Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. |
|
В октябре прошлого года состоялся исторический Госсовет - мероприятие, которого рыбная отрасль ждала 10 лет. По его итогам президент поставил перед правительством множество амбициозных задач, целью которых является разработка условий для роста рыбного рынка и рыбодобычи в России.
Тем временем приближаются сроки сдачи работ - итоговых предложений по реформам. Самое время посмотреть, какие из поручений выполняются, а какие нет. А если нет, то почему?
Кто будет строить суда
Зачет получает Росрыболоство. Президент обратил особое внимание на удручающее состояние отечественного рыбодобывающего флота, а также на низкое количество рыбоперерабатывающих мощностей и попросил коллег выделить квоты на строительство новых судов и переработку.
Ведомство крайне оперативно справилось с подготовкой предложения по выделению 20% квот на инвестиционные цели. Итоговая версия документа подразумевает выделение 15% квот на строительство новых судов в России, а другие 5% пойдут на развитие рыбопереработки. Квоты будут закреплены за пользователями на 15 лет. Однако есть в этой истории одна неувязка.
Дело в том, что новость о государственной поддержке вызвала большой интерес среди рыбодобывающего бизнеса. Поэтому сейчас в заказах у Объединенной Судостроительной Корпорации находятся по разной информации заявки на строительство от 80 до 170 судов. Однако у ОСК на данный момент всего 7 свободных верфей.
Эксперты считают, что такое количество заявок компании сейчас ей просто не потянуть - это задача на несколько десятилетий. Ведь помимо рыбацких судов, не в конце очереди у ОСК стоят военные со своими заказами. ОСК нужно расширять свои мощности. Резонные сомнения - справимся ли, даже если по-стахановски?
Наперегонки с инфляцией
Важнейшим поручением Путина было разобраться, почему рыба в центральных регионах страны такая дорогая, а к 1 февралю предоставить доклад. Однако уже конец февраля, а доклада нет. Откладывать с этим поручением никак нельзя, ведь проблема-то нешуточная. К примеру, минтай на Дальнем Востоке стоит 100 рублей за килограмм, а в Москве его ценник переваливает за 300 рублей.
Вопрос - как формируется цена?
Люди, знакомые с ситуацией в отрасли, рассказывают, что ветеринарные проверки рыбы и ее поставка в центральные регионы прибавляют порядка 40% к ценнику, остальное накидывают продавцы - в среднем от 60 до 80%(!). Итого благодаря подобной цепочке мы получаем плюс 200% к ценнику. Вот такая математика. Путин на Госсовете был крайне недоволен сложившейся ситуацией.
Про дорогую перевозку железными путями разговоры идут уже несколько лет. На Госсовете Минсельхоз выступил с тезисом, что нужно приложить все усилия для рационализации этого вида перевозок. Минсельхоз считает, что нужно расширить парк рефконтейнеров и снизить транспортные расходы. Президент кивнул.
Однако и то, и другое требует, по всей видимости, бюджетных расходов. Рыбаки давно просят руководство РЖД пересмотреть тарифы на перевозку рыбы, однако первый не уступает. Государство рассматривает вопрос субсидирования, но перед этим следует разобраться, почему у монополии такая ценовая политика. Но тут кто-то тормозит процессы, как и с другим поручением Президента - разобраться с ритейлом, который накручивает ценники.
Корейцы по-прежнему в игре
На Госсовете Путин уделил особое внимание тому, что в отрасли по-прежнему незаконно ведут промысел иностранные граждане. Для того чтобы решить эту проблему, недавно были введены поправки в Федеральный закон №57, позволяющие досрочно расторгнуть контракт с таким предприятием.
Однако громких разоблачений пока не слышно, и это при том, что нарушители-то давно известны. Они мало того, что продолжают незаконно ловить рыбу, так еще и называют ее радиоактивной. Ружье в руках у ФАС, то есть специальный закон отныне есть. Пора за дело.
Душа болит за рыбный кластер
Владимир Владимирович на Госсовете настоятельно попросил Правительство создать на Дальнем Востоке современный хаб, ведь проблема недостатка холодильных и перерабатывающих мощностей давно вышла на федеральный уровень.
В конце января Росрыболовство представило проект долгожданного рыбного кластера. Основные его дивизионы разместятся на Сахалине, Курилах, в Камчатском крае и в Приморье. Планируется, что это будет масштабный проект, объединяющий марикультуру, рыбопереработку, транспортировку и продажу.
