СТР «Чапаево», принадлежит ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» («СК БСФ»)
СТР «Чапаево», принадлежит ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» («СК БСФ»)

После ряда публикаций в российских СМИ, в т.ч. «Камчатское время» о ситуации вокруг СТР «Чапаево», принадлежащего ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» («СК БСФ»), начальник Северо-восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ генерал- лейтенант Рафаэль Даербаев прислал в адрес издательства «Камчатское время» и вашего покорного слуги письмо, в котором сообщил, что проводится разбирательство в отношении госинспектора М. Липанова и дознавателя майора юстиции Д. Лукьянова. Начальник просит сообщить ему об известных журналистам случаях коррупции, касаемо вышеуказанных лиц, вымогательстве взяток, вступлении в сговор с судьей, а также иные сведения о нарушении процессуальной деятельности и требований КоАП. Ответ редакции генерал-лейтенант просил прислать нарочным к 3 августа. К сожалению, у журналистов нет гонцов и денщиков, поэтому ответ мы публикуем на сайте независимого интернет-портала kamtime.ru и в газетах.

 

Это послание с улицы Карла Маркса, 1/1 (там находится штаб СВПУ БО ФСБ РФ) напомнило мне известную русскую забаву «включить дурака». В средние века можно было спросить любого европейского государя, епископа и даже Папу Римского, правильно ли поступили инквизиторы, что сожгли на костре ведьму, не нарушили ли они каких-либо процессуальных норм при судопроизводстве и пытках? Конечно, не нарушили, ведь народ жаждал зрелищ! В сталинские времена можно было спросить у кого угодно, правильно ли осудили к расстрелу троцкистов-оппортунистов, не нарушили ли при этом каких- либо прав человека? И все бы в один голос сказали – НЕТ! В хрущевско-брежневские времена можно было спросить, правильно ли мы сделали, что приговорили к расстрелу валютчиков, сажаем спекулянтов, торгующих из-под полы дефицитом? Вся бы страна в один голос сказала – правильно!

 

Браконьеры – среди нас

 

Начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Р.А.Даербаев
Начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Р.А.Даербаев

В ситуации с СТР «Чапаево», описанной нами ранее, и подобными делами, которые инициируются силовиками, все немного иначе. Большинство населения не поддерживает подобных действий людей в погонах. Более того, браконьерский промысел в морях не получает народного осуждения, т.к. браконьеры кормят семьи и везут на берег деньги. Силовики, кстати, тоже везут, причем, не только гарантированную высокую зарплату… Но вернемся к истории с кораблем.

 

По делу рыбацкого траулера «Чапаево» городской судья первой инстанции, вынося вердикт (почти слово в слово повторивший протокол дознавателя СВПУ), по сути признала, что на стадии административного дознания никаких нарушений не было, т.е. вина рыбаков в браконьерстве доказана. В этом усомнился краевой суд… Говорят, что инспекторы госморинспекции порой высасывают нарушения из пальца. Хотя почему из пальца? Опять же русская поговорка гласит, что придраться можно и к столбу, а уж к пароходу – тем более! Капитаны рыбопромысловых судов дважды в обращениях к В. Путину писали, как их в морях кошмарит проверяюще-контролирующая орда. Ответа нет. Вся надежда теперь на нашего депутата в Госдуме Ирину Яровую.

 

Алгоритм проверки

 

По сложившейся практике в морях пограничные органы дают закончить процесс траления, а проверку назначают в месте выборки трала. В ситуации с «СК БСФ» все заработало с точностью наоборот. Поскольку руководство конторы начало обжаловать действия пограничников по СТР «Чапаево», то фирма попала под пристальный контроль силовиков. Инспектор М. Липанов при проведении в море проверки СТР «Экарма-3» прерывал работу судна, только выставившего промысловые порядки и осуществлявшего траление. Это нарушает действующее законодательство. Решения этого инспектора не отвечали принципам разумности и обоснованности и, похоже, преследовали цель – внести в работу судна побольше препятствий.

