Арбитражный суд Хабаровского края создал общероссийский прецедент, пересмотрев итоги приватизации, признав их недействительными. Пока что по отдельному факту в Хабаровске. Но лиха беда начало.

 

Все заявления Владимира Путина, сделанные им еще на посту президента страны, что «никакой деприватизации и пересмотра итогов приватизации не будет», теперь, видимо, перечеркнуты раз и навсегда. В полпредство президента РФ в ДФО на днях легла записка (см. Экспроприация «Дальавиа») об изъятии по суду имущества у ОАО «Дальавиа», которое на сто процентов принадлежит государству.

 

Напомним, что сейчас на авиапредприятии завершается внешнее управление, во время которого никакую собственность продавать нельзя. В конце мая — начале июня здесь начнется заключительная стадия банкротства — конкурсное производство. Все имущество уйдет с молотка, ведь за «Дальавиа» числятся долги: в первую очередь — перед своими работникам, во вторую очередь — перед государством и краем.

 

Но, как видно, краевые структуры в очереди стоять не привыкли и, как обычно это бывает, с "паршивой овцы хотят хоть клок шерсти взять". Хотя клок шерсти этот вполне золотой. Только на золотое руно рассчитывают многие.

 

Интерес Гатина

 

По заявлению комбината питания ООО «Аквариум», которое кормит и поит авиапассажиров, и где гендиректором Марат Гатин, в Арбитражный суд края было подано заявление (дело № А-73-106544/2008) о признании недействительным распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ТУ ФАУФИ) и сделки о приватизации ФГУП «Дальавиа».

 

Как ни фантастически были требования, но их удовлетворили в полном объеме, без всякой судебной нервотрепки. Из подлежащего приватизации имущества и перешедшего ранее к «Дальавиа», т.е. в федеральную собственность, были исключены здание кафе «Звездочка» в Авиагородке, двухэтажный ресторан «Аквариум» и трехэтажное здание цеха бортового питания на территории аэропорта Хабаровска. Теперь это имущество должно отойти опять в край. Какой же интерес в этом бизнесмена Гатина?

 

В пятом выпуске энциклопедии «Лучшие люди России» написано, что один из главных жизненных принципов Марата Алексеевича Гатина — «всегда помнить о тех, кто живет рядом».

 

Марат Алексеевич, конечно, все помнит: в 1986 году он возглавил работу ООО «Аквариум». Тогда это был убыточный ресторан при хабаровском аэропорте. Открыв цех бортового питания, ООО «Аквариум» быстро пошло в гору в тандеме с «Дальавиа». Одни перевозили пассажиров, другие их кормили.

 

В 2004 году их «взлетные дорожки» разошлись. Компания Гатина вступила в первую тяжбу с «Дальавиа». Предметом спора стала задолженность по предоставленным авиапредприятию услугам. Потом начался хозяйственный спор за помещения. И Марат Гатин — был главный претендент на них…

 

Теперь в городе поговаривают, что именно Гатин и положил глаз на имущество "Дальавиа". Почему бы и нет: воспользоваться банкротством и по дешевке скупить то, что осталось от гиганта-авиапредприятия? Хотя стремление Гатина к собственности можно и понять, ведь это он стоял у истоков конвейерной пищевой индустрии в хабаровском аэропорту.

 

Ныне апелляционный суд (дело 06АП-256/2009) оставил в силе решение суда первой инстанции. Судебные приставы по Железнодорожному округу Хабаровска уже начали исполнительное производство и потребовали передать правительству Хабаровского края три объекта недвижимости общей площадью 6,7 тысяч квадратных метров.

 

Исполняющий директор «Дальавиа» Валерий Зедгенизов поясняет, что компания подала определение о приостановлении исполнительного производства и о запрете перерегистрации права собственности на спорные объекты недвижимости (кассационная жалоба лежит в Федеральном Арбитражном суде по ДФО). По его словам, к примеру, сейчас невозможно передать цех бортового питания другим собственникам, потому что он расположен на территории хабаровского аэропорта, а там находятся службы ОАО «Дальавиа».

 

Несмотря на это, пробная попытка захватить имущество уже состоялась. 24 марта с.г. представители службы судебных приставов явились в «Дальавиа» для принудительной передачи имущества в краевую собственность.

 

Счет на миллионы

 

Как рассказал председатель Дальневосточной территориальной организации общероссийского профсоюза авиаработников Хасан Серожединов, задолженность по зарплате в «Дальавиа» составляет около полугода (деньги не выплачиваются с октября 2008 года). И изъятие собственности — трех зданий — лишает компанию возможности когда бы то ни было погасить долги по заработной плате. То есть, именно на недвижимость предприятия и была надежда у коллектива, иных источников погасить зарплату, кроме как реализовать последнее имущество, нет и быть не может!

 

— Сейчас на предприятии осталось работать 271 человек, к лету и они будут сокращены, всего с «Дальавиа» уже уволено 2582 человека, — говорит профсоюзный лидер. — Общий долг по заработной плате оставляет более 208,5 миллионов рублей. Хотя точных цифр по задолженности никто не знает, ведь сумма долга должна включать еще и пособие по безработице, однако многие не в состоянии ждать этих денег. Им не на что кормить семьи, они трудоустраиваются и таким образом лишаются права на компенсацию.

