Игорь Матвеев.
Игорь Матвеев.
Правдоискатель. Борец. Правдоруб. Для многих такие слова звучат как диагноз. Или вранье, поскольку и время сегодня не героическое, и вообще - так не бывает, чтобы отдельно взятый гражданин боролся с окружающей его подлой действительностью сам по себе, один на один. Без партий, коалиций и гонораров. На воле и в тюрьме, куда его определили за все его подвиги, лишив свободы, но не высокой цели и глубоких внутренних убеждений.
 
Но вот, к примеру, Игорь Матвеев. Тот самый майор, что рассказал стране о «порядках» во Внутренних войсках МВД России. Вспомнили? Вспоминайте… Солдатиков кормят консервами для собак. В закрытых воинских частях проживают гастарбайтеры-нелегалы. Воровство, рукоприкладство, поборы, должностные подлоги... Неугодных наказывают. Виновных выгораживают. С таким заявлением два года назад майор вышел в интернет.
 
Те, кого он тогда назвал поименно, командиры дислоцированных в Приморье частей и командование Восточного регионального командования ВВ МВД РФ, так и посчитали: майор слегка не в себе. И объявили, что он, кроме того, что чудик, еще и плохой офицер - алкоголик, скандалист и драчун.
 
Следом в воинские части устремились комиссии, и позорные факты из обращения Матвеева - все до одного! - подтвердились. Были приняты меры. Главных врагов нашего правдоруба - командующего внутренними войсками Дальневосточного региона, комбрига, начштаба… повысили в должностях. Поощрили даже скромного юриста воинской части, подделавшего важный документ: там сначала был упомянут все тот же Матвеев, обнаруживший и выдворивший с закрытой территории внутренних войск гастарбайтеров-нелегалов, а потом под тем же номером был издан все тот же приказ, но уже без Матвеева. Типа сами с усами, «майоришка» ни при чем. Теперь этот скромный войсковой юрист - судья Владивостокского гарнизонного суда, «Ваша честь».
 
В общем, в результате проверок все уцелели. Даже прапорщик из Чугуевки по фамилии Герцог, тот самый, что умело маскировал собачьи консервы «Белка и Стрелка» под солдатскую тушенку, отделался штрафом и легким испугом.
 
Судили и отправили за решетку одного-единственного человека - разоблачителя всех безобразий майора Матвеева.
 
Сегодня он мотает срок за то, что якобы избил подчиненного. Напомним, подчиненный - едва не оказавшийся за решеткой прапорщик-наркоман. «Показал» на Матвеева - ему простили преступление, оставили на свободе. На тех, кто говорил на допросах, что Матвеев не бил веселого прапора, военно-следственное управление по Тихоокеанскому флоту завело уголовные дела «за дачу ложных показаний». Как будто бил майор Матвеев подчиненного или не бил - вообще не вопрос. Так что приговор (три с половиной года лишения свободы) ни разу не убеждает.
 
Матвеева увезли из Приморья в колонию под Нижний Тагил. Но недавно привезли назад, во Владивосток. Наручники, решетки, этапы, конвой - все это неважно, когда требуется доказать: ему мстят за то, что преступления и нарушения устава внутренних войск вскрыл именно он, Игорь Матвеев! Те, кто отнимает у него эту «пальму первенства», подделывая задним числом приказы и фальсифицируя уголовные дела, должны сесть за решетку вместо него. Он так считает, и точка, что и попытался доказать недавно во Владивостокском гарнизонном суде. Проиграл. Ведь любому нормальному человеку ясно: не для того повышали полковников и генералов, чтоб сажать их вместо «отработанного» майора.
 
Ему, Матвееву, тоже дают это понять. Да еще как! Возбуждают против него второе уголовное дело. Якобы тот, будучи командиром, вымогал у своих подчиненных деньги. И опять в роли «пострадавших» сомнительный контингент: бывшие беглецы-дезертиры, вспомнившие о «страшном» майоре почему-то только после скандала с консервами для собак.
 
Сегодня он просто Матвеев. Те, кого разоблачал, отобрали самое ценное, что у него было, - воинское звание «майор». Собственно, больше отбирать было нечего. Чудак не нажил за свою сорокалетнюю жизнь ни квартиры, ни прочего имущества. Семья, дети - житейские радости тоже не про него. Личная жизнь Матвеева - это стол, лист бумаги и шариковая ручка. И километры жалоб и заявлений убористым, по-военному четким почерком. Он пишет и пишет - в военно-следственное управление и военную прокуратуру Тихокеанского флота, в военные суды и в Генеральную прокуратуру РФ. Матвеев не прощал и не прощает ни одного ляпа, ни одного нарушения его гражданских прав.
 
Сам по образованию юрист, он делает то, что другой - «нормальный» - человек давно бы бросил: пишет жалобы о незаконности допросов и очных ставок, нарушениях в ведении протоколов, утере следствием документов, утаивании вещдоков… Методично таскает следователей по судам и, обложившись юридическими справочниками и томами УК и УПК (случается иногда и такое), эти суды выигрывает.
 
