Руководит «КамчатГТУ» по-прежнему Игорь Проценко |
|
На этой неделе камчатскую общественность «всколыхнул» конфликт, вышедший по своим масштабам за рамки старейшего высшего учебного заведения полуострова.
30 ноября состоялись выборы ректора Камчатского государственного технического университета («КамчатГТУ»). На эту должность претендовали 3 человека: врио ректора Игорь Проценко, декан факультета заочного отделения Юлия Морозова и главный научный сотрудник Института космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН Владимир Сивоконь.
Выборы ректора осуществлялись на основании утвержденных ученым советом университета локальных нормативных актов - Устава университета, Положения по выборам ректора, Регламента об избрании делегатов на конференцию по выборам ректора.
На выборах ректора голосовали 129 сотрудников университета.
В результате большинством голосов была избрана Юлия Морозова - впервые в истории вуза ректором была избрана женщина.
Однако, стать «официально» руководителем учебного заведения кандидату экономических наук, доценту и декану факультета заочного отделения Юлии Морозовой до сих пор не удалось.
Хотя, с момента проведения процедуры избрания прошло уже три недели, все необходимые документы, в том числе и заявление нового ректора для заключения трудового договора, своевременно были направлены учредителю вуза - Росрыболовству. Однако утверждать в должности новоиспеченного ректора отраслевое ведомство не спешит.
Руководит «КамчатГТУ» по-прежнему Игорь Проценко.
К «власти» он пришел в феврале этого года - в то время учредитель университета - Росрыболовство - уволило с должности ректора Александра Исакова. Это случилось за полтора месяца до истечения срока его контракта.
Как сообщали камчатские журналисты, Игорь Проценко, являвшийся на тот момент профессором одной из кафедр, не имел опыта административной работы, который так необходим для руководства университетом.
«При этом возникла любопытная юридическая коллизия: для того, чтобы стать исполняющим обязанности ректора до внеочередных выборов, нужно было иметь пятилетний административный стаж. А чтобы встать во главе учебного заведения без приставки и.о., такое условие уже не предусматривалось. Вот и перепрыгнул лихо Игорь Григорьевич сразу через несколько ступеней служебной лестницы.
Любопытно, что представлял его коллективу в новой ипостаси не начальник управления науки и образования ФАР Константин Бандурин и даже не кто-то из его четырех заместителей, а… Александр Христенко (…)
При этом, выполнив формальности, руководитель СВТУ ФАР нахмурил брови и строго попросил коллектив «принять без истерик» назначенного Москвой нового ректора.
Соответствующий приказ «О Проценко И. Г.» был подписан 20 февраля руководителем ФАР Ильей Шестаковым.
Сотрудникам университета, возмутившимся поначалу тем, что их мнение вообще не было учтено при решении важнейшего кадрового вопроса, жестко указали их место. Дескать, ФАР является учредителем университета и имеет право назначать ректором кого угодно.
После этого, по свидетельству преподавателей КамчатГТУ, началось регулярное вмешательство СВТУ во внутренние дела университета.
Сначала в вуз пришло письмо с требованием еженедельно сообщать в теруправление о текущих проблемах структурных подразделений учебного заведения. Затем должностные лица СВТУ стали постоянно присутствовать на заседаниях ученого совета, что не предусмотрено положением об этом коллегиальном органе» (см. ст. «Экзамен для ректора»).
Александр Христенко, руководитель Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (СВТУ ФАР), как поговаривают, очень интересуется активами и деятельностью вуза. Хотя такой интерес довольно странен.
В структуре Росрыболовства СВТУ ФАР осуществляет государственный контроль в области рыболовства во внутренних водах РФ, а подведомственные технические университеты (среди которых и «КамчатГТУ») занимаются вопросами, связанными с подготовкой кадров для отрасли. Следовательно, сферы деятельности этих подразделений не пересекаются.
«Апогеем деятельности нового ректора КамчатГТУ и его высокопоставленного куратора из Северо-Восточного теруправления Росрыболовства стало создание на базе университета отряда общественных инспекторов рыбоохраны «Сапсаны Камчатки».
Задумаемся на минуточку: территориальный орган ФАР, главной задачей которого является противодействие браконьерству на реках и озерах, перекладывает свои прямые обязанности на студентов и преподавателей университета, не имеющего никакого отношения к СВТУ. (…) К слову, командиром «Сапсанов» стал не кто-нибудь, а сам ректор КамчатГТУ Игорь Проценко.
На словах все выглядело очень красиво. Более того, господин Проценко в своем докладе о деятельности «Сапсанов Камчатки» невольно проболтался.
