Ведомству, если оно, действительно, борется за «зоны», а не за что-то иное, свои «сенсационные» заявления о пресловутых «метражах» и «туберкулезных заключенных» нужно было делать, как только под фундамент «Счастья» стали рыть котлован, а не тогда, когда коробка небоскреба уже нависла над тюрьмой. Но это между тем нисколько не снимает ответственности с хабаровских властей. Фото Николая Иванова
Ведомству, если оно, действительно, борется за «зоны», а не за что-то иное, свои «сенсационные» заявления о пресловутых «метражах» и «туберкулезных заключенных» нужно было делать, как только под фундамент «Счастья» стали рыть котлован, а не тогда, когда коробка небоскреба уже нависла над тюрьмой. Но это между тем нисколько не снимает ответственности с хабаровских властей. Фото Николая Иванова
Прочел на «Дебрях» материал Константина Пронякина о «втягивании» спикера Хабаровской гордумы Сергея Савкова и депутатов в строительный конфликт между торгцентром «Счастье» и СИЗО, заглянул также в многочисленные и порой нелестные комментарии к публикации.
 
Хорошо, что портал мужественно старается давать слово всем, даже под никами, даже не самое доброе слово в адрес конкретного человека.
 
Конечно, ох, как неприятно читать, а иной раз и самому активировать о себе анонимные и беспочвенные обвинения в продажности, бесфактурности, некомпетентности, злобности и прочем. Вряд ли какая хабаровская редакция способна на такую публичную «критику» на своих же собственных информ-ресурсах? Но это просто, к слову… о «злобе дня», так сказать.
 
Кого можно упрекнуть?
 
На мой личный взгляд, в материале под заголовком «Председателя гордумы Хабаровска втянули в стройконфликт с ТЦ «Счастье» уж чего-чего, а фактуры более чем достаточно для открытого обоснования авторского мнения по поводу возникшей ситуации, которую вполне адекватно все те же читатели и сам журналист окрестили «конфликтом интересов». Реагировать на это можно по-разному, но, как в любимой мной передаче Романа Бабаяна, «право голоса есть у каждого».
 
К тому же, надо напомнить, что «Дебри-ДВ» до этого первыми опубликовали и обращение к городским депутатам 11 жителей Кировского района о сносе следственного изолятора, и несколько авторских материалов, где бывшие подследственные и жители близлежащих домов выступали против наличия тюрьмы в центре города (и абсолютно бесплатно, не заключая даже договора об информационном обслуживании с ООО «Управление инвестиционных программ Хабаровска». - Ред.).
 
Также корреспондент «Дебрей» взял короткое интервью у главы крайуправления Роспотребнадзора Татьяны Зайцевой, в котором она сообщила, что заболеваемость туберкулезом в нашем регионе в два раза выше общероссийского уровня. Правда, при этом главный санитарный врач края уклонилась от ответа на вопрос, какой должна быть пресловутая санитарная зона вокруг пенитенциарного учреждения, расположенного почти что на «красной линии». Не стала Татьяна Зайцева говорить и о туберкулезной ситуации в самом СИЗО, мол, это не ее компетенция?!
 
Но в любом случае упрекать редакцию портала в однобокости и иных «грехах» вряд ли есть смысл. Подобные упреки я бы, скорее, адресовал тем хабаровским изданиям, которые взахлеб, чуть ли не из номера в номер, кормят читателя бравыми наскоками на молчащий в своих застенках угрюмый УФСИН. При этом «забывая» говорить о вопиющих нарушениях или, как минимум, о непрофессионализме другой стороны конфликта - аффилированного с хабаровским муниципалитетом застройщика «Счастья», да и самой мэрии в лице департамента по строительству, архитектуре и землеустройству.
 
Проглядывается «интересный» след
 
Для начала, как можно было вообще начинать возведение нового многоэтажного здания в нескольких метрах от существующего больше века режимного объекта (пусть даже мрачного, неугодного, опасного), не согласовав при этом до последнего пунктика все возможные нюансы?  
 
Кстати, я задал подобный вопрос на пресс-конференции главному архитектору города Аркадию Корзуну. Дескать, существуют ли хоть какие-то четкие, с юридической точки зрения, документы на строительство высотки, где были бы прописаны договоренности мэрии, УИПа и УФСИНа по проблемным «территориальным» и прочим вопросам. По словам г-на Корзуна (вдумайтесь), такие совместные бумаги лишь готовятся к подписанию. И это было сказано главным архитектором в здравом уме и твердой памяти?
 
Вот оно как. То есть, муниципалитет, давая в августе 2014 года разрешение на возведение рядом с режимным ведомством гигантского гражданского объекта стоимостью в несколько сотен миллионов рублей, не предусмотрел или не захотел предусмотреть возможных инцидентов? Может, я ошибаюсь?
 
И почему при этом уже застройщик, получивший от властей, как выяснилось, сомнительное право на землю, не подписал заранее, до начала стройки, никаких договоров и коммюнике с УФСИНом? Или договоренности-таки были, но -  устными, а потом федеральное фискальное ведомство решило вдруг сдать назад и действовать по-другому, нахрапом, так сказать? Тогда и вовсе тут просматривается некий «интересный» след, вполне возможно, что с обеих сторон конфликта?
 
