И. Михальчук |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
На прошлой неделе в прокуратуру республики были переданы материалы проверки в отношении главы администрации Якутска Ильи Михальчука.
Начало этой истории датировано 1999 годом. Тогда Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), возглавляемый Валерием Поповым, согласился продать АК “АЛРОСА” свайное поле в 56 квартале (где первоначально планировалось построить жилой дом) под строительство гостиницы. Сейчас на этом месте высится гостиница «Полярная звезда». Мэрия в лице КУМИ запросила 15 миллионов рублей. В сентябре того же года АЛРОСА перечислила часть суммы — 5 миллионов рублей — на указанный счет. Тут вопросов у следствия нет. А вот с остальными 10 миллионами случилось следующее:
Из письма Ильи Михальчука Вячеславу Штырову (тогда президенту АК «АЛРОСА»):
«Уважаемый Вячеслав Анатольевич! Просим Вас перечислить оставшуюся задолженность перед администрацией г. Якутска в сумме 10 000 000 (десять миллионов) рублей за свайное поле по кварталу 56, согласно графика и протокола б/н от 16.07.99 г., утвержденного Вами по следующим реквизитам: ООО «Весттранс-Капитал», ИНН 7707269182, сч. 40702810700220000071, корр. сч. 30101810700000000748, БИК 044660748 в филиале ЗАО «Менатеп» СПб.
11.11.99 г. № 672
И.Ф.Михальчук»
Штыров дал команду решить вопрос положительно, и вскоре деньги были переведены по требуемым реквизитам. Фирма «Весттранс-Капитал» оказалась московской. По официальным документам, Илья Филлипович решил провести эти деньги как оплату за поставку стройматериалов.
Следственные органы направили запрос в ликвидационную комиссию администрации г. Якутска.
Ответ: «На Ваш запрос от 22.02.07 г. сообщаем, что взаимоотношений между администрацией г. Якутска с ООО «Весттранс-Капитал» (г. Москва) не было. Документы, подтверждающие факт получения администрацией
г. Якутска строительного материала в период с 1998 по 2003 г. от
ООО «Весттранс-Капитал», отсутствуют. В.П. Доржиев».
Надо сказать, что эта московская фирма уже «всплывала» у оперативников по другим делам, связанным с работниками мэрии. Оперативники подозревают, что 10 миллионов практически сразу же после поступления на счет были обналичены и привезены в Якутск. В 2001 году фирма «Весттранс-Капитал» была ликвидирована.
Следствие даже располагает показаниями свидетелей о том, что зимой 2000 года деньги были привезены неким гражданином (доверенным лицом, личность которого не разглашается) и переданы лично мэру в его служебном кабинете.
Валерий ФИЛАТОВ, следователь прокуратуры Якутии:
— Да, в настоящее время прокуратура проводит проверку по данным фактам, все материалы мы передали в городскую прокуратуру.
Сам Илья Михальчук в настоящее время находится на отдыхе в Карловых Варах и по возвращении будет допрошен.
Инна Федорова,
«Якутск вечерний», № 14, 13.04.07
--------------------------------
«Дело мэрии»: суд за судом
На этой неделе в Верховном суде продолжились слушания «дела мэрии». Напоминаем, что первое состоялось 29 марта. Тогда его отложили из-за состояния здоровья бывшего начальника Финансово-казначейского управления Минфина Якутии Елизаветы Николаевой. В перерыве ей стало плохо и судебному приставу пришлось выносить ее из зала суда на руках, а секретарю — вызывать «скорую помощь». В итоге заседание перенесли на понедельник до выяснения вопроса, в состоянии ли Николаева дальше участвовать в слушаниях.
Дело тянется второй год
Уголовные дела на чиновников мэрии и близких к администрации структур были заведены в середине декабря 2005 года. «Дело мэрии» — термин условный, оно объединяет в себе несколько разных уголовных дел по разным статьям и фактам. Объединяет же их принадлежность фигурантов к так называемой «команде Михальчука». В последующем дела были объединены в единое производство.
Тогда же, в декабре 2005-го, начались аресты подозреваемых.
Первой 23 декабря 2005 года в СИЗО отправилась директор ОАО «ЕРКЦ» Юлия Пругова.
14 февраля 2006 года арестовали гендиректора ОАО «Якутдорстрой» Олега Шаравару.
На следующий день — заммэра, начальника Финансово-казначейского управления Елизавету Николаеву.
Последним в списке арестованных стал другой заммэра, начальник Департамента архитектуры и строительства Сергей Петров.
Кроме них, в деле есть еще двое подсудимых: кассир-бухгалтер ЕРКЦ Анна Соловьева и главный бухгалтер ЕРКЦ Людмила Шибеко. Обе находятся под подпиской о невыезде.
На сегодняшний день почти все ранее арестованные выпущены на свободу до вынесения приговора (оправдательного или обвинительного). В СИЗО осталась одна Елизавета Николаева.