Он заявил:
«КамчатГТУ в ряду подведомственных СВТУ организаций не стал исключением и с энтузиазмом откликнулся на призыв принять активное участие в путине-2015». (…)
Игорь Проценко во всеуслышание обещал, что вошедшие в отряд студенты не будут подвергаться риску, вступая в противоборство с браконьерами, имеющими при себе ружейные обрезы.
По словам новоиспеченного ректора, учащиеся должны были «в университете, в семье, во дворе, с друзьями создавать нетерпимость к нарушениям правил рыболовства».
В рыбоохранных мероприятиях, по словам профессора-командира, преподаватели и студенты должны были участвовать только «в качестве наблюдателей и понятых» («Экзамен для ректора»).
В интервью газете «Вести» в августе 2015 года на вопрос, не опасно ли молодым людям, не имеющим ни опыта, ни полномочий, заниматься охраной рек от браконьеров, Игорь Проценко заявил:
«Мы благодарим всех, кто предупреждает об опасности таких мероприятий. Хотя, если разобраться, это не опаснее, чем совершить сплав по реке или восхождение на вулкан. Но мы отбрасываем всякую беспечность и относимся к вопросу безопасности самым серьезным образом. (…)
Далеко не все мероприятия, в которых участвуют общественные инспекторы, связаны с охраной водных биоресурсов от браконьеров. А для выхода на реки вместе с государственными инспекторами мы выбираем ребят, наиболее крепких физически и морально. Они проходят дополнительный инструктаж по технике безопасности. Мы выдаем им обмундирование, обеспечиваем питанием, транспортом, сопровождаем их.
Все мероприятия, связанные с задержанием, освидетельствованием, составлением протокола, ведет исключительно госинспектор. Общественник выполняет функцию наблюдателя. В случае опасной ситуации госинспектор сразу вызывает оперативный отряд.
Наши ребята даже тяготятся, по их мнению, излишней заботой об их безопасности. Они хотели бы показать себя в настоящем деле. Но им это еще предстоит.
Нужно отдать должное руководителям территориального управления Росрыболовства, которые грамотно расставляют силы. «Сапсаны» оказывают поддержку рыбоохране в соответствии со своей подготовкой. Это позволяет освободить часть инспекторов от рутинной работы и направить их в «горячие точки», где нужны профи. (…) Под брендом «сапсанов» формируется целая система воспитания, которая поможет молодым людям стать более самостоятельными, ответственными, получить необходимые навыки взрослой жизни, снизив весь связанный с этим риск.
«Сапсаны Камчатки» - не флешмоб, а «школа молодого бойца». («И. Проценко: «Пора задуматься, к какой жизни мы готовим наших детей»)
«Между тем, помимо предоставления в распоряжение СВТУ ФАР «личного состава», теруправление начало получать от КамчатГТУ и своего рода имущественные взносы.
На заседании ученого совета вуза 19 июня нынешнего года было принято решение о передаче в ведение ФГБУ «Севвострыбвод» университетской биостанции на реке Коль, где ранее проводились научные исследования в области ихтиологии.
Там нерестятся все виды камчатского лосося. Имеется комплекс сооружений, оборудование. Говорят, что поблизости есть и икорный цех» («Экзамен для ректора»).
Кстати, осенью этого года на территории лососевого заказника «Река Коль» сотрудники ООПТ неоднократно задерживали группу браконьеров.
Причем однажды эти самые нарушители встретились им в снегоболотоходе «Арго» под управлением сотрудника Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства.
«В транспортном средстве государственные инспекторы заметили орудия лова и охотничье ружье с отличительной особенностью - разорванным верхним стволом. На вопросы инспекторов, сотрудник уполномоченного органа заверил, что данных граждан он задержал и изъял у них оружие и орудия лова, а теперь движется для задержания второй бригады нарушителей. Документов, подтверждающих его слова, он не предоставил» («Браконьеры на реке Коль: результаты совместного рейда сотрудников природного парка и полиции»).
С организацией образовательного процесса, в частности с проведением приемной кампании в 2015 году, у нового ректора как-то не заладилось.
Показатели набора абитуриентов оказались достаточно низкими - было выполнено лишь 60 процентов от контрольных цифр приема на бюджетные места в университете.
То есть, на каждые десять бесплатных мест было зачислено всего шестеро абитуриентов.
Вот что говорит об этом сам Игорь Проценко:
«На обучение морским специальностям от абитуриентов поступило 150 заявлений [август 2015]. При этом в 2015-2016 годах на данные специальности выделено 210 бюджетных мест по программам высшего и среднего профессионального образования. В прошлом году на морские специальности было зачислено 200 человек.
Идет явное снижение числа молодых людей, готовых связать жизнь с главной отраслью Камчатки.