 

Добывающие суда «СК БСФ» после конфликта вокруг траулера «Чапаево» проверялись органами пограничного контроля по пять-шесть раз в месяц, тогда как даже торговые ларьки президент запретил проверять сколько вздумается контролирующим органам. Многочисленные и безосновательные проверки останавливают промысловый процесс на судах, не давая экипажам осваивать программы промысловых рейсов, зарабатывать достойную зарплату, причиняют многотысячные убытки предприятию простоем судов. Увеличивается расход судового снабжения, возникают вопросы по безопасности мореплавания.

 

После того, как Липанов принял решение о приостановке промысла СТР «Чапаево», судно отконвоировали в порт Петропавловск- Камчатский, тогда как нужно было идти до ближайшего порта -  Северо-Курильска. Чтобы не прогореть на промысле и дальше продолжить работу на судне, рыбаки внесли залог в размере 18 млн. руб. Фирма была готова платить, т.к. лимиты выбирать надо. Когда в пятницу юристы помчались в погрануправление с документами, что залог внесен и надо давать команду на выпуск судна из порта, то пограничники… «потерялись».

 

Оказывается, у них наступил выходной после тяжкой работы. В итоге судно проторчало в порту более 10 дней.

 

Только в России такое «заботливое» отношение к соотечественникам проявляют родные контролеры. Думаю, не стоит перечислять все претензии рыболовецкой компании к проведенному дознанию. Нам не хватит газеты. Фирма имела квоту более 150 тонн минтая во всех районах промысла. Таким образом, отсутствовал ущерб, нанесенный  окружающей среде, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.17 КоАП РФ.

 

Продовольственная безопасность

 

В связи с периодическими конфискациями пароходов хочу сделать небольшое отступление. В СССР в положении об охране экономзоны было сказано (ст. 23), что задержание в порту судов допускается только на время, необходимое для изъятия запрещенных орудий лова и незаконно добытой продукции.

 

Тогда было понятие «продовольственная безопасность», и каждое судно, как производственная единица, должно было работать, ловить рыбу, кормить население, зарабатывать рубли и валюту. У нас же месяцами и годами в порту «квасятся» пароходы. Конфискованные суда вешают на шею государству, требуются их охрана и содержание. В итоге корабли грабят, они тонут, засоряя Авачинскую бухту и ухудшая экологию.

 

Слухи

 

Не знаю, ответил ли я товарищу генералу на его вопросы. По поводу коррупции у меня прямых улик нет в отношении Лукьянова и Липанова. Могу только рассказать слух. На Сахалине и в других рыбацких регионах Дальнего Востока говорят, что раньше браконьерские краболовы- перегрузчики откупались от «пиратов» 50 тыс. долл. Дальше -  вези краба куда хочешь. Теперь аппетиты контролеров выросли. Уже надо платить 200 тыс. долл.

 

Товарищ ДАЕРБАЕВ, у Вас есть разведка и контрразведка, которые могут Вам либо подтвердить, либо опровергнуть этот слух. Удачи, товарищ генерал Вам и Вашей службе!

 

История «альбатроса»

 

А теперь позвольте немного истории. На одном из фото – тонущий пароход. Это первое рыболовное судно, которое в 2001 году расстреляли самолетом пограничной авиации и которое затонуло на глубине 5 км вместе с убитым в рубке капитаном (родной брат его, кстати, в прошлом году погиб на «Аметисте»). Это так называемый «Альбатрос-101». За потопление как бы браконьерского судна свыше 30 офицеров и военнослужащих СВПУ ФПС были представлены к госнаградам.