 

Что же делать теперь работникам предприятия, которые за свою работу не могут получить деньги и выброшены фактически на улицу без средств к существованию? Ведь это те специалисты, на подготовку которых государство затратило миллионы рублей. Теперь они никому не нужны. Но мало этого, их пытаются еще и надуть, и не кто-нибудь, а родное правительство, забрав собственность - последний шанс на окончательный расчет.

 

— Практически у всех сотрудников «Дальавиа» на руках есть судебное решение о принудительной выплате зарплаты, — продолжает председатель профильного профсоюза Хасан Серожединов, — хотя когда у предприятия появятся деньги, зарплату выплатят всем. Единственное, если деньги будут поступать небольшими частями, то по судебному решению работнику зарплату выплатят быстрее и раньше, чем тому, кто в суд не подавал. Но семь процентов от фонда заработной платы придется отдать службе судебных приставов.

 

В сентябре прошлого года мы уже столкнулись с тем фактом, когда при выплате зарплаты 20 миллионов рублей вынуждены были перечислить судебным приставам "за работу" только за то, что у них в исполнительном производстве находились дела по невыплате зарплаты в «Дальавиа».

 

Клятва на недвижимости

 

Как посчитали в «Дальавиа», рыночная цена цеха бортового питания на сегодняшний день составляет 32,4 миллиона рублей, ресторана «Аквариум» 9,7 миллионов, кафе «Звездочка» — 6,9 миллионов, а всего в ходе деприватизации имущества авиапредприятие потеряет почти 50 миллионов рублей.

 

Говорят, что недвижимость компании переводят в краевую собственность, чтобы скорее расплатиться по долгам с работниками акционерного общества «Дальавиа». Хотя какой интерес у власти выплачивать зарплату за счет краевого бюджета?!

 

По логике, когда собственность перейдет правительству, у них уже не будет никаких обязательств по возвращению денег ОАО. Если уж «государство не несет ответственности по долгам перед «Дальавиа», как заявили в министерстве транспорта РФ, хотя повторюсь, сто процентов акции предприятия находится у государства, то ради чего их будет платить краевое правительство…

 

Еще одной из причин такого скорого отъема собственности «Дальавиа» может быть  необходимость гашения кредитов за лизинг новых самолетов, деньги на которые были взяты под гарантии правительства края. За гарантии-то надо отвечать, а за счет чего, если краевой бюджет и так трещит по всем швам? Тут уж кто первый подберет, того и денежка.

 

Нынче в собственности у «Дальавиа» остались старые и неэкономичные самолеты Ил-62 и Ту-154. На пять среднемагистральных пассажирских авиалайнеров Ту-214, которые в 2001 году «Дальавиа» приобрело по лизингу у Казанского авиационного производственного объединения (КАПО), рассчитывать уже не приходится.

 

Тогда в сделке по лизингу участвовали «Финансово-лизинговая компания» и «Дальмашлизинг». Для этой цели привлекли даже денежные средства Татарстана и Хабаровского края. Бюджеты обоих субъектов вложили деньги на условиях возвратности. Объем инвестиций Хабаровского правительства в качестве аванса лизингополучателя составил около 168 миллионов рублей. Стоимость каждого самолета Ту-214 составлял по тем временам в среднем 850 миллионов рублей.

 

По условиям кабального, как теперь вы можете в этом убедиться, контракта, не выплатив даже 1 процент, 1 рубль, самолет оставался в собственности лизинговой компании. Хотя «Дальавиа» за некоторые самолеты практически на 90 процентов расплатилось, их забрали без всякой компенсации.

 

Однако, помнится, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявлял, что у него «такое ощущение, что компанию кто-то преднамеренно банкротит». По его словам, непонятно, куда делись доходы компании от продажи авиабилетов.

 

Остается непонятным, почему руководство не направляло эти деньги на то, чтобы погасить долги за обслуживание. С середины августа прошлого года компания «Дальавиа» не заплатила ни копейки за керосин, хотя доход получала постоянно… Губернатор даже грозился проверкой прокуратуры деятельности «Дальавиа», но до сих пор на многие вопросы нет ответов.

 

Так кто виновник в критической ситуации с «Дальавиа»? Не те ли компании, которые, видя, что по лизингу за самолеты долг практически выплачен, идут на сговор с любыми заинтересованными лицами, чтобы обанкротить предприятие?

Представьте себе, что в итоге одни получают назад и самолеты, и деньги, и недвижимость, а другие - только безвозвратные долги и судебные решения, по которым зарплату коллектив в 2582 человека все равно уже никогда не получит. Счет идет на миллионы рублей.

 

Анатолий Седов.

 

P.S. В субботу, 11 апреля, с 14.00 до 16.00 в Хабаровске на Комсомольской площади состоится митинг работников «Дальавиа» с требованием скорейшей выплаты зарплаты.