Мы уже не выбираем студентов, а набираем их фактически без конкурса и все равно не можем заполнить бюджетные места. То, что абитуриентов становится меньше, - болезненный вопрос для многих университетов.
Сегодня школа работает против нас. Старшеклассников уговаривают не сдавать профильную математику. Это привело к тому, что обманутые молодые люди огромным потоком вынуждены идти не в высшие учебные заведения, а в средние специальные, где нет таких высоких требований. Это проблема не университета, а государства». («И. Проценко: «Пора задуматься, к какой жизни мы готовим наших детей»)
«Зачем Александру Христенко понадобился ведомственный университет? (…) Прав будет тот, кто скажет, что университет ему нужен ради денег.
Да, но как эти деньги получить?
Галопирующая реформа высшего образования добралась до рыбных институтов и университетов. Ходят упорные слухи, что в скором времени под эгидой Камчатского государственного технического университета объединят Камчатский научный исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО) и СахалинНИРО.
Два вышеназванных института обладают немалыми научными квотами, а это, извините, золотое дно. К тому же КамчатНИРО и СахНИРО могут рекомендовать руководству ФАР принять решение, которое может уничтожить бизнес любой рыбодобывающей компании. Вы представляете, какую возможность для коррупции будет иметь тот, кто возглавит КамчатГТУ.
Поэтому вопрос назначения ректором КГТУ преданного Христенко человека был ключевым». («Ректора КГТУ избрали, но до сих пор не назначили»)
Вернемся к дню насущному. Выборы состоялись, ректор избран. Но в университете воцарился настоящий хаос.
«С момента оглашения результатов голосования прежний руководитель потерял свои полномочия, в соответствии с законодательством в отставку отправлен и весь проректорат. Однако нового ректора в Москве не утверждают. В вузе установилось безвластие.
Под угрозой срыв учебного процесса.
На все запросы университета руководство Росрыболовства реагирует молчанием, - говорит начальник управления кадров университета Наталья Егунева.
«В настоящее время в университете сложилась вопиющая ситуация, выраженная в несправедливом отношении учредителя, коим является Федеральное агентство по рыболовству, к коллективу университета, связанная с неприятием результатов выборов ректора КамчатГТУ, прошедших на демократической основе в условиях, связанных с постоянным запугиванием, шантажом и обманом работников нашего вуза», - пишут Владимиру Путину с Камчатки». («Вуз и ныне там. О чем написали из камчатского университета Президенту РФ»)
«Должностные лица Федерального агентства, то бишь, начальник отдела по работе с образовательными организациями Дмитрий Куренков и начальник отдела государственной службы и кадров Константин Тареев отвечают односложно: мол, они не готовы ответить на вопрос, почему с Юлией Морозовой не подписывают контракт.
Хотя все необходимые документы для того представлены в Федеральное агентство по рыболову Российской Федерации.
Более того, руководитель местного территориального управления Александр Христенко ходит в университет, как к себе на работу. Его сотрудники даже пытаются сделать выемку документов и постоянно твердят, что ректором университета станет Игорь Проценко. (…)
Практически парализована административная деятельность учебного учреждения. Уволены четыре проректора». («Ректора КГТУ избрали, но до сих пор не назначили»)
Положение вуза сегодня действительно критично: приостановлены выплаты заработных плат и стипендий; не осуществляются выплаты по государственным контрактам; не производятся расчеты с коммунальными службами и подрядчиками; не подписываются документы и не выдаются дипломы.
Сложившаяся ситуация усугубляется систематическим давлением, шантажом и запугиванием работников со стороны проигравшего выборы кандидата с целью принуждения их к написанию жалоб на организацию перевыборов.
Работники университета не выдержали и обратились с письмами к президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Генеральную Прокуратуру, Министру сельского хозяйства РФ Ткачеву А.Н., начальнику Управления науки и образования ФАР Бандурину К.В., Начальнику Отдела государственной службы и кадров Тарееву К.Н., Заместителю Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителю Федерального агентства по рыболовству Шестакову И.В.
Вот отрывки из открытого письма к президенту Российской Федерации с просьбой оказать помощь в разрешении конфликтной ситуации, возникшей в университете по результатам выборов ректора «КамчатГТУ» (полный текст письма: «Ректора КГТУ избрали, но до сих пор не назначили»):
«За то время, что Проценко И.Г. исполнял обязанности ректора (с 25 февраля 2015 года по 30 ноября 2015 года), регулярно оказывалось административное давление на сотрудников университета (вызовы в кабинет ректора, беседы по 1,5-2 часа с целью принуждения к избранию Проценко И.Г. на должность ректора, угрозы увольнения как руководителей структурных подразделений, так и рядовых работников).