 

Несмотря на медали и почести, уголовное дело по судну зачахло. Следствие не смогло доказать принадлежность судна, судовладельца, как и сам факт браконьерского промысла, и дело списали в архив. Но главное – какая картинка была показана по ТВ! Вот они, проклятые браконьеры, уходят от погони, а по курсу ржавой посудины ложатся трассером снаряды. Я тогда написал немало бравурных статей о героях-пограничниках и наглых браконьерах. И только через несколько лет в ходе журналистского расследования узнал, что судно было непростое…

 

Это первое рыболовное судно, которое в 2001 году расстреляли самолетом пограничной авиации и которое затонуло на глубине 5 км вместе с убитым в рубке капитаном. РТМС-01 - был шхуной японской постройки «Бонанза-301», которая затем стала «Тайфуном-4» и которую после затопления прозвали «Альбатрос-101».
Это первое рыболовное судно, которое в 2001 году расстреляли самолетом пограничной авиации и которое затонуло на глубине 5 км вместе с убитым в рубке капитаном. РТМС-01 - был шхуной японской постройки «Бонанза-301», которая затем стала «Тайфуном-4» и которую после затопления прозвали «Альбатрос-101».

 

12  февраля 2001 года, Усть- Большерецк, ул. Октябрьская, 13а, президенту ООО «Камчатресурс Лтд» В. Аджарьяну.

 

«Уважаемый Валерий Иванович!

Департаментом морской охраны федеральной пограничной службы Российской Федерации Ваше предложение о   предоставлении судна для патрулирования районов промысла с должностными лицами морской охраны рассмотрено. Для решения вопроса о заключении договора аренды (фрахтования на время) судна РТМС-01 с экипажем рекомендуем обратиться к командованию Северо-восточного (Петропавловск-Камчатский)или Тихоокеанского (Владивосток) региональных управлений ФПС России.

С уважением, заместитель директора ФПС России, начальник департамента морской охраны В. Логвиненко».

 

РТМС-01, прозвучавший в письме без названия, был шхуной японской постройки «Бонанза-301», которая затем стала «Тайфуном-4» и которую после затопления прозвали «Альбатрос-101». Письмо написано 12 февраля 2001 года. А через 10 дней пограничники не реагировавшее на требования об  остановке судно расстреляли. Экипаж траулера вряд ли знал, что двигался на «охрану» морской границы. С тех пор стало немного меняться мое отношение к доблестным зелёным фуражкам. Но это долгий разговор.

 

Конфискат – на дно!

 

Смотрю еще показательное фото. Это не результаты цунами, терактов и пр. Это браконьерские суда, задержанные пограничниками. Кому-то – медали на грудь, а государству – головная боль. Сколько денег оно тратит на охрану судов, организацию торгов по их продаже! Многие миллионы. Кроме того, посудины тонут (после краж запорной арматуры) и засоряют экологию.

 

Игорь Кравчук,

«Камчатское время», 09.08.12

http://kamtime.ru/node/2279

 

«Час Пик», 14.08.12

http://www.chaspik41.ru/archives/3071

 

P.S.

Кто-то богатеет, используя российские противоречивые законы, разворовывая из-под охраны крабовую и прочую рыбную продукцию, подлежащую уничтожению. Наживаются банды «металлистов», грабя с пароходов цветмет, промысловое, навигационное и т.д. оборудование. Но это заботы местных властей и прочих госорганов…

--------------

 

Капитаны-рыбаки ДВФО просят Путина защитить их от пограничного произвола ФСБ

 

«Мне терять уже нечего. Я буду идти до конца…» Когда собравший пресс-конференцию генеральный директор Северо-Курильской базы сейнерного флота А. Литвиненко буквально выкрикнул эти слова журналистам, мне представился солдат-пехотинец, который с последним отчаянным криком бросается закрывать грудью амбразуру вражеского дота, прикрывая своим телом других.

  

Гендиректор ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» («СК БСФ») Александр Литвиненко
Гендиректор ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» («СК БСФ») Александр Литвиненко

 

Образ казался неуместным: какие враги, когда речь на пресс-конференции шла об элите российской армии - ее морских пограничных частях? Какие расстреливаемые в упор «серые шинели» в открытом для пулеметного огня поле, если речь шла о море и рыбаках?

Какие тут могут быть ассоциации? Но Литвиненко сам ответил на этот вопрос, когда вспомнил недавние слова президента В. Путина о том, что существующая в нашей стране коррупция страшнее мирового экономического кризиса.

