Глава Нерюнгринского района Андрей Фитисов |
|
КТО ЗАТЕЯЛ ВОЙНУ ЖАЛОБ?
Сегодня процесс еще продолжается. Его ход не будет темой данного материала. Сегодня нас интересует только фрагмент одной фразы из ставшей предметом судебного разбирательства статьи Альбины Киян. Эта фраза, говоря языком юристов, тоже является спорной и наряду еще с десятком высказываний включена в иск Нерюнгринской районной администрации.
«Глава Нерюнгринского района… затеял войну жалоб друг на друга со своим первым заместителем, при этом незаконно уволив последнего, то «нашла коса на камень» во взаимоотношениях с председателем районного Совета депутатов».
«Фитисов затеял войну жалоб», - пишет газета «Индустрия Севера». С этого места давайте подробнее. Тем более, что автору этих строк есть о чем сказать, поскольку по долгу службы в те дни он находился в эпицентре событий, а память, слава Богу, пока еще не подводит.
Итак, поздно вечером 30 августа 2012 года (это был четверг) «Интерфакс», а также не менее известный сайт Lenta.ru, опубликовали сенсационное сообщение о том, что первый заместитель главы Нерюнгринского района Геннадий Ленц написал большую жалобу на своего шефа президенту Якутии Егору Борисову.
Должен сказать, что у меня давние отношения с журналистом, который в тот момент возглавлял якутское отделение «Интерфакса». В те дни мы общались, и о происходящем я узнал одним из первых. Жалоба Ленца действительно носила характер сенсации – столь неожиданными были изложенные в ней сведения. В письме Ленца говорилось о том, что «Андрей Фитисов после своего избрания на этот пост показал себя как малограмотный и совершенно неадекватный руководитель», что он «позволяет себе пить на работе, уходит в многодневные загулы» и так далее.
В то же время, как заметили даже сторонние наблюдатели, в жалобе было больше эмоций, чем фактов. Её явно писал очень обиженный человек. «Накануне Геннадий Ленц имел неприятный разговор с главой района. В настоящее время он находится на больничном. Чиновнику можно посочувствовать: его дела в последнее время складываются не совсем удачно, и у главы района есть основания быть недовольным его работой. Участие Ленца в недавно прошедшем в Нерюнгри праймериз, проводимом «Единой Россией» с целью определения своего кандидата на должность главы Нерюнгри, фактически закончилось его полным провалом. Так что переживать ему есть из-за чего», - писал в тот же день ИА SakhaNews.
Естественно, узнав о сенсационной жалобе, в тот же вечер я кинулся разыскивать «главного героя» опуса, написанного Ленцем. Увы - глава района был в командировке в Якутске. В этот момент я, кстати, подумал, как «удачно» выбран момент «слива» жалобы в СМИ.
В Нерюнгри Фитисов вернулся в понедельник, 3 августа. Утром я попросил главу района об эксклюзивном интервью для ИА SakhaNews. Первое же, что сказал мне Андрей Фитисов: «Письма, если оно было, я не видел, его копии - тоже. Публикацию в «Интерфаксе» читал. Я не верю, что эту жалобу писал мой первый заместитель!»
О-па!
Еще раз всё сначала. Итак, пока Фитисов в Якутске, Ленц пишет жалобу президенту. О ней еще ничего не знает президент, но уже вечером 30 августа трубят все СМИ. Фитисов, как и президент Борисов, узнает о жалобе из Интернета. 3 августа Фитисов говорит: «Я не верю, что Геннадий Иванович мог такое написать». 4 сентября в прямом эфире Егор Борисов признает: «Сначала жалоба появилась в электронных СМИ, потом попала ко мне!». Тем самым глава республики признает, что еще до получения им жалобы Ленца кто-то передал её информагентствам. (Кстати, кто и зачем? Не для того ли, чтобы создать нужное общественное мнение до того, как жалобу прочитает президент?)
А 7 марта редактор «Индустрии Севера» Альбина Киян пишет: «Фитисов затеял войну жалоб друг на друга со своим первым заместителем».
Какая «война»? Кто затеял? Жалобу писал Ленц, он это признает. Жалоба Ленца стала предметом всеобщих обсуждений. Ни одной жалобы Фитисова не существует. Он их не писал.
Это не война, а «вероломное нападение», как говорили 22 июня 1941 года.
НА ЧЕЙ КАМЕНЬ НАШЛА КОСА?
Часть вторая той же замечательной фразы: «Нашла коса на камень» во взаимоотношениях с председателем районного Совета депутатов». Давайте и здесь разберемся.
