководителя.
 
- В акваториях и в тайге, как известно, приходится искать не только туристов, - подключается к обсуждению наболевшей проблемы председатель общественного движения Народный Комсомольск Андрей Захаров. - Когда в прошлом году в окрестностях поселка Эльбан заблудился ребенок-инвалид, к его поискам, благодаря призыву активистов через социальные сети, подключилось более тысячи комсомольчан и сельчан. Тогда трагедия оказалась необратимой. Но согласен с тем, что не все и не всегда в силах штатных спасателей. Жизнь человека часто на совести общественности.
 
Алгебра безопасности
 
При этом, по убеждению специалиста поисково-спасательного отряда Стаса Федорова, у людей, покоряющих маршрут любой сложности, есть реальная и доступная всем возможность вполне максимально застраховать себя в преддверии непредсказуемых приключений.
 
- Каждая туристическая группа, будь-то профессиональная экспедиция или компания любителей, на этапе подготовки всегда имеет возможность оставить ответственному представителю в городе или в любом населенном пункте исчерпывающую информацию о составе, конкретной нитке маршрута, снаряжении, средствах связи, конкретном времени выхода в населенные пункты, прочих намерениях, - убежден представитель ПСО. - Таким лицом может являться и родственник, и друг, и знакомый. Но лучше, конечно, доверять подобные сведения компетентным коллегам. Ведь именно от них затем зависит возможность скорейшего спасения терпящих бедствие.
 
Станислав Федоров, отвечая на непростые вопросы журналиста о реальных событиях, вновь и вновь вспоминал показательные случаи. Недавно уже из поезда, подъезжавшего к крайнему полустанку на севере края, на пульт оперативного дежурного ПСО позвонил старший туристической группы, отправлявшейся на сплав по опасной стремнине. Впопыхах горе-руководитель успел сообщить лишь о том, что связь уже «вот-вот пропадёт», но решил, мол, в последний момент заявить, что семь студентов будут штурмовать верховья коварной горной реки.
 
- Что можно ответить таким безответственным людям? - сетует Станислав Фёдоров. Между тем, как свидетельствует официальная хроника поисков затерявшихся туристов Хабаровского края, некоторые из «пропавших без вести» в лучшем случае сообщали в МЧС о выходе на маршрут по телефону, часто постфактум. Но большинство потенциальных путешественников, как выяснялось уже при поисково-спасательных операциях, даже не пытались заявить кому-либо о себе перед стартом.
 
В результате приключения, судя по многочисленным невеселым страницам новейшей истории самодеятельного туризма, превращались в изматывающие бесконечные скитания по бескрайней тайге и смертельно опасные попытки прорваться к цивилизации, завершаясь порой трагедиями для целых туристических коллективов. «Стрелочниками» при таких исходах, как не раз замечал в своих камчатских, колымских и приамурских репортажах автор материала, становились, как правило, сами спасатели. А они, как известно, не экстрасенсы и не волшебники.
 
Впрочем, сами сотрудники поисково-спасательного подразделения умалчивают СМИ о подобных конфликтах. Публичные упреки - не их традиция. Ударное, фактически боевое подразделение МЧС, и днем и ночью сконцентрировано на главной задаче - без промедления применить силы штатных специалистов, оперативно задействовать вверенные государством средства для оказания экстренной помощи терпящим бедствие. Поэтому представитель ПСО С. А. Федоров охотно делится опытом и делегирует ключевые напутствия всем, кто собирается в поход по родному краю.
 
Интервью у «тревожной кнопки»
 
- Станислав Алиевич, даже если компетентный представитель туристической группы предоставит вам информацию, значительно ускоряющую поиск, то попавшим в беду людям надо ведь еще суметь дождаться спасателей? Азам выживания туристов кто-то учит?
 
- Действительно, туризм не терпит дилетантизма и профанации. Показательна практика, подзабытая с начала 90-х. Советский туризм, напомню, курировал Всесоюзный центр Совета профсоюзов. ВЦСПС выпустил к началу 70-ых «Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР» и «Положение о контрольно-спасательной службе».
 
Базовые документы обеспечивали и порядок на маршрутах любой сложности, и престиж этого мужественного вида спорта. Становление начиналось со звания «Юный турист СССР». Затем в походах подтверждалось выполнение I, II и III разрядов. Жетон «Спасотряд» давал особый статус и был предпоследней ступенью к большой высоте - «Мастеру спорту по туризму».
 