За весь период руководства неоднократно были допущены нарушения, о которых коллектив проинформировал Учредителя, Прокуратуру Камчатского края («Сапсаны Камчатки», невыполнение контрольных цифр приема в вуз, нарушения в работе Приемной комиссии - копии документов прилагаются). (…)
Ранее, в мае 2015 года руководитель ФАР Шестаков И.В., находясь с визитом в КамчатГТУ, сделал заявление перед руководством университета (проректоры, деканы и некоторые зав. кафедрами) о том, что Учредителем уже принято решение по кандидатуре ректора и это - Проценко Игорь Григорьевич, при том, что процедура выборов еще даже не начиналась!!!(…)
На всех официальных (по графику встреч) и неофициальных (по принуждению ректора) предвыборных встречах с трудовым коллективом Проценко И.Г. регулярно указывал на то, что финансирование деятельности вуза будет осуществляться исключительно в том случае, если Проценко И.Г. станет ректором вуза. Со слов Проценко И.Г., если вдруг его не изберут ректором, Москва не подпишет приказа ни на кого другого.
Увы, слова Проценко И.Г. нашли свое подтверждение после выборов. Впервые за время существования университета, (практики выборов ректоров подведомственных Росрыболовству учебных организаций) с избранным ректором учредитель отказывается заключить трудовой договор и издать приказ о его утверждении в должности ректора.(…)
Уже на следующий день после проведения выборов ректора Проценко И.Г. прямо с утра вызывал к себе сотрудников университета, являвшихся делегатами на конференции, с требованием представить объяснения по результатам их голосования и представить фотографии бюллетеня для тайного голосования, в котором выражена воля делегата. Такое требование было озвучено им накануне выборов и на конференции по выборам ректора, что повергло весь коллектив в шоковое состояние.
Не согласившись с результатами выборов, Проценко И.Г. организовал написание в адрес учредителя надуманных жалоб на результаты выборов, при этом угрожал расправой членам коллектива, если они не подпишут жалобу о «сфабрикованности» проведенных выборов.
Для заключения трудового договора 2 декабря 2015 года Морозова Ю.С. направила заявление руководителю ФАР Шестакову И.В. о заключении трудового договора с 1 декабря 2015 года. Однако до настоящего времени нет ни договора, ни приказа об утверждении Морозовой Ю.С. в должности, трудовой договор не заключен».
Профсоюз коллектива «КамчатГТУ» также обратился за помощью в Федерацию профсоюзов Камчатки. В ходе обсуждения стороны договорились провести массовые пикеты в защиту незаконно уволенных коллег.
«Председатель организации Андрей Зимин призвал преподавательский состав не сдаваться и защищать свои права всеми законными способами». («Скандал в КамчатГТУ: сотрудники вуза готовятся к массовым пикетам»)
Подключилась к решению ситуации, сложившейся в коллективе КамчатГТУ, и депутат Госдумы Ирина Яровая.
«Яровая, как сообщает ее пресс-служба, тут же связалась с Ильей Шестаковым - главой Росрыболовства, которому подведомственен вуз. Шестаков заверил Яровую, что решит сложившуюся проблему в считанные дни.
Уже сообщалось, что на следующей неделе в столице Камчатки может пройти пикет или митинг в защиту избранного ректора крупнейшего вуза региона - КамчатГТУ, Юлии Морозовой.
Как заявили в профсоюзах, на акцию готовы выйти тред-юнионы и коллектив университета, поддерживающий нового руководителя». («Проблемой с назначением нового ректора КамчатГТУ занялась Ирина Яровая»)
Что ж, посмотрим, что же ответит в ближайшее время глава Росрыболовства или Президент РФ. Особенно, если учесть, что связывает их и Александра Христенко некое общее прошлое:
«Бывший ничем не примечательный руководитель обыкновенного частного охранного предприятия [Александр Христенко] начал свою политическую карьеру в поселке Токсово Всеволожского района Ленинградской области. Пусть слово «поселок» здесь никого не смущает. Это один из самых элитных населенных пунктов региона, если не всей страны. Такая Санкт-Петербургская Рублевка.
В 60-70-е годы прошлого века в Токсово располагалась база добровольного спортивного общества «Труд», где одним из лучших тренеров по самбо и дзюдо был Анатолий Рахлин. Под его руководством в одно и то же время занимались Владимир Путин и Василий Шестаков, депутат Госдумы и отец нынешнего главы Росрыболовства Ильи Шестакова. Считается, что Илья Шестаков и Александр Христенко знакомы, именно первый рекомендовал второго на должность главного камчатского рыбинспектора» («Экзамен для ректора»).
Мария Беседина,
«Рыба Камчатского края», 22.12.15