Понедельник. Больных нет
В понедельник на слушании присутствовали все шестеро подсудимых с адвокатами. Потерпевшей стороной в «деле мэрии», надо сказать, выступает... мэрия. Именно ей чиновники и муниципальные служащие, проходящие по делу, нанесли ущерб своей деятельностью. Представлял мэрию адвокат Леонид Макаренко.
Суд начался с того, что был оглашен ответ из медчасти СИЗО о состоянии здоровья Елизаветы Николаевой: «Удовлетворительное. На заседании присутствовать может». На том и порешили: может — значит будет. Несмотря на то, что хромает и заикается.
После решения вопроса с Николаевой выяснилось, что Сергей Петров в тот день должен был лечь в больницу. Адвокатом были предоставлены справки о состоянии здоровья и ответ на запрос из Национального центра медицины. Судя по ним, Петрову было необходимо стационарное лечение. «В противном случае, — сказал адвокат, — у Сергея Петрова возможен повторный инфаркт миокарда. И вполне может случиться, что мы его потеряем». Ходатайство поддержали все адвокаты и подсудимые, кроме гособвинителей:
— Петров, когда вы были освобождены из СИЗО?
— В пятницу, 3 марта.
— Почему, находясь на свободе уже больше недели, вам только сейчас понадобилось проходить обследование?
— Это обследование нельзя пройти за один день.
— Процедура, описанная в справке, — ЭХОКГ — занимает пять минут. Мы ведь тоже люди и тоже проходим такие обследования.
— Ну, это ваше мнение.
— Петров, где вы обследуетесь?
— После того как меня освободили, я был на приеме у своего врача по месту жительства, в 4 поликлинике. Потом обратился в Медцентр, где и получил направление на госпитализацию.
— Почему же на справке, предоставленной адвокатом, стоит печать здравпункта администрации города Якутска?
— Не знаю, наверное, это структурное подразделение поликлиники… Я вообще мог не приходить сегодня на заседание. Но все-таки сделал это. И только из уважения к суду.
После такого диалога гособвинители попросили у суда полчаса на обдумывание, затем высказали свое мнение: «Обвинение считает, что ходатайство подлежит отклонению, так как медицинский документ, предоставленный суду, вызывает сомнение». Сомнению, по словам прокуроров, подлежат как подписи врачей-неспециалистов, так и резолюция главврача здравпункта о необходимости завести амбулаторную карту. Зачем это надо, если он в этой самой поликлинике наблюдается, гособвинители не поняли.
Суд, совещаясь на месте, постановил: в ходатайстве отказать, дело не переносить и не откладывать. Подсудимый Петров сам, своими ногами, пришел на судебное слушание, а значит, в состоянии и поприсутствовать на нем. После такого решения Петрову оставалось только пить лекарства.
Чья печать?
На всех официальных документах (справках, рецептах и выписках) государственных медицинских учреждений должна стоять печать именно того медучреждения, где больной проходил осмотр или лечение. К примеру, если справка выдана больному поликлиникой №4 Минздрава Якутии, то печать на документе должна стоять именно и только поликлиники №4. В противном случае зачем им вообще нужны печати?
Все остальные медучреждения, например, здравпункт мэрии, к поликлинике №4 г.Якутска никакого отношения не имеют.
Гособвинение: Николаева похитила 92 миллиона
Все остальное время прокуроры зачитывали обвинительное заключение подсудимой Николаевой (по остальным участникам дела обвинительное заключение будет зачитано позже). Ей вменяют 12 эпизодов (случаев преступления). Каждому соответствуют одна-две статьи Уголовного кодекса России.
ЭПИЗОДЫ 1 и 2
В январе 2005 года — хищение из кассы ОАО «ЕРКЦ» 13 миллионов 400 тысяч рублей. По словам обвинителей, с этой целью она обратилась к директору кассового центра Юлии Пруговой. По разработанному Николаевой плану Пругова перечисляла деньги частями со счетов ЕРКЦ на расчетный счет фирмы «Симплекс-М» (директор фирмы Иван Яныгин в прошлом году Якутским горсудом был осужден на 5 лет с условно-испытательным сроком на 4 года за незаконную обналичку денежных средств). «Ничего не подозревающий» Яныгин снимал деньги и передавал их Пруговой, та, в свою очередь, Николаевой.
Подвоха в действиях Пруговой не чувствовала и главный бухгалтер кассового центра Людмила Шибеко. Она подписывала платежки, не удосужившись проверять их законность.
В этих эпизодах Николаева подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 4 ст.160 УК — присвоение, хищение чужого имущества с использованием служебного положения в особо крупных размерах, в группе. А также частью 3 статьи 33 и статьей 292 — организация преступления и служебный подлог.
ЭПИЗОДЫ 3 и 4
В марте 2005 года со счетов ЕРКЦ вновь были похищены деньги. Теперь сумма увеличилась до 32 миллионов 600 тысяч рублей. Схема перечисления денег, по словам гособвинителей, та же, основные действующие лица те же. Только деньги перечисляли за так и не купленное компьютерное оборудование для ЕРКЦ. Перечисляли их на счета фирмы «Строй-Альта», принадлежащей тому же Ивану Яныгину.