 

На самом деле, в чем истинный смысл коррупции? В том, что, используя рычаги государственной власти в целях достижения наивысшей личной выгоды и наживы от своей должности, эта власть должна сломать любого и каждого, кто встает на ее пути, а в случае сопротивления - уничтожить. Уничтожить либо морально, либо материально, либо физически.

 

...Дважды в 2012 году капитаны рыбопромысловых судов Дальнего Востока посылали письма г-ну Путину, стоящему у штурвала на капитанском мостике российской галеры. Просили защитить их от жесточайшего прессинга погранслужбы ФСБ РФ. Рыбаки считают, что пограничники приватизировали моря и океаны. И к родным легальным добытчикам морских биоресурсов относятся как злобные овчарки, надрессированные на зеков в полосатой робе, как фашисты к партизанам. Но судя по реакции капитана Галеры РФ письма попали по адресу «на деревню дедушке».

 

Погранцы кошмарят рыбаков по-прежнему, тогда как эскадры летучих голландцев, т.е. откровенных браконьеров попадаются все меньше и меньше. Т.к. владельцы рыбных флибустьеров, по слухам, давно поняли, что надо за все платить и ФСБ вас будет не замечать.

 

Президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу

 

от капитанов Охотоморской минтаевой экспедиции

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Мы, рыбаки Охотоморской минтаевой экспедиции (ОМЭ) обращаемся к Вам уже второй paз в течении года. Хотим поблагодарить Вас за принятие 107 постановления Правительства РФ, позволяющее осуществлять перегрузы с территориальных водах РФ. И хотя некоторые чиновники от пограничной службы РФ пытаются увязать его с не прописанными причинами отказа, например наличия на борту иностранных специалистов, но мы надеемся, что четкое, ясное и понятное постановление не размажется в не прописанных уточнениях и дополнениях.

 

Обращаемся к Вам с просьбой решить еще одну нашу насущную проблему -узаконить взаимоотношения между патрульными судами и инспекторами Береговой Охраны Северо-восточного пограничного управления  ФСБ РФ (БО СВПУ ФСБ РФ)с гражданскими рыболовными судами и предприятиями. Командир патрульного судна или инспектор Государственной морской инспекции (ГМИ БО СВПУ ФСБ) может в любое время, в любом месте, сколько угодно раз, остановить гражданское рыболовное судно, с целью проверки.

 

При этом проверяется и перепроверяется друг за другом все подряд: рыба в трюме, вес ящиков, соблюдение ГОСТов по глазировке, правила покраски судов, с замером высоты букв, содержание провизионных кладовых и личных холодильников членов экипажа и т.д. и т.п. Обоснованием подобных действий зачастую служит универсальное слово «приказ», которое никак не согласуется не с Законами гражданского общества, ни с правилами рыболовства, ни с созданиями благоприятных условий для ведения бизнеса. Практически мы оказались исключенными из пределов правового поля уже более 10 лет. Фактически любая торговая палатка или ларек на рынке более защищены законом, чем серьезное рыбоперерабатывающее предприятие, выпускающее пищевой продукции на десятки миллионов долларов. Вы и г-н Медведев не раз призывали не кошмарить бизнес всякими проверками, но рыбаков и пограничников это видимо не касается.

 

Просим Вас, аналогично с законами о силовых структурах РФ, разработать и ввести в действие регламент взаимодействия между патрульными судами ФПС ФСБ РФ с гражданскими рыболовными судами. Четко и однозначно прописать в нем причину, количество, частоту и время проведения проверок. Запретить дублирование ранее предоставленных в их адрес документов, прописать предметы и документы, подлежащие проверке.