Однако как бы красиво это не звучало, аплодировать пока рано. На все инновации необходимо найти инвестора, государство не хочет все тянуть в одиночку. Предыдущая концепция кластера была значительно проще и дешевле, но заинтересовать ей никого так и не удалось.
Теперь кластер решили расчленить на несколько субъектов. А вдруг и сейчас не клюнут? Тем временем на разработку этого проекта уже потратили несколько десятков миллионов долларов, а результаты пока только на бумаге.
Напугали налогами
Еще одним поручением, которое вряд ли будет исполнено в срок, является отмена льгот за пользование водными биоресурсами. Конечно, не стоит спешить в принятии решений, касающихся налогообложения, но тогда нужно уведомить правительство о переносе сроков, чтобы все видели - процесс идет.
В данный момент для предприятий, эксплуатирующих водные биологические ресурсы Российской Федерации, действует скидка в размере 75%. Минсельхоз же предлагает оставить эту льготу для градо- и поселкообразующих предприятий, а также компаний, производящих продукт с высокой добавочной стоимостью. При этом планируется обязать льготников осваивать не менее 70% от предоставляемых квот. Для экспортеров предлагают ввести 150-200% от ставки сбора, но только для тех, кто поставляет сырье.
Предлагаемые меры соответствуют планам государства по индустриализации отрасли, но рыбакам они не по душе. Некоторые не понимают, каким образом будет контролироваться степень переработки, другие вообще называют это дискриминацией продукта.
«Никто не считает молоко продукцией с низкой степенью переработки, а его производителей - менее сознательными, по сравнению с теми, кто выпускает масло и творог», - комментирует Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
Рыбаки сошлись во мнении, что повышение налоговой нагрузки негативно скажется на инвестициях в отрасль. Однако истина, как известно, находится посередине. Оставив все на своих местах, ни о какой модернизации речи идти не может.
Главная задача нашей страны, и об этом говорил президент - отойти от сырьевой модели экономики. Вот Минсельхоз и предложил оставить льготу для тех, кто из сырья делает что-то полезное. Почему бы и нет. Главное не рубить с плеча.
А теперь о хорошем
Минсельхоз в соответствии с поручениями президента направил в Минюст проект постановления об ограничении закупок импортных продуктов для государственных и муниципальных нужд. В списке упоминается в том числе и рыба.
В постановлении предлагается отклонять заявки от иностранных поставщиков, в случае наличия аналога в РФ, или странах ЕАЭС. О важности этого нововведения я неоднократно писал в моих материалах. Наша рыба лучше и дешевле импортных аналогов.
Данная мера, во-первых, поддержит спрос на отечественную рыбу, а во-вторых будет способствовать продвижению в массы норм здорового питания.
Кстати, документ уже успел пройти все процедуры согласования и обсуждения. Как только Минюст подтвердит, что постановление не противоречит законам, его вернут в Правительство РФ для дальнейшего распоряжения. Поэтому надеемся, что механизм скоро будет реализован на практике.
Пора за дело?
Задач Президент поставил много, но сдвинуть локомотив с места на деле оказывается весьма сложно. Путин хотел, чтобы в агропромышленном комплексе по всем поручениям был предоставлен ответ уже к декабрю.
Тем не менее, уже февраль, а поправки по-прежнему обсуждаются в рабочих группах. Успеют ли до парламентских каникул (а это три чтения) все согласовать и принять?
Кроме упомянутых поручений, есть и другие не менее важные. Например, снятие административных барьеров, связанных с избыточным ветеринарным контролем Россельхознадзора.
Сейчас Росрыболовство предлагает создать единое управление, куда войдут теруправления регионов Дальнего Востока.
«Тогда вопросы рыболовства будут решаться намного оперативнее: и на местах, и в целом округе», - считает Петр Савчук, заместитель руководителя Росрыболовства. Идея, кажется, верная.
Следующий Госсовет будет лет через 10. Если с самого начала все идет не по плану, то есть риски, что к 2026 году на стол обсуждений будут вынесены те же самые проблемы. А это значит, что мы, в самом деле, будем, как заметил Герман Греф «страной дауншифтером». Может пора кому-то взять в руки кнут?
Макс Фишман,
главный редактор портала «Где рыба?»