ЭПИЗОД 5
В ноябре 2005 года, по словам обвинителей, Елизавета Николаева вымогала 9 миллионов рублей у директора строительной фирмы «Строймонтаж-2002» Приходько.
Исполнителем планов начальника ФКУ, по мнению следствия, был Сергей Петров, которому Николаева пообещала отдать за работу 5 миллионов 700 тысяч рублей. Схема была проста: со счетов ДАСиР (начальником которого являлся заммэра Сергей Петров) на счет «Строймонтажа-2002» поступили 9 миллионов рублей якобы на покупку дизель-генератора. 2,5 миллиона Приходько отдал Эверстову (зятю Елизаветы Николаевой), а еще на 6,5 миллиона купил для Николаевой и Петрова векселя банка «ТРАСТ».
В этом эпизоде Елизавета Николаева обвиняется в преступлении, предусмотренном ч. 4, пунктами а, в, г статьи 290 — получение взятки в виде ценных бумаг, организованной группой, с вымогательством в крупном размере.
ЭПИЗОД 6
Схема вымогательства взятки в этом эпизоде такая же, как и в предыдущем. Разница в потерпевшем, сумме долга и взятки. Взятку в размере 2 миллионов векселями Николаева якобы требовала с директора «Якутдорстроя» Максименко. Деньги, по словам обвинителей, поделили следующим образом: 1 вексель на 500 тысяч достался Петрову, остальное Николаева оставила у себя.
Еще 35 миллионов
Остальные 6 эпизодов связаны с хищением 35 миллионов. Замешаны в нем, по словам обвинителей, были Елизавета Николаева, Юлия Пругова, директор ОАО «Якутгордормостстрой» Олег Шаравара, бухгалтер-кассир ЕРКЦ Анна Соловьева и шесть работников ЕРКЦ.
Сначала вместе с Пруговой и Соловьевой директор ФКУ похитила 35 миллионов со счетов ЕРКЦ. Выдавала деньги, по словам обвинителей, Соловьева, получала Пругова и передавала их Николаевой. Потом они, узнав о том, что находятся на подозрении у следственных органов, решили скрыть преступление. Гособвинители утверждают, что Николаевой для того, чтобы вернуть недостающие миллионы, на счета ОАО «Якутдорстрой» под разными предлогами был перечислен 21 миллион рублей. На эти деньги вовлеченный в сговор Олег Шаравара приобрел векселя «Собинбанка», которые затем были обналичены и возвращены в кассу ЕРКЦ. Остальные недостающие деньги, по словам обвинителей, должны были покрыться путем обмана работников ЕРКЦ. С шестью из них были подписаны ложные договоры на выдачу беспроцентных долгосрочных ссуд на приобретение квартир. Общая сумма шести ссуд составила 13 миллионов 200 тысяч рублей. Деньги, как заверила своих же работников Юлия Пругова, будут выданы им позже.
Николаевой по шести последним эпизодам были предъявлены обвинения по статьям УК 160 (ч. 4), 33 (ч. 3) и 292.
После прочтения всего обвинительного заключения судья обратилась к Николаевой:
— Подсудимая Николаева, только что вам зачитали обвинительное заключение. Вы согласны с ним?
Не то кивая, не то отрицательно качая головой, Николаева промолчала.
— Николаева, вы поняли, в чем вас обвиняют?
— Да.
— Вы согласны с обвинением?
— (Заикаясь). Нет, категорически не согласна.
Вторник. Петров снова в больнице. Николаева до сих пор в СИЗО
На второй день заседания, во вторник, 10 апреля, Сергей Петров вместо суда поехал в больницу. Как сообщил его адвокат, вечером в понедельник домой к Петрову из-за ухудшения состояния здоровья была вызвана «скорая помощь». Осмотрев больного, фельдшер «скорой» решил его госпитализировать. Сейчас подсудимый Петров проходит лечение в кардиологическом отделении Национального центра медицины. В итоге суд отложен до 25 апреля.
P.S.Родственники Елизаветы Николаевны после суда обратились к уполномоченному по правам человека Федоре Захаровой с просьбой посодействовать в госпитализации Елизаветы Николаевны.
Дочь Николаевой Елена Эверстова:
— У нее высокое давление, есть риск инсульта.
— В каких условиях Елизавета Николаевна содержится в СИЗО?
— Ее держат в общей камере. Раньше она сидела с 18 женщинами, а сейчас ее перевели в 4-местную. Отношения со всеми хорошие. Понятно, что настроение подавленное, но я надеюсь, что мама справится. Она сильная. Сейчас ей необходимо себя защищать, а сделать это качественно она сможет только в том случае, если поправит свое здоровье. Мы очень надеемся, что ее госпитализируют.
Раиса Арзаева,
«Якутск вечерний», № 14, 13.04.07.