Архитектор Владимир Баев ждет от муниципалитета выполнения решений суда. |
|
Главный архитектор советского Комсомольска Владимир Баев, при котором с 1969 по 1980 год бурно росли жилмассивы города Юности, намерен восстановить изначальный масштаб, высокохудожественный облик и авторский статус уникального памятника на берегу Амура.
77-летний архитектор вместе со старейшим скульптором Приамурья 84-летней Надеждой Ивлевой не первый год обличает в судах и местной прессе муниципальных чиновников, которые при экс-мэре В.П. Михалеве «вульгарно оптимизировали» Мемориальный комплекс «Землякам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны».
«Незаметно от народа, вне публичных обсуждений и согласований с авторами памятника, орган самоуправления перекроил более 52 000 квадратных метров территории святыни, увековечившей фамилии 5 248 комсомольчан, сложивших головы на полях сражений с фашизмом», - заявляет Владимир Баев.
Пожилой, но по-прежнему энергичный и бескомпромиссный соавтор Мемориала, открытого в 1972 году, продолжает восстанавливать историческую справедливость. Сегодня он впервые обратился к собкору краевого СМИ.
- Владимир Ильич, давайте для начала вспомним истинную историю создания памятника, включенного в конце прошлого века в перечень выявленных объектов культурного наследия.
- Действительно, есть что вспомнить. Тем более, многие эпизоды после развала СССР искусственно затирались местными управленцами.
Рождение Мемориала было непростым. В 1969 году первый секретарь горкома КПСС А.Р. Буряк посетил Благовещенск, гордостью которого уже являлся памятник павшим землякам- победителям фашизма. Александр Романович, фронтовик и настоящий патриот, загорелся идеей создания еще более грандиозного скульптурного комплекса в Комсомольске.
К масштабному конкурсу были привлечены лучшие творческие силы бурно растущего индустриального центра, нацеленного стать городом-миллионником.
Наш градостроительный ресурс, готовый в те годы сдавать ежегодно целые современные микрорайоны, десятки зданий школ, садов, дворцов спорта и культуры, был способен с соответствующим творческим размахом и без раскачки воплотить в жизнь и эту идею.
- Как известно, в эпоху Брежнева судьба столь дорогостоящих проектов целиком зависела от решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР?
- Вы правы. И даже такому пробивному деятелю, как А. Р. Буряк, не удалось сходу решить с Москвой вопрос финансирования объекта, хотя первым замом председателя Госплана РСФСР был комсомольчанин Алексей Лифатов.
Город принял решение о сооружении Мемориала методом «народной стройки», силами города. Проектирование в итоге конкурса поручили группе молодых архитекторов (Владимир Баев, Владимир Бабин, Анатолий Матвеев, Галина Муратова) и скульптору Надежде Ивлевой.
Кстати, поначалу под возведение масштабного памятника рассматривалось то место, где теперь на месте вырубленной рощи у проспекта Ленина стоит одна из «коробок» торговой сети. Но пришли к выводу: шум транспортных артерий несовместим с тихим величием Памяти.
Комплекс решили создать у набережной, преобразив заболоченную местность у Амура. Здесь тогда стояли двухэтажные бараки первостроителей. Их потомков без всяких разрезаний ленточек и помпезных митингов быстро расселили в новые высотные дома. К тому времени в Комсомольске уже сдавались в год сотни тысяч квадратных метров благоустроенного жилья.
Сооружение памятника в честь павших воинов-комсомольчан стало ярчайшим событием в судьбе города. Не буду тут вдаваться в сопутствующие подробности проектных разработок, порученных Комсомольскому филиалу «Хабаровскпромпроект» и мастерской №5 «Хабаровскгражданпроект».
Главное, что сердца людей горели, массовые молодежные субботники буквально в считанные дни преображали территорию, энергия энтузиастов кипела, несмотря на очень напряженный ритм строительства в самые сжатые сроки. Руководство города мобилизовало директоров всех градообразующих предприятий. И каждый трудовой коллектив внес свою лепту в большое общее дело.