Читать его жалобы: «Все вышеизложенные обстоятельства указаны мною по той причине, что всё сразу, в совокупности, невольно заставляет меня в очередной раз обратиться в адрес генерального прокурора…» - вот оно, наказание-то! А ведь надо еще и реагировать… Иначе лишишься премии «за образцовое выполнение воинского долга», как лишились ее однажды военные прокуроры гарнизона залива Стрелок. Получив очередное неторопливое «сочинение» Матвеева и скривившись, как от зубной боли, они неосторожно «похоронили» его, положив на полочку в сейф. На что надеялись? Матвеев про жалобу, само собой, не забыл и довел дело до выше-стоящей инстанции, а та - до выговоров, «напоминаний об обязанностях, воинском долге» и прочих оргвыводов.
 
Если Матвеев «ненормальный», то что сказать про другую сторону баррикады - систему военной юстиции? Нормально ли, что сегодня ее лучшие силы брошены на то, чтоб посадить «зануду» по новому уголовному делу? «Преступление века» - якобы вымогательство Матвеевым денег у дезертира в 2010 году (!) - находится на особом контроле лично у военного прокурора Тихоокеанского флота. Генерал-майор юстиции С. Коломиец не только периодически внимательно изучает этот, мягко говоря, совсем невыдающийся материал, но и письменно информирует о результатах изучения руководство Военно-следственного управления СК РФ по ТОФ - сегодня тут снова «копают» под Матвеева.
 
Вот восемь печатных страниц за подписью военного прокурора ТОФ Сергея Коломийца. Не справка - подробнейшая, как для двоечников, инструкция: как устранить алиби Матвеева, как сгладить вранье потерпевшего, обойти нестыковки… «Подготовить план выполнения этих указаний. Докладывать мне с понедельника каждый день в 10.00 об исполнении», - расписался на информации Коломийца руководитель ВСУ по ТОФ полковник юстиции В. Грунин…
 
В общем, всем, кто сочувствовал и сочувствует майору Матвееву, в том числе: известному российскому политику и правозащитнику Элле Памфиловой, экс-комиссару Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесу, бессменному председателю Хабаровского комитета солдатских матерей Валентине Решеткиной, Совету по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России, выступившему год назад с заявлением в защиту Матвеева, - всем привет от генерала Коломийца и полковника Грунина, сил не жалеющих, чтоб правдоруб, севший по странному приговору в сентябре 2011-го, получил новый срок по новому делу.
 
Они гоняют его этапами из Нижнего Тагила во Владивосток и обратно. Бросают Матвеева, бывшего «мента», в общие камеры с уголовниками. Возбуждают дела в отношении бывших его сослуживцев, давших показания в защиту. Так что теперь, по второму уголовному делу, он защищается в одиночку, никого ни о чем не прося.
 
Наверное, он - феномен. И для него не вопрос, надо ли отдавать жизнь и свободу высокой цели - борьбе с собачьими консервами в солдатской столовой, с чугуевским прапорщиком и далее по списку, до комбригов и генералов. Но вот вопрос: кроме «ненормального» Матвеева, это все еще кому-нибудь нужно?
 
Островская Наталья,
«Новая газета во Владивостоке», №189, 30.05.13
 
P.S.
Когда этот материал был уже подготовлен к печати, стало известно о возбуждении двух уголовных дел в отношении одного из главных оппонентов Игоря Матвеева - бывшего командира бригады Внутренних войск ВРК МВД РФ полковника Валентина Султанбекова. В ответе, полученном на днях Матвеевым из генеральной прокуратуры, сообщается, что предметом расследования являются нецелевое использование бюджетных средств и прочие нарушения при строительстве объектов на территории воинской части, проводится «сбор доказательств вины должностных лиц - полковника Султанбекова В. И. и майора Кривенко Д. Е.».
 
Как видим, чтоб добиться какой-то реакции на свои обращения, Матвеев «бомбил» инстанции целых два года.
 
Суд по второму уголовному делу в отношении него самого должен начаться не позднее июня - мы будем следить за процессом.
 
ПОД ТЕКСТ
Из заявления Рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 24.04.2012:

 
«Рабочая группа Совета пришла к выводу, что в отношении Игоря Матвеева и лиц, вставших на его защиту, ведется целенаправленная кампания уголовного преследования.
 
Вероятность того, что уголовные дела в отношении Матвеева «сфабрикованы» и являются своего рода расправой со стороны бывшего командования округа, крайне высока.
 
Очень многие должностные лица не заинтересованы в том, чтобы Матвеев вышел на свободу и продолжил добиваться привлечения к ответственности лиц, допустивших выявленные им факты коррупции, хищения и иных нарушений.
 
Дело Игоря Матвеева является одним из знаковых и, к сожалению, типичных дел современной России. Граждане, активно выступающие против беззаконий и злоупотреблений со стороны госструктур и должностных лиц, нередко подвергаются уголовному преследованию, а судебное разбирательство по таким делам, вместо установления истины и восстановления справедливости, действует как репрессивный механизм».
 
Островская Наталья,
«Новая газета во Владивостоке», №189, 30.05.13
http://novayagazeta-vlad.ru/189/Obshchestvo/Samsebevoin