 

Создание подобного регламента также крайне важно для исключения коррупционной составляющей во взаимоотношениях между рыбаками и контролирующим и органами. От имени многотысячного коллектива рыбаков работающих в ОМЭ капитаны судов:

 

СРТМ «Герои Даманского» - А.И. Мурзин

РТМ-С «Млечный Путь» - А.Н. Притоцкий

БАТМ «Березина» - А.А. Божедай

СРТМ «Василий Головнин» - А.Г. Мироненко

БАТМ «Владивосток» - Б.В. Ильин

БМРТ «Лангуста» - В.К. Труфанов

РТМ-С «Багратион» - Н.И. Резепа

РКТ-С «Капитан Коленсников» - В.В. Лебедев

БАТМ «Тумнин» - С.А. Хвостов

СРТМ «Лебедево» - В.П. Голубов

МФТ «Морской Волк» - С.И. Алексеев

БАТМ «Сивинд-1» - А.И. Елисеев

БАТМ «Эглайне» - М.Н. Елисеев

БМРТ «Павел Панин» - С.О. Ким

БМРТ «Владимир Бродюк» - Н.К. Таран

СРТМ «Гранит» - А.В. Мельниченко

СТР «Александра» - С.М. Гаврильченко

СРТМ «Юмир» - О.Н. Давыдов

СРТМ «Виктория-1» - А.И. Павнин

РТМС «Залив Забияка» - Н.Н. Павленко

СРТМ «Вилючинский» - А.Ю. Мальцев

БМРТ «Герои Широнинцы» - А.Н. Бизняков

СРТМ «Иоланта» - А.Г. Щукин

БМРТ «Капитан Болсуновский» - Л.С. Окин

РКТ-С «Капитан Демидюк» - В.И. Гулевич

РПБ «Содружество» - Ю.И. Бершак

СРТМ «Витус Беринг» - В.В. Пящиков

БАТМ «Анива» - A.M. Трескин

СРТМ «Солборг» - П.И. Дьячков

РМС «Мыс Турали» - Н.В. Матвеев

БАТМ «Мыс Огсюторский» - А.Ф. Лисица

РТМ «Мастер» - И.В. Мосолов

СРТМ «Ламантин» - Единак

СРТМ «Николай Котляр» - П.Я. Кишиневский

PC «Командор» - А.В. Родченков

СРТР «Пролив Лонга» -  В.М. Соловьев

СТМ «Оксу» - В.Н. Олейник  

СТР «Катаево» - О.Г. Демин  

МКРТМ «Александрит» - В.А. Бабий

РТМ-С «Петропавловск» - Л.В. Шувалов

СТР «Тихменево» - В.Ю. Черин

БАТМ «Михаил Старицин» - Е.Л. Садовников

БАТМ «Бухта Преображения» - С.Н. Рекун

РТМС «Гиссар» - А.И. Рыжков

БМРТ «Михаил Квасников» - Н.И. Ганочкин

РТМС «Новоульяновск» - А.А. Бенеда

БАТМ «Пиленга-2» - В.Д. Андреев

СТР «Мыс Рубикон» - С.Л. Кузин  

БМРТ «Сиглан» - А.В. Кочерга

БАТМ «Бородино» - В.Б. Елисеев

 

Капитаны рыбопромысловых судов подтвердили свои подписи под обращением Путину радиограммами.
Капитаны рыбопромысловых судов подтвердили свои подписи под обращением Путину радиограммами.

 

Рыбаки свое послание теперь окрестили «письмо на деревню дедушке». Т.к. никакой реакции на него и ответа не последовало.

 

Добавить к письму капитанов нечего. Они и судовладельцы уже устали от этого пограничного ига под прикрытием защиты морских ресурсов. Причем они не скрывают: «Гони монету и эти проблемы тебя минуют». Тот кто не платит, или платит мало, постоянно нарывается на неприятности. А бывает и так - судовладельцы заплатят, но их все равно могут оштрафовать.

 

18 июля в Камчатском краевом суде  рассматривалась апелляционная жалоба ОАО «Северо-Курильская база сейнерного флота» (СК БСФ) у которого 26 июня Петропавловск-Камчатский городской суд в рамках административного производства (ст. 8.17 КоАП ч. 2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации) отобрал судно СТР «Чапаево» с выловленной рыбой и наложил штраф в размере более 3 млн. рублей.