Скажем, сегодня мало кто помнит, что три 14-метровых пилона, символизирующих мощь советского народа, изготавливались с использованием пропарочных камер Ремстройтреста. Скульптурная композиция, состоящая из семи каменных голов воинов, производилась в ремонтном цехе трамвайного парка.
Помнится, как при сборке одной из глыб едва сам себя не закупорил внутри головы скульптор Сергей Николин. Многое, конечно, можно вспомнить. Но вывод один: подобные проекты можно было реализовать только в мощной державе, скрепленной непоколебимой национальной идеей.
- Неужели при строительстве не возникали крупные проблемы?
- Еще какие! Порой, казалось бы, непреодолимые. Например, тем ударным летом 1969 года, изначально утвержденные параметры Мемориала руководством горкома пересматривались дважды из-за дефицита финансирования. Меня и моих соратников эти коррективы, честно говоря, резали ножом по сердцу. Но все указания умудрялись выполнять, пропорционально уменьшая масштабы проекта прямо на ходу.
К осени секретарь горкома Аркадий Игнатьевич Шульга, курировавший строительство памятника, настаивал на необходимости очередного сжатия архитектурного комплекса. Уже на стадии установки фундамента подпорной стенки в конце рабочей недели он констатировал: «Либо урезаем его на 20%, либо прощаемся с проектом. Тебе на раздумье два дня».
Вместе с начальником Ремстройтреста едем на объект. В котловане, вырытом до материкового грунта, кипит работа. Пресса кругом. Обвязка, парапет, свайные ростверки готовы, железобетонные стаканы ждут посадки пилонов. Неужели все труды насмарку? Пот прошибал от одной такой мысли.
В итоге договорились: по-стахановски, за субботу-воскресенье завершить возведение основной части конструкций строго по проекту. Действовал на свой страх и риск. Иначе бы Мемориал мог превратиться из колосса в «парковую миниатюру». К рассвету в понедельник, пробегая в спортивном костюме по объекту, убедился - судьбоносная задача выполнена. Доложил в горком: «Большая часть работ выполнена. Переделывать нецелесообразно». Шульга подивился, но «одобрям» я добился.
Затем немало усилий потребовалось, чтобы создать на территории комплекса ландшафтный дизайн на самом высоком уровне. Прокладывались пешеходные дорожки с зонами уединения, березовые куртины, чередующиеся с группами хвойных деревьев.
Спустя годы эти труды Зеленстроя дали поразительный эффект. Буйство таежных красок особо волнует воображение, в любое время года здесь «звенит высокая печаль»...
24 июня 1972 года состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса. Он стал визитной карточкой города. Известный советский писатель Петр Проскурин, выступая перед комсомольчанами в Доме Молодёжи, сказал: «Я объехал полмира, но более выразительного и оригинального по своему решению памятника не встречал».
- Однако, сравнивая фоторакурсы Мемориала 40-летней давности с нынешними реалиями городской святыни, диву даешься…
- Спустя несколько десятилетий комплексу потребовался капитальный ремонт. Увы, все восстановительные работы проводились администрацией прежнего градоначальника «волевым порядком», по кулуарному согласованию с управлением архитектуры и градостроительства.
«Карманный» Градостроительный совет, состоявший сплошь из подчиненных управленцев, к тому времени также был тихо упразднён. Часть конструктивных элементов комплекса также была заменена без согласования с авторами и публичных обсуждений. Тем самым внесены грубейшие изменения в наш проект.
После управленческой самодеятельности был утрачен ключевой замысел архитектурно-художественной композиции. Её центральное ядро составляли пилоны, вырывающиеся из родной земли. Этот извечный символ силы народа …перекрыли плитами, а часть его просто замазали белой эмалью. Теплого тона плита подиума с «Вечным огнем» была заменена на черный гранит, что полностью порушило цветовое единство памятника.