Местные политические события последних полутора лет, и их отражение в прессе не избавляют от устойчивого внутреннего ощущения, что в Нерюнгринском районе успешно окопалась и регулярно действует некая «партия войны». Она финансируется и морально поддерживается извне и изнутри. Совершаются странные визиты, отдаются секретные (в небольшом городке они быстро перестают быть секретными) указания. Для исполнения заданий нанимаются «боевики» (в их числе мастера фальсификаций и передергивания фактов в СМИ) и диверсанты-интриганы в разных лагерях.
Задача «партии войны» - столкнуть местных руководителей между собой. Цель – разжигая местные конфликты, половить рыбку в мутной воде внутренних противоречий.
Кто сегодня сможет доказать, что после провала операции «Ленц», окончившейся поражением первого замглавы на выборах главы города и его увольнением с должности, практически сразу же (в ноябре-декабре 2012 года) «партия войны» не приступила к разработке операции «Кошукова»?
Напомним, Галина Кошукова - председатель Нерюнгринского районного совета депутатов. Избрана 29 февраля 2012 года по предложению главы Нерюнгринского района Андрея Фитисова (23 голоса за, 2 против).
Чисто юридический, законодательный вопрос о статусе председателя районного совета постарались перевести в личностную плоскость. «Фитисов желает свержения Кошуковой», - типичный газетный заголовок этого полугодия в Нерюнгри. Именно в этом местные газеты, обеспечивающие информационную поддержку «партии войны», настойчиво пытались убедить своих читателей.
Надо отдать должное выдержке и разуму местных политиков. И Андрей Фитисов, и Галина Кошукова, которых цинично и откровенно «сталкивали лбами», в сложной ситуации вели себя предельно достойно и корректно.
«Взаимоотношения главы района с председателем районного совета депутатов - нормальные, рабочие. Не надо переплетать вопрос Устава района с вопросами личных и служебных отношений конкретных лиц. Еще раз подчеркну, что это я инициировал избрание Галины Кошуковой на пост председателя. И я не отказываюсь от этого. Я никогда не был против этого – ни год назад, ни сейчас», - Андрей Фитисов, пресс-конференция 14 мая.
«У нас никогда не было конфликтных ситуаций с главой Нерюнгринского района Андреем Фитисовым», - Галина Кошукова, пресс-конференция 27 мая.
Так откуда же взялась фраза в «Индустрии Севера» - «Нашла коса на камень» во взаимоотношениях с председателем районного Совета депутатов»?
На судебном процессе этот вопрос тоже прозвучал. В качестве доказательства, что конфликт председателя райсовета с главой района был, представитель газеты-ответчика попросила приобщить к материалам дела публикацию в той же «Индустрии Севера» 14 декабря 2012 года - «Почему читателей ввели в заблуждение?».
В этой публикации есть претензии Галины Кошуковой к неточностям, на её взгляд, допущенным в информации пресс-службы Нерюнгринской районной администрации. Председатель райсовета в рабочем порядке более объемно и четко объяснила ситуацию. Сделала это Галина Кошукова, как всегда, очень спокойно и с достоинством. Однако назвать рабочие уточнения - «конфликтом с Андреем Фитисовым» - было бы, мягко говоря, неправдой.
Поэтому Галина Кошукова нисколько не лукавит, утверждая, что у неё никогда не было конфликтных ситуаций с главой района.
Таким образом, операция «Кошукова» тоже провалилась. Но «партию войны» это, видимо, совсем не устраивает. Наверняка, ближайшее время мы услышим вздох разочарования в адрес председателя райсовета, который не оправдал надежд «партии войны», всячески разжигавшей конфликт на вопросе районного Устава.
КАМО ГРЯДЕШИ?
Следующей акцией «партий войны» в Нерюнгринском районе может стать операция «Олейник». Увы.
Безусловная человеческая порядочность нового мэра Нерюнгри, конечно, добавит сложностей идеологам конфронтации. Столкнуть Олейника с Фитисовым, при явном сопротивлении обоих, им будет очень непросто.
Но тревожные звоночки уже звучат. При сохраняющемся высоком рейтинге главы города, в последние недели появляется всё больше вопросов к его окружению. В команде Олейника прибавляется «ястребов», для которых важнее не решение актуальных проблем города (которые осознает и о которых говорит мэр), а решение личных сиюминутных задач. В том числе через обслуживание «партии войны», функционеры которой явно считают, что Олейник им что-то «задолжал».
Это очень тревожная для городской власти тенденция. Особенно на фоне объемной предвыборной программы, которую президент Борисов 12 мая охарактеризовал фразой: «Что-то ты много всего наобещал!»
«Медовый месяц» Олейника с городом закончился в 5 часов утра 20 мая, когда около сгоревшего на улице Южно-Якутская дома вырос нерюнгринский майдан. Начинается пора реальных испытаний. В этой ситуации конфликт города с районом пользы никому не принесет.
Разумеется, кроме действующей «партии войны» и её идеологов.
Олег Солодухин.
ИА «SakhaNews», 01.06.13