 

Военная прокуратура установила многочисленные нарушения дознавателей ФСБ РФ в ходе административного производства. Обычно прокуроры соглашаются во всём со следственно-дознавательной машиной.

 

В компании считают, что пограничные органы береговой охраны ФСБ РФ действовали незаконно, по беспределу, подгоняя доказательства, отказывая в ходатайствах, совершая разные нарушения. Что было также выявлено военной прокуратурой. Но контрразведчики, по конфиденциальным сведениям, взяли прокуроров в разработку, вели незаконную прослушку. И нашли какой-то компромат, приказав на суде молчать как рыба.

 

Самое любопытное, что протокол об административном правнонарушении и решение суда повторяются слово в слово. СК БСФ направила их на исследование в «Центр судебных экспертиз» и выявилось, что решение суда на 90 % имеет явное лингвистическое и стилистическое сходство с административным протоколом.

 

18 июля в кассационной инстанции этот нотариально заверенный документ гендиректор СК БСФ Александр Литвиненко предъявил судейской коллегии. В доказательство того, что суд первой инстанции даже не пожелал разбираться в деле, и занял обвинительный уклон. И судя по выводам экспертизы черновик решения суда писали дознаватели погранслужбы ФСБ. Принесли флешку с текстом и судья только вставила шапку и свою подпись. Теперь дело отправлено на новое рассмотрение в ином составе суда.

 

«Если они думают заставить меня платить как это делают махровые браконьеры то не на того нарвались» - говорит Александр Литвиненко. И намерен биться до последнего. Гендиректор Северо-Курильской базы сейнерного флота решил повоевать с погранслужбой ФСБ и послушным судейским сообществом, которое всегда выполняет почему-то волю ФСБ-илов, прозванных рыбаками рэксами. Большинство рыбопромышленников считают, что он ухудшит положение своей фирмы. Его просто затравят проверками.

 

Меж тем среди рыбаков уже давно зреет недовольство пограничным кошмаром в морях. Если общественность России в последнее время сконцентрировалась на ментовско-мусарском беспределе, то вот пограничная служба ФСБ как то вышла из под контроля общества, пользуясь своим прикрытием спецслужбы и статусом закрытости. Все чаще в разговорах рыбаков и не только можно услышать: «Капитан ведет галеру на рифы и не слышит  предупреждающих сигналов. Пора создавать Дальневосточную Республику и отделяться от России, чтобы сбросить с себя иго Москвы, силовиков, спецслужб и прессинг проверяюще –контролирующей орды». Это, конечно, попахивает сепаратизмом, могут обвинить в попытке развала государства. Но ведь  рано или поздно ИГО надо сбрасывать не только с рыбаков Дальнего Востока но и со всей России...

 

Антагонизм между легальными, законопослушными рыбопользователями и контролерами морей в лице ФСБ нарастает. В прошлом году на Камчатке серьезно пострадала от «борьбы» с браконьерством крупнейшая компания «Акрос». Это закончилось тем, что владельцы компании продали ее мурманской фирме и завязали с рыбалкой. Тоже самое хочет сделать А. Литвиненко - перерегистрировать с компаньонами камчатские фирмы в других регионах Дальнего Востока, где пограничники и прочие силовики видят в них в первую очередь бизнесменов, налогоплательщиков, поставщиков рыбы, а не браконьеров и врагов.

 

Игорь Кравчук, Кирилл Маренин, Сергей Вахрин

 

«Эхо Москвы», 17.07.12

http://echo.msk.ru/blog/garycravt/909983-echo/

 

«Гайдпарк», 19.07.12

http://gidepark.ru/user/2976644430/content/1419473

 

«Камчатское время», 27.07.12

http://kamtime.ru/node/2273

 

Копия редкого документа. Военная прокуратура установила многочисленные нарушения дознавателей ФСБ РФ в ходе административного производства. Обычно прокуроры соглашаются во всём со следственно-дознавательной машиной.

 


 

 

.