Кроме того, «Золотая звезда» в нарушение авторского решения и геральдического принципа была развернута словно «символ Сатаны». Узкая полоска земли, подчеркивавшая контур символических деревенских хат, как сущность русской крестьянской самобытности, закрыта брусчаткой. Крупные плиты на площади Мемориала с уширенными швами, подчёркивающими масштаб комплекса, заменила плотно пригнанная плитка, ассоциирующая весь массив с тривиальным тротуаром.
Вместе с тем, экс-мэр Владимир Михалев своим необсуждаемым постановлением от 25.02. 2015 года свел границы масштабного комплекса к локальной площадке, вновь нарушив Закон о защите авторских прав. И не только. Это решение позволяет и в дальнейшем на отчужденной территории размещать любые объекты без согласования с авторской группой.
В 2012 году бывший глава Комсомольска узаконил очередную самодеятельность, допустив недопустимое. Он разрешил сооружение памятника «Комсомольчанам - участникам боевых действий, погибшим при выполнении воинского и служебного долга» прямо на территории существующего Мемориала.
Целиком поддерживая инициативу городского объединения «Боевое братство», мы рассчитывали, что в Комсомольске будет создано еще одно достойное во всех смыслах памятное место. Однако, вопреки возражениям профессионалов, памятник павшим воинам-интернационалистам буквально раскроил композицию нашего комплекса.
Все перечисленные действия - грубое нарушение законодательства РФ о неразрывности авторского замысла архитектурного объекта.
Мы не раз предлагали В.П. Михалёву обсудить эти проблемы. Однако в ответ получали лишь высокомерные отписки.
Но особо циничным стало официальное заявление мэрии о том, что наша творческая группа (поименно представлена на гранитной доске), может вообще претендовать на авторские права.
- Шок, конечно… Но вы, слава богу, в суде доказали этот факт. К тому же судья Ольга Сахновская удовлетворила в 2013 году и другие ваши исковые требования. Все ли они выполнены?
- 8 месяцев вместе с 84-летним скульптором Н.С. Ивлевой нам пришлось отстаивать в органах правосудия «очевидное-невероятное», а заодно наши честь и достоинство вместе с авторскими правами. Ответчики в лице администрации цинично требовали от нас ряд документальных подтверждений, которые у нас просто не сохранились, а на соответствующие дорогостоящие экспертизы у нас не было ни сил, ни средств.
И все же суд подтвердил наше авторство. Он также обязал мэрию очистить пилоны от эмали, заменить плиты под Вечным огнем, развернуть «Золотую звезду» на 180 градусов, вернуть травяное покрытие вокруг пилонов и у композиции с именами погибших воинов-комсомольчан.
Слишком дорого обходятся нашему бюджету безграмотность муниципалитета и «мэрское варварство», которое при более пристальном рассмотрении в рамках УК РФ можно, наверное, оценить как самоуправство. Кое-что из решений суда чиновники уже выполнили. Но далеко не все. Снова из года в год безнаказанная бюрократическая волокита.
Авторский коллектив выполнял миссию ради памяти следующих поколений. Мы были убеждены, что город будет свято поддерживать комплекс, осуществив и третий этап строительных работ, предусматривающий сооружение главного входа на Мемориал, заложит на его территории капсулы с землёй, хранящейся в местном музее и привезённой с мест братских захоронений в городах-героях России.
Не все еще потеряно. Я надеюсь, что новый градоначальник начнет исправлять ситуацию на месте святыни, признав в первую очередь Мемориальный комплекса как неделимый объект и поставив его на кадастровый учёт в соответствии с Техническими паспортами 1975 и 2007 годов. Только такое решение будет способствовать духу будущего туристического кластера Комсомольска-на-Амуре.
Юрий Ковалев, фото автора.
«Приамурские ведомости».