Если вчитаться в заявления официальных лиц министерства образования Хабаровского края, то можно сделать вывод о том, что система образования края в последние годы бурно развивается, трудности успешно преодолеваются. Мне, учителю, более четверти века отдавшему образованию, хочется высказать свое мнение.

 

Начну с плюсов, так как совсем без плюсов жизнь не складывается. Совершенно очевидно, что в крае стабильно работает школьная система, развивается внешкольная работа в части спорта, различного вида творческих направлений. Становление детского спорта, наверное, очевидно.

 

Это все так. Но также ясно и то, что страну кормят не спортсмены и художники, а инженеры, конструкторы, в общем, технари. Поэтому было бы интересно понять, что происходит в этой области. Я отдал дополнительному техническому образованию более 15 лет своей педагогической практики и потому могу компетентно оценить имеющиеся тенденции и современное состояние. И к большому сожалению не могу разделить мажорного настроения чиновников от образования.

 

Проблема, которую я хочу затронуть, очень серьезна и многогранна. Я буду лишь говорить о том, что хорошо знаю. Начнем с того, что качество физико-математического школьного образования падает, чтобы это понять, достаточно поговорить со школьными учителями физики и математики. Почему это происходит, сложно сказать. Я не стал бы винить в этом органы управления образования. Причин негативной тенденции, наверное, много. И падение уровня физматобразования - это проблема, пожалуй, мировая, а не краевая. Но реагировать на сложившуюся ситуацию надо безотносительно причин.

 

И для противовеса этой тенденции, на мой взгляд, есть хороший механизм. Это учреждения дополнительного образования. А теперь чистые факты. Примерно десять лет назад в Хабаровске закрылся последний кружок радиотехники и, насколько я знаю, закрывшееся детское объединение был последним в крае. В сентябре 2011 года в центре технического творчества в Хабаровске закрылось объединение программирования, известное под названием «Школа программистов», также последнее в системе государственного дополнительного образования края. В части программирования осталось некоторое количество школьных факультативов, которые ведут отдельные учителя - энтузиасты в меру своей подготовки. Хорошо подготовленных специалистов, работающих со школьниками больше в крае нет.

 

Вообще, озвученный центр технического творчества - это последний центр, где мальчишки Хабаровска могут заниматься техническим творчеством. Хотя лично я прекрасно помню времена, когда станции юных техников были почти в каждом микрорайоне. Такой центр есть еще в Комсомольске-на-Амуре и еще в ряде городов края. И все они об-ломки некогда мощной системы, где дорабатывают последние мастера -педагоги, средний возраст которых приближается к пенсионному. Многие из них уже пенсионеры и, к сожалению, замены этим учителям нет.

 

Текущее состояние дополнительного технического образования плачевно, и оно продолжает быстро ухудшаться. В 2011 году в краевом центре технического творчества была уничтожена не только школа программистов, но и объединение картинга, центр прекратил занятия по начальному техническому моделированию.

 

Для тех, кто думает, что дополнительное образование в силу своего названия есть что-то не очень существенное и нужно только для того, чтобы чем-то занять свободное время ребенка, хочу пояснить. Вся образовательная система, так как она когда-то была выстроена в СССР, представляет собой единое целое, где нет второстепенных частей. Школа дает базовое знание, кружки, или по новой терминологии, объединения, развивают в детях какие-то личные таланты и дают возможность сориентироваться в будущей профессии. Вуз завершает образование, выпуская готового специалиста. Так должна работать система. Но для этого нужна сильная школа, развитая система допобразования и сильные вузы.

 

А. Базилевский, министр образования Хабаровского края
А. Базилевский, министр образования Хабаровского края

В. Потопахин
В. Потопахин

Самое интересное, что предмет, являющийся передним краем современного технологического развития - программирование попало под наиболее тяжелый пресс. Не буду рассказывать историю уничтожения моей школы программистов, закрытой в сентябре текущего года, это проблема суда и органов прокуратуры. Предположим, что я был не прав, учил я плохо, десятки ребят, ставших программистами, не в счет, созданный авторский курс не в счет. Пусть закрыть было просто необходимо, при этом не найдя никакой альтернативы, пусть будет так. Но тогда все равно нет объяснения, почему министерство образования приступило к сворачиванию обучения программированию и в общеобразовательных школах. А именно это сейчас и происходит. В сентябре сего года на встрече с министром А.А. Базилевским узнал о том, что министерством принято решение прекратить обучение учителей информатики программированию. Это сообщение прозвучало от заместителя министра A.M. Короля.

 

Может быть, все наши информатики высококлассные специалисты в этой области, и учить их просто нечему? Думаю, что нет. Да, хорошие учителя есть и в достаточном количестве, но им нужна методическая поддержка, которой их лишили. Это не смотря на то, что в экзамене на высшую категорию для учителя информатики значительная часть заданий именно по программированию. Как интересно, по мнению министерства, учитель информатики должен повышать свою квалификацию и сдавать экзамен по предмету, по которому его никто не учит? Необходимо также не забывать и о ЕГЭ по информатике, сдать которое без программирования практически невозможно. А задания ЕГЭ в части С выходят далеко за пределы школьного курса.

 

Такое решение, может быть, было бы обосновано, если бы был зафиксирован бурный взрыв дополнительного образования, но в допобразовании края этот предмет более не преподается.

 

Выходит, что на словах мы за технологический прорыв нашей страны. Где-то там строят Сколково, а между тем в министерстве образования края уверены, что технологический прогресс нам без надобности.

 

Впрочем, лично я ответ получил более года назад на еще одной встрече с министром Базилевским. Это была встреча министра с педагогами дополнительного образования. Мне резанула слух фраза министра, цитирую: «Ну, я не знаю, чем еще можно занять детей, кроме спорта». При этом в зале сидели люди, которые знают, чем можно занять детей с пользой и для себя, и для государства. А получасом позже министр сообщил, что мы должны стать проводниками политики министерства в крае. Что это за политика - теперь более чем понятно.

 

Виталий Потопахин,

Хабаровск

«Интересная газета», № 9, декабрь 2011 г.

.