- В Комсомольске когда-то активно поддерживалась деятельность городских туристических клубов, развивался «СЮТУР» (Союз юных туристов), который затем преобразовался в муниципальный «Экзотур». Сейчас вообще мало слышно о таких организациях…
 
- Да, именно на такой основе ковались мастерство и дисциплина людей с «Книжкой туриста», куда заносились все достижения. Они готовились к любому путешествию, как к испытанию, не менее ответственному, чем сам поход. Заявив на карте нитку маршрута, надо было, кроме прочего, представить строгому контролеру снаряжение, необходимую информацию о квалификации каждого участника, согласовать точное время и конкретные точки выхода на связь с контрольно-спасательной службой (КСС).
 
Выдерживали экзамен - значит, «зеленый свет» и гарантии полноценного содействия при любых нештатных ситуациях. Если нет - получали отказ в выпуске на маршрут. Тогда ставка была отнюдь не на обеспечение сервисного обслуживания юных туристов, которые учились составлять отчеты о путешествиях, вести физико-географические наблюдения, назначались фотографами и хронометристами. На переходах и в палаточных лагерях закалялся характер, росли практические знания, появлялась готовность к преодолению любых трудностей, ковался будущий воин, патриот, ученый, ответственный гражданин.
 
Мне лично в детстве очень повезло с наставниками, свой первый разряд по туризму получил в 1990 году, в 8 лет. Опыт мне передавали известные в крае мастера туризма Олег Саяпин, тренер по спортивному ориентированию Вячеслав Юраков. Это позволило с младших классов проводить со старшими товарищами разведку местности, самостоятельно описывать пороги реки Туюн, готовясь к речным сплавам при различных уровнях воды, представлять работы на экологических конференциях.
 
- Сейчас туристическая сфера все более углубляется в коммерцию. Трагедия на Самозере обострила вопрос компетентности и моральных качеств вожатых, наставников, курирующих чиновников. Не пора ли законодателям определить разумную грань между доходами туроператоров и главной идеей детского туризма? К тому же, и советский опыт сегодняшними спасателями не забыт…
 
- Контрольно-спасательную службу до распада СССР представляли всего трое авторитетных специалистов - начальник, завхоз и радист. На них возлагалась вся ответственность за туристические группы. Очень важно, что туристы разговаривали с туристами на одном языке, понятном каждому советскому путешественнику.
 
Конечно, и у советских туристов случались ЧП, были потери. Но они тщательно анализировались Центральной маршрутно-квалификационной комиссией, разбор проходил на всех уровнях. Издавался специальный журнал, широко распространялись такие издания, как «Происшествия в туризме», «Опасности туризма: мнимые и действительные». И сейчас, признаюсь, они являются для меня и моих коллег настольными книгами. Эта практика нуждается в обновлении.
 
Только формула безопасности прежняя. Любое происшествие - совпадение ряда случайностей. Перетерлась о скальный выступ веревка, альпинист не заметил, старший группы не проконтролировал, остальные понадеялись на инструктора. Результат - трагедия.
 
- Зато в арсенале путешественников появляются новые технологии определения местоположения на местности, спутниковые телефоны. Что бы вы посоветовали из доступных цифровых устройств?
 
- При отсутствии азов туризма или особых обстоятельствах - отсутствие сети, разряд батареи, геомагнитные аномалии - любой, даже самый продвинутый прибор может оказаться бесполезной игрушкой. Но, как показывает практика, он же способен при умелом использовании спасти жизнь. Я, например, прокачал в своем мобильнике «Военные советские топографические карты», как наиболее достоверный источник для ориентирования на местности.
 
Сейчас появились так называемые трэккеры. При опасности сигнал с координатами туриста, терпящего бедствие, поступит на компьютер со специальной программой. Многие состоятельные таежники и рыболовы, а это представители самых непредсказуемых для спасателей категорий населения, могут приобрести в качестве таких сигнализаторов браслеты и перстни с одной тревожной кнопкой. Но ведь за монитором, на котором может возникнуть сигнал SOS, должен, опять-таки постоянно следить ответственный представитель.
 
Поэтому, даже отправляясь в ближайший лес за грибами, ознакомьтесь хотя бы с «границами полигона»: с какой стороны река, где ЛЭП, шоссе или железнодорожное полотно. Это позволит сориентироваться и выйти к людям.
 
Юрий Ковалев.
Фото из архива ПСО.