Программа «Демидович. Реальная экономика» телеканала РБК
Программа «Демидович. Реальная экономика» телеканала РБК
Эксперты поделились своим мнением по вопросам переноса китайских предприятий в дальневосточный регион в рамках программы «Демидович. Реальная экономика» телеканала РБК.
 
Директор департамента Минвостокразвития Рустам Макаров рассказал, что в документы были изложены несколько позиций, интересные как китайским инвесторам, так и российской стороне. Кроме экспорта производственных мощностей речь шла о развитии Северного морского пути, реализации международных транспортных коридоров «Приморье-1», «Приморье-2», привлечении китайских предпринимателей в территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток.
 
- Мы предлагаем китайским инвесторам рассмотреть российский Дальний Восток как потенциальную площадку для инвестиций, - говорит он. - Сейчас они изучают разные возможности. Весьма конкурентоспособные условия существуют в Мьянме, Бангладеше, Таиланде и других странах. Наша задача - понять, какие инструменты и механизмы мы можем предложить, чтобы конкурировать с другими странами.
 
По его словам, взаимодействие с КНР основано на полном соблюдении российского законодательства, особый вопрос уделяется экологической составляющей проектов: «Российское экологическое законодательство является одним из самых жестких в мире. Это страховка, которая утверждена на федеральном законодательном уровне. Все это понимают китайские партнеры».
 
По мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН, директора Центра экономических и социальных исследований Китая Андрея Островского, условия, предлагаемые в территориях опережающего развития, являются привлекательными для китайских инвесторов и выгодными для нашей страны.
 
- Китаю нефти недостаточно, у них недостаточно нефтеперерабатывающих мощностей. На Дальнем Востоке в Амурской области в ТОР будет построен нефтеперератаюывающий завод, который примерно процентов на 30 может поставлять бензин в дальневосточные регионы, а на 70 процентов в Китай. Мы же будем получать за экспорт продукции валюту, - пояснил эксперт.
 
Как отметил руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев, модель ТОР является абсолютно верной и рассчитана на экспорт в страны АТР.
 
Вместе с тем, эксперт уточнил, что «нужно хорошо обсудить условия реализации проектов для того, чтобы они стали реальностью, а не только договоренностью на словах».
 
- Нужно четко знать, зачем китайцы переносят, и что мы на самом деле можем им предложить, добавил он.
 
По его мнению, «если даже удастся перенести несколько китайских заводов, это будет важно и хорошо».
 
Свое мнение также высказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
 
- Если речь идет о создании промышленных зон рядом с китайской границей с несколько более благоприятным налоговым и таможенным климатом, то задача может быть вполне успешна решена, - его слова. - Но скорее всего эти товары пойдут не на российский рынок, а на рынок стран Тихоокеанского региона. Россия может быть вполне хорошим местом для расположения китайских предприятий, которые требуют большого количества сырья и электроэнергии. Наши люди будут работать на современных предприятиях, учиться современным технологическим процессам, и при этом мы будем поставлять за рубеж не только сырье и материалы. Ведь китайцы же начинали таким же образом!
 
Как отметил Владислав Иноземцев, в Китай раньше тоже приходили иностранные компании и создавали там производства, тем самым это были первые шаги для становления Китая как экспортной державы.
 
Кстати
ЕАО за Китай
 
Анатолий Тихомиров,
председатель Законодательного собрания ЕАО (цитируем по тексту Минвостокразвития):
 
- Одной из главных проблем Дальнего Востока является неразвитость производств и как следствие - отсутствие достойных рабочих мест и отток населения. Особенно актуальна эта проблема для небольших населенных пунктов.
 
Привлечение в дальневосточные регионы иностранного бизнеса в значительной степени помогло бы решить этот вопрос. Причем, решить комплексно. На предприятиях, которые построят у нас представители Китая, Кореи или Японии, будут работать сами дальневосточники. Эти предприятия начнут платить налоги в бюджеты дальневосточных субъектов, станут потребителями отечественных энергоресурсов и сырья.
 
Успешные предприятия с привлечением иностранного капитала, на мой взгляд, способны возродить малые города, решить целый ряд социальных проблем. Новые мощности повлекут за собой совершенствование инфраструктуры.
 
Например, в машиностроительной отрасли приход иностранных современных производств поможет  удержаться на плаву местным производителям. Машиностроение вошло в список приоритетных направлений для зарубежных инвесторов.
 
Предприятия ДФО можно перепрофилировать и рассматривать, например, в качестве поставщиков комплектующих для будущего оборудования.
 
Сотрудничество дальневосточных предприятий с иностранными инвесторами в перспективе приведет к ускорению социально-экономического развития наших территорий и к росту объемов  внешней торговли Дальнего Востока со странами АТР!