Но в такой ситуации кто же все-таки первоначально «подставил» 26 инвесторов, вложивших свои деньги, и немалые, в торговый центр «Счастье»? Явно, не УФСИН - он с предпринимателей миллионы не собирал, хотя, наверное, от этого бы не отказался?
 
Нервишки потрепали изрядно
 
Позиция краевого управления службы исполнения наказаний, заявившего сначала о 50-метровой «режимной», а затем, с какого-то перепугу, о 100-метровой санитарной зоне, конечно выглядит тенденциозной и почти нереалистичной в городских условиях. Ведомству, если оно, действительно, борется за «зоны», а не за что-то иное, свои «сенсационные» заявления о пресловутых «метражах» и «туберкулезных заключенных» нужно было делать, как только под фундамент «Счастья» стали рыть котлован, а не тогда, когда коробка небоскреба уже нависла над тюрьмой. Но это между тем нисколько не снимает ответственности с хабаровских властей.
 
Теперь же, ко всему прочему, обе стороны погрязли в затратных арбитражных тяжбах, некоторые местные СМИ - в малоадекватных публикациях на тюремно-несчастную тему, а бизнесмены, вложившие свои кровные в строительство, и будущая тысяча работников торгцентра со страхом ждут окончания этой камарильи.
 
Даже если судебные решения 1 марта окажутся в пользу мэрии и УИПа (дай бог, окажутся), вряд ли уже некоторые осторожные инвесторы будут безоговорочно доверять гарантиям местной власти и аффилированным с ней компаниям? Нервишки людям потрепали, надо сказать, изрядно.
 
А тут еще общественность и разных депутатов втянули и продолжают втягивать в эти дрязги. Соглашусь с теми читателями «Дебрей», кто говорил о том, что ни о каком реальном выдворении СИЗО из города в ближайшие годы речи в этой «кампании» не идет. Хотя я на одной из пресс-конференций активистов я и сам первым поставил подпись за перенос изолятора, так сказать, на будущее. Действительно, местечко неприятное, к тому же, у меня в том микрорайончике живут близкие родственники.
 
Но кто мешал той же мэрии Хабаровска и тем же городским парламентариям поднять проблему «переселения» тюрьмы значительно раньше? Задолго до строительства. Вопрос можно считать риторическим, но не совсем.
 
Все вы хороши!
 
Когда в островном поселке Уссурийский при негласной поддержке мэрии и протестах прокуратуры Индустриального района коммунальщики, вырубив тепло, издевались над его жителями, гастербайтеры по указке «управляйки» незаконно громили дома с оставшимися там вещами и мебелью, мародеры сжигали гаражи и надворные постройки, где у людей хранился накопленный за многие годы нехитрый скарб, я что-то не слышал в их защиту громких голосов общественных организаций и, уж тем более, хабаровских народных избранников.
 
Кстати, на острове всю зиму прожили полсотни уссурийцев, так и не пожелавших оставить родной поселок. Людей лишили продовольствия - последний магазинчик был закрыт. Людей лишили ледовой дороги - запретив проезд. Людей лишили медицинской помощи - недавно там от инфаркта умерла женщина, родственники которой не могли вызвать неотложку.
 
Без всяких публичных слушаний и думских заседаний десятки (если не сотни) частных гаражей уже в самом Хабаровске по щелчку чиновничьих пальчиков ликвидировались, поскольку якобы закончился договор аренды земли, а на деле просто таким лихим образом шла зачистка удобных для строительства территорий. Пожилые люди, ветераны не могли достучаться до властей и депутатов, шли с последней надеждой на защиту своих прав к нам в редакцию и в другие СМИ. Примеров и иных масса, когда людей в Хабаровске лишали их собственности без всякого суда и следствия…
 
Но как только по коммерческим интересам самих чиновников и подконтрольных им структур был нанесен очень тупой, но, как ни странно, результативный удар, откуда не ждали, тут же началась паника, крики: «Полундра, наших бьют, ату этот СИЗО» и прочая вакханалия. А ее зрителями, заложниками и иногда невольными участниками, как правило, становятся простые люди.
 
И никто за все это ответственности, видимо, не понесет. Ни УФСИН, который, словно выскочивший чертик из табакерки, остановил своим судебным иском почти завершенное масштабное и затратное строительство, ни застройщик, поставивший под угрозу финансовые интересы своих инвесторов, ни администрация Хабаровска, выдавшая разрешение на строительство без проведения всех юридически необходимых согласовательных процедур с режимным ведомством. Если бы провели все процедуры на основании всех законов, и закрепили их договорами с печатями, не пискнула бы «ни разу» наша тюрьма из-за своего высокого кирпичного забора. А тут на тебе, выказалась…
 
В общем, как крикнула булгаковская ведьма Маргарита, пролетая мимо окошка коммуналки, в которой собачились женщины: «Все вы хороши!»
 
Андрей Мирмович,
специально для портала «Дебри-ДВ»
 
P.S. В начале публикации Константина Пронякина говорилось о том, что на 29 февраля срочным порядком были назначены депутатские слушания Хабаровской городской думы «о переносе СИЗО-1 из городской черты». Правда, в сегодняшней информационной сводке пресс-службы мэрии, пришедшей только что в нашу редакцию, никаких сообщений об этих слушаниях не оказалось. Может, завтра окажется? Или не стали в муниципалитете оглашать эти дебаты? Не отменили же их в самом деле после безобидной вчерашней заметки на